Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

129.9. Содержание обучения в 8 классе

129.9. Содержание обучения в 8 классе.

129.9.1. Образцы устного поэтического творчества в наследии чувашских авторов.

Родовые памятники письменности. Свадебная словесность. Молитвы и благопожелания. Народная мудрость. Известные чувашские писатели (Е. Рожанский, Н. Бичурин, С. Михайлов, И. Яковлев, К. Иванов, И. Юркин, И. Тхты, Н. Шелеби, М. Сеспель, П. Хузангай, А. Алга, Я. Ухсай), их участие в сборе древней словесности, их роль в ее сохранении.

00006936.wmz (Магическая (обрядовая) словесность).

00006937.wmz" (Заговоры).

129.9.1.1. Теория литературы.

Средства поэтического языка магической словесности. Звуковая и ритмичная организация магического текста.

129.9.2. Письменные памятники разных эпох в зеркале чувашской культуры.

Культура древних тюрков (Письменные памятники предков). Тексты рунических памятников тюркских каганатов V - VIII веков. Тайна рунической письменности (письменность, сохранившаяся на камне и в орнаменте, на холсте). Родовое руническое письмо. Значение древней письменности. Руна 00006938.wmz (Руническая письменность). Чулсемпе 00006939.wmz 00006940.wmz упранса 00006941.wmz (Словесность, сохранившаяся на камнях и холстах).

Древнетюркские литературные памятники. Тексты на арабском и тюркском языках. Необходимость писать на арабском языке после принятия ислама в Волжской Булгарии. Разгром Волжской Булгарии огнем и мечом, угасание древней письменности. Поучительный характер произведений.

Культурно-литературные ситуации средних веков. Известные имена и события. Издание чувашско-русских словников, начало переводческой деятельности. Старочувашская письменность на основе русской графики. Первое пособие по изучению чувашского языка. Грамматика Е. Рожанского. Нравоучения на чувашском языке.

Памятники периода старой письменности. Их качество и значение. Отражение жизни в песнях, стихах. Значение од. Песни и стихи о народной борьбе. Речи и песни бунтарей и военачальников.

00006942.png

129.9.2.1. Теория литературы.

Понятие о письменных памятниках.

129.9.3. Влияние просветительства, чувашской системы образования на литературный процесс. Движение просветительства. Открытие Симбирской чувашской школы. Литературный процесс. Развитие родной (чувашской) литературы после введения новой письменности. Открытие духовных семинарий. Разносторонний показ жизни народа в словесности. Причины того, что заглавия рассказов, как правило, народные пословицы. Порицание бытовых недостатков и моральных невзгод.

Последняя четверть XIX века. Отзвук чувашских народных благословений. Сентиментализм и его обращение к изображению внутреннего мира обычного человека. Развитие литературного языка на основе народного, формирование высокого литературного стиля. Появление крупных жанров (помимо букварных текстов и мелких рассказов). Бытовые рассказы. Фольклор как источник поэзии.

Жизнь и творчество М. Федорова. Судьба сказочной лиро-эпической поэмы. Особенности поэмы, жанра, структура и художественные средства. Глубокий психологизм, образные сравнения, внутренний монолог, картины природы.

М. Федоров. Поэма "00006943.wmz" ("Арзюри").

129.9.3.1. Теория литературы.

Просветительский реализм как литературное направление.

129.9.4. Связь чувашской профессиональной литературы с мировой и русской классической литературой.

Время перемен в России. Усиление революционных настроений, рост национального самосознания. Первостепенное значение вопросов национальной культуры. Появление просветительского реализма, романтизма, натурализма, критического реализма в прозе и поэзии.

К. Иванов - классик чувашской литературы. Жизнь и творчество. Особенности поэмы "Нарспи", значение в жизни народа. Художественный мир поэмы. Образы.

Писатели, рожденные революцией (1901 - 1922). Известные писатели начала XX века, их значимые произведения. Новизна, принесенная двумя революциями. Романтизм в чувашской литературе. Романтический герой.

М. Сеспель - классик чувашской литературы. Жизнь и творчество. Лирический герой. Образ человека-борца. Художественные средства.

К. Иванов. Поэма "Нарспи".

М. Сеспель. Стихотворения "00006944.wmz" ("Гаснет день..."), "00006945.wmz уйра уяр..." ("Далеко в поле желтый зной..."), "00006946.wmz кун аки" ("Пашня Нового Дня"), "00006947.wmz" ("Морю").

129.9.4.1. Теория литературы.

Внутреннее построение лирических стихов и лиро-эпических поэм. Лирический герой, автор, повествователь, рассказчик.

129.9.5. Особенности влияния идеологии и политической конъюнктуры на литературный процесс.

Многоголосие, разнообразие авторских манер в литературе. Литературная борьба. Творческие группировки: общество А. Милли (1923), союз "Канаш" (1923), Челябинская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских писателей (1926). Развитие печати. Поиски и эксперименты в литературе. Главная тема - изображение революции и Гражданской войны.

Углубление процесса исследования и отображения сложных человеческих характеров. Время колхозного строительства. Трагизм судеб несправедливо репрессированных. Наиболее значимые темы художественных произведений: прошлое народа и его борьба, гражданская война, построение нового мира и нового человека. Широкое использование приемов гротеска.

И. Тукташ - мастер песни. Основные черты его творчества. Использование народной словесности. Своеобразие текстов песен. И.С. Максимов-Кошкинский - драматург, писатель, артист, режиссер, основоположник национального театра, организатор "Чувашкино". Развитие чувашского киноискусства.

Нравственные искания героев чувашской литературы. Идеальный образ. Изображение трагических событий в отечественной истории, судеб чувашских людей в век грандиозных потрясений и войн.

00006948.png

М. Кибек. Рассказ "Ягуар" ("Ягуар").

М. Данилов-Чалдун. Рассказ "Лизавета Егоровна".

И. Микулай. Рассказ "Госпитальте" ("В госпитале").

129.9.5.1. Теория литературы.

Сюжет и композиция эпических произведений. Элементы композиций.

129.9.6. Жанрово-стилевое многообразие чувашской литературы.

Развитие реализма в чувашской литературе. Модернизм. Психологизм в чувашской прозе. Основные темы и образы чувашской литературы. Социальная и нравственная проблематика чувашской драматургии. Основные темы и образы чувашской поэзии XX века (человек и природа, Родина, любовь, война, назначение поэзии).

Связь искусства с жизнью. Работа в литературе писателей разных поколений. Расширение горизонтов творчества. Отказ от схематизма, более вдумчивый и точный показ глубины жизни. Развитие всех жанров и течений словесности. Углубленный психологизм прозы Н. Петровской. Жизнь и творчество народного поэта Чувашии Ю. Семендера. Стихи и поэмы с солдатской тематикой. Философские проблемы гуманизма, жизни и смерти. Общенародный характер поэзии Ю. Семендера. Наиболее известные пьесы мастера чувашской драматургии Н. Айзмана. Тема и основная идея драмы. Чувство ответственности каждого человека. Победа справедливости. Долгая сценическая жизнь пьес Н. Айзмана. Тема и проблемы произведений Ю. Мишши. Своеобразие персонажей. Характеры героев, средства создания образов положительных и отрицательных героев. Г. Краснов - мастер научно-фантастического и приключенческого жанров в чувашской литературе. Основные черты произведений, герои, острота сюжета.

Углубление философии гуманизма в поэзии. Выход на первый план вечных вопросов: природа, время, любовь, жизнь и смерть. Богатство тематики и идейного содержания. Новые характеры, новые ситуации, новое мировоззрение, поиск художественных средств их отображения. Образ чувашской женщины. Вечные человеческие проблемы: поэт и поэзия, любовь и природа, жизнь и смерть, человек и общество.

00006949.png

129.9.6.1. Теория литературы.

Приемы, виды и элементы построения художественного произведения. Основные композиционные приемы. Художественная деталь.

129.9.7. Свободное творчество и литература без цензуры.

Политико-хозяйственная ситуация начала XXI века и положение отдельных социальных слоев общества. Известные люди этого периода, их труд. Влияние западных образцов. Признание модернизма, авангардизма, постмодернизма.

Жизнь и творчество поэта П. Эйзина, особенности его поэзии. Широта тематики и глубина мысли. Живые образы, полные чувства и новизны.

Гражданская позиция Н. Ильиной. Идейная новизна и поэтика. Произведения о развитии народа, его культуры. Будущее, судьба. Притчеобразность повествования.

П. Эйзин. Стихотворения из цикла "Савни юррисем" ("Песни любимой"). Н. Ильина. Рассказы "Даниил" ("Даниил"), "Юлашки 00006950.wmz" ("Последняя осень").

129.9.7.1. Теория литературы. Традиции и новаторство в художественной литературе.

129.9.8. Писатели родственных народов: тюркская литература.

Понятие общности и национального своеобразия. Общее и национально-особенное в литературе. Традиции и новаторство в художественном переводе. Жанровая специфика литератур родственных тюркских народов. Сходства и различие тем и проблем.

Из татарской литературы: Г. Тукай. Поэма "Шурале" ("Шурале") (перевод Я. Ухсая).

Из казахской литературы: "Маймбет юрри" ("Песня Маймбет") (перевод В. Митты).

Из узбекской литературы: Х. Алимджан. Стихотворение "Россия" (перевод П. Хузангая).

Из азербайджанской литературы: Р. Рза. Стихотворение "Баку" (перевод П. Хузангая).