Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

25.6. Содержание обучения в 5 классе

25.6. Содержание обучения в 5 классе.

25.6.1. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Общие сведения о языке.

Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Приветствие на алтайском языке.

Текст как продукт речевой деятельности. Составление простого и сложного плана текста.

25.6.2. Фонетика. Гласные и согласные звуки.

Правописание алтайских букв j, 00000003.wmz, 00000004.wmz, 00000005.wmz. Произношение звука [j] в начале и середине слова.

25.6.3. Морфология.

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное.

Местоимение. Времена глаголов. Наречие. Служебные части речи.

25.6.4. Синтаксис.

Словосочетание и предложение. Предложения по цели высказывания.

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Однородные члены предложения.

Простые и сложные предложения.

25.6.5. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Фонетика, графика и орфоэпия как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Сингармонизм гласных. Долгие гласные и их правописание.

Правописание беглых гласных.

Система согласных звуков. Правописание согласных. Характеристика согласных звуков.

Правописание удвоенных согласных. Изменение звуков в речевом потоке.

Слог. Ударение.

Основные выразительные средства фонетики.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных. Проведение фонетического разбора слов.

Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав алтайского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем.

Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

25.6.6. Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка.

Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского, алтайского языков.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексика алтайского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса.

Лексика алтайского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки в речи. Фразеологические словари.

Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка. Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использование ее в различных видах деятельности.

Наблюдение за использованием выразительных средств лексикологии и фразеологии в произведениях разных стилей и функциональных разновидностей языка.

25.6.7. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Корень. Однокоренные слова.

Словообразующие, словоизменяющие и формообразующие аффиксы.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов. Особенности словообразования слов различных частей речи.

Словоизменяющие и формообразующие аффиксы и их правописание, удвоение гласных, согласных на стыке корня и аффикса.

Правописание аффиксов алтайского языка в заимствованных словах, аббревиатурах.

Сложные слова. Правописание сложных слов через дефис, раздельно, слитно.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетам его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.