99.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне основного общего образования
99.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (кабардино-черкесской) литературе на уровне основного общего образования.
99.11.1. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (кабардино-черкесской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (кабардино-черкесского) языка и родной (кабардино-черкесской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений кабардино-черкесской литературы, а также литературы народов России, русской и зарубежной литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в кабардино-черкесской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического, психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений кабардино-черкесского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
99.11.2. В результате изучения родной (кабардино-черкесской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
99.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
99.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
99.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
99.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
99.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
99.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
99.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (кабардино-черкесской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (кабардино-черкесской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
99.11.3. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставляя их действия и поступки, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и олицетворение), понимать их роли в раскрытии содержания произведения;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
вести диалог на материале прочитанного произведения;
выбирать произведения устного народного творчества для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), при необходимости - цитатный;
создавать небольшие тексты в устной и письменной форме по типу сочинений и малых жанров художественной литературы;
писать сочинение-описание и сочинение-повествование на материале жизненных и литературных впечатлений;
читать выразительно по ролям прозаические произведения;
участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и публично представлять их результаты (с учетом литературного развития обучающихся);
владеть начальными умениями использования энциклопедии, словари и справочники по литературе, в том числе электронной формой учебника.
99.11.4. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
определять духовно-нравственные ценности родной кабардино-черкесской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями русского народа;
формулировать собственное отношение к произведениям родной кабардино-черкесской литературы, оценивать произведения;
интерпретировать изученные литературные произведения, понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленно читать;
пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
понимать образную природу литературы как явление искусства;
понимать родное слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
различать основные жанры адыгского фольклора, понимать значение устного народного творчества как основы письменной кабардино-черкесской литературы;
строить устные и письменные высказывания по тематике изученных произведений родной литературы, создавать связный устный и письменный текст на родном языке с учетом литературных норм.
99.11.5. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
читать правильно и осознанно, вслух и про себя, пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
писать сказки по аналогии, сочинять собственные сюжеты;
характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (гипербола и литота), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
характеризовать и анализировать тексты различных жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы;
пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, пересказывать сюжет;
пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, составлять отзыв о прочитанном тексте, краткую аннотацию о книге;
применять литературоведческие понятия для характеристики и анализа текста;
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
устанавливать связи между фольклорными произведениями и произведениями письменной литературы на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
определять отраженные в эпосе черты адыгского национального характера;
характеризовать, определять и сопоставлять вариативность и общее в народных сказаниях у разных народов Кавказа и в древнегреческой мифологии;
определять особенности народных песен как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определять их роль в повествовании, характеризовать ритмико-мелодическое своеобразие адыгской народной песни;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя к ней свое отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора, давать аргументированную оценку прочитанному.
99.11.6. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать ключевые проблемы изученных произведений адыгского фольклора, кабардинских и черкесских писателей;
понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять в них нравственные ценности;
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительные средства языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
определять художественно-тематические особенности народных песен и сказаний-пшинатлей;
выявлять общность и различия в раскрытии писателями близких по сути тем в произведениях, относящихся к одному жанру;
описывать картины, созданные писателем (пейзаж, портрет, интерьер);
воспринимать многозначность слова в художественном тексте, выявлять авторское отношение к изображаемому на основе определения функциональной роли сравнений, эпитетов и метафор, использованных писателем в портретных зарисовках и в речи персонажей;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях.
99.11.7. Предметные результаты изучения родной (кабардино-черкесской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать родную литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
выявлять в произведениях разных жанров темы, посвященные Родине, окружающему миру, культуре, понятиям о добре и зле, дружбе, честности;
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка (метонимия), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений художественной литературы (от первых произведений до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учетом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов: использование разных видов чтения;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания литературного произведения и получения дополнительной информации о нем, составлять самостоятельно краткую аннотацию;
анализировать различные виды текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой и сложный план, находить средства выразительности;
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, писать отзыв на прочитанное произведение;
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
писать сочинение-рассуждение, сочинения на литературные и публицистические темы;
составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статьи;
пользоваться библиотечными фондами краеведческой литературы, энциклопедиями литературных произведений, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами;
сравнивать изученные и самостоятельно прочитанные художественные тексты одного или разных авторов, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты, темы и проблемы, жанры, стили, приемы, эпизоды, детали в целях более объективного восприятия и оценки произведений;
сопоставлять произведения кабардино-черкесской литературы с произведениями других народов России, выявлять их сходство и национальное своеобразие, объективно их оценивать;
выражать в процессе анализа произведений собственную аргументированную позицию, основанную на жизненном и читательском опыте;
осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность по родной литературе, оформлять ее результаты.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей