Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

39.10. Содержание обучения в 9 классе

39.10. Содержание обучения в 9 классе.

39.10.1. Морфология. Синтаксис. Стилистика.

Словосочетание.

Главные и второстепенные члены предложения.

Склонение имени существительного. Глагол и его изменение.

Причастный оборот. Все виды причастных оборотов.

Деепричастный оборот. Все виды деепричастных оборотов.

Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Главные и придаточные части в сложноподчиненных предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями. Бессоюзные сложные предложения.

Стили калмыцкого языка.

39.10.2. Тематический материал. Развитие речи. Культура речевого общения.

Здравствуй, школа! Здравствуй, осень! Продолжение работы по развитию речи: умения последовательно и логично излагать свои мысли, пересказывать прочитанное или увиденное.

Язык - бесценный дар, которым наделен человек. Язык одухотворяет народ, через язык осуществляется, оживает история.

Путешествие по родной земле. Каспийское море. Яркий отдых на Каспийском море. Цветущая степь. Кто побывал в этих краях однажды - обязательно вернется в этот удивительный край снова. Рассказ-беседа об особой роли родной земли в жизни человека. Воспитание любви к родной республике, бережного отношения к живой природе.

Интересные картины летнего отдыха. Рассказы обучающихся, обмен мнениями об особенностях летнего времени года. Наблюдение над природой, обмен впечатлениями. Работа над словарным запасом, устной и письменной речью, работа с текстом, обучение устному повествованию.

Известный калмыцкий путешественник Бааза-багш. Приобщение к духовно-нравственным ценностям родного языка и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Знакомство с жизнью и деятельностью выдающегося калмыцкого религиозного, общественного деятеля и путешественника, паломника из Дунд-Хурула.

Родина. Значение Родины в жизни каждого человека, в жизни людей разных поколений. Формирование чувства гордости за свою Родину, ее настоящее и прошлое.

Цена труда - уважение (по тексту "Герои труда"). Роль труда в жизни человека, подача новой информации, беседа-обмен мнениями о любимых профессиях. Чтение стихотворений и рассказов, пословиц и поговорок о труде. Просмотр видеофильмов, презентаций и обсуждение.

Любимое занятие в свободное время. Вид деятельности, которым человек увлеченно занимается в свободное время и при этом получает истинное удовольствие. Беседа-рассказ; работа с текстом, отработка навыков правильного чтения и техники чтения.

Путешествие в горы. Что дают горы человеку и природе? Водные ресурсы. В горах берут свое начало крупнейшие реки. Горы как место для активного отдыха, как пастбище для животных, место добычи полезных ископаемых. Диалог-обмен мнениями о свободном времени, о проведении его с пользой, о любимых занятиях и путешествиях.

История зарождения школ в Калмыкии. История нашей школы. Знакомство с историей просвещения дореволюционной Калмыкии, с историей долголетней борьбы калмыцкого народа за право открытия школ и обучения детей грамоте. Работа с новой информацией, беседа-рассказ об истории своей школы.

Охрана окружающей среды. Беседа-дискуссия о комплексах мер, предназначенных для ограничения отрицательного влияния деятельности человека на окружающую среду (природу). Диалог "Береги родную землю", выстраивание логической цепи рассуждения. Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Красота и величие калмыцкой степи в любое время года, богатство степи. Беседа-рассказ "Степь и времена года". Комплексная работа с текстом. Работа над навыками просмотрового, самостоятельного чтения, говорения, над передачей содержания текста, составлением вопросов по тексту.

Калмыцкие народные песни. Современные калмыцкие песни. А. Манджиев как источник духовной энергии молодежи. Прослушивание и просмотр видеороликов с народными песнями, знакомство с творчеством А. Манджиева, прослушивание его песен, работа с текстом учебника.

Зима, весна, лето: трудности зимовки и радость, значимость весны и лета для наших предков. Ознакомление с историей жизни кочевников, беседа-опрос о четырех видах калмыцкого скота. Просмотр документальных фильмов и презентаций. Усиление мотивации к познанию жизни наших предков.

Цели и задачи современной молодежи. Беседа о молодежи как особой социально-возрастной группе, отличающейся возрастными рамками и своим статусом в обществе, о ее целях и задачах. Роль молодежи в современном обществе. Жизненные стратегии, проблемы и перспективы молодых людей. Чем интересуется поколение XXI века?

Калмыцкая национальная кухня. Знакомство с самобытной кухней калмыков - необычной и колоритной. Калмыцкая кухня - выражение глубоких корней народа, удивительное сочетание простоты, питательности и вкуса любого блюда.

Символика Республики Калмыкия, России. Государственные символы Республики Калмыкия. Изучение истории своего народа, знание символики Калмыкии, России. Работа над текстом как единым смысловым и структурным целым, включающим связанные между собой и тематически объединенные, законченные фрагменты материала по развитию речи.

Герои гражданской войны: Харти Кануков, Ока Городовиков. Актуализация ранее полученных знаний. Использование возможных источников информации при объяснении новой темы. Чтение и работа с текстами. Воспитание патриотических чувств на основе истории страны, республики, через образы героев гражданской войны.

Телевидение Калмыкии. Беседа-рассказ об истории становления калмыцкого телевидения. Телевидение - оригинальный и уникальный социально-политический и культурный феномен.

Мужество и доблесть героев Великой Отечественной войны Эрдни Деликова, Баатра Басанова. Беседа-опрос о Великой Отечественной войне. Просмотр и комментирование документальных фильмов и презентаций о героях войны. Воспитание уважения к борцам за свободу, чувства гордости за свой народ и Родину.

Духовная культура наших предков в обычаях и традициях калмыцкого народа. Усиление мотивации к познанию и осмыслению культуры наших предков. Традиции и обычаи народа - это свидетельство духовного богатства и высокой культуры, возникшее они под влиянием жизненного опыта.

Известные ученые Республики Калмыкии: П.М. Эрдниев, Д.А. Павлов. О том, что деятельность ученых характеризуется высоким уровнем трудоемкости и сложности. Основная цель ученых - поиск новых истин, знаний. Иллюстративный переход к методу проблемного изложения, коллективная работа над материалом темы.

Спорт и здоровый образ жизни. Беседа-расспрос на основе знаний обучающихся о спорте - одной из составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это жизнь, направленная на профилактику заболеваний и укрепления организма.

Кабинет калмыцкого языка как мощнейшее средство воспитания у детей любви к родному языку.

Особенности национального характера калмыцкого народа в годы депортации. Углубление мотивации к познанию и осмыслению трагических страниц в жизни народа. Углубление знаний об истории родного края. Воспитание чувства гражданственности, любви к малой родине, уважительного отношения к представителям старшего поколения.

39.10.3. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Речевой аппарат. Место образования звуков. Гласные и согласные звуки калмыцкого языка: количество, произношение, классификация, характеристика. Гласные звуки переднего и заднего ряда, огубленные и неогубленные. Звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки. Обозначение при письме звуков 00001164.png. Буквы, обозначающие сочетание двух звуков: е, е, ю, я. Правописание букв ъ и ь. Сопоставительный анализ гласных и согласных звуков калмыцкого и русского языков.

Изменения в системе гласных и согласных звуков. Комбинаторные и позиционные изменения гласных. Закон сингармонизма, его виды. Ассимиляция звуков. Аккомодация. Виды ассимиляции.

Слог. Ударение в калмыцком языке. Ударный слог. Ударение в заимствованных словах. Особенности словесного ударения в калмыцком языке. Логическое ударение. Понятие об интонации.

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного калмыцкого литературного языка. Использование орфоэпического словаря калмыцкого языка при определении правильного произношения слов. Транскрипция. Фонетический анализ слова.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

39.10.4. Морфемика. Словообразование.

Корень и аффикс. Основа слова. Формообразующие и словообразующие аффиксы. Однокоренные слова. Способы словообразования в калмыцком языке. Корневые, производные, составные и парные слова. Морфемный и словообразовательный анализ слов.

39.10.5. Лексикология. Фразеология.

Лексическое значение слова. Использование в речи синонимов, антонимов, омонимов. Цепочка синонимов. Использование словарей синонимов и антонимов.

Фразеологизмы, толкование их значений, употребление в речи. Работа с толковым словарем калмыцкого языка. Лексический анализ слова.

39.10.6. Морфология.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имен существительных. Собственные и нарицательные имена существительные. Категория падежа и принадлежности. Склонение имен существительных с окончанием принадлежности по падежам.

Имя прилагательное. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных.

Глагол. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции. Категория времени. Спрягаемые личные (изъявительное, повелительное, условное, желательное наклонения) и неспрягаемые неличные (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие) формы глагола. Спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах. Вспомогательные глаголы. Морфологический разбор изученных частей речи.

39.10.7. Синтаксис.

Словосочетание.

Простое предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство.

Виды простых предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Простое и сложное предложение с сочинительными союзами. Синтаксический анализ простого предложения.

Понятие о сложных предложениях. Сопоставление сложноподчиненных предложений калмыцкого и русского языков.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Преобразование прямой речи в косвенную. Диалог. Строение диалога в калмыцком языке.

39.10.8. Орфография. Пунктуация.

Правописание гласных и согласных. Правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков. Правописание заимствованных слов.

Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

39.10.9. Речевая деятельность и культура речи.

Понятие об устной и письменной речи. Различие понятий "язык" и "речь", видов речи и форм речи.

Речевой этикет калмыцкого языка. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Понимание особенностей использования мимики и жестов в разговорной речи.

Соблюдение интонации, осуществление выбора и организации языковых средств, контроль своей речи. Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм калмыцкого литературного языка.