Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования

70.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования.

70.11.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (хакасском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (хакасского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (хакасскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

70.11.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

70.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

70.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

70.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

70.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (хакасском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

70.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

70.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

70.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

70.11.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать богатство и выразительность родного (хакасского) языка, приводить соответствующие примеры;

характеризовать основные разделы лингвистики, основные единицы языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

объяснять различия между устной и письменной речью, диалогом, монологом, полилогом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 4 - 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге или полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 - 3 реплик;

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

применять различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 80 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 100 - 120 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 80 слов, для сжатого изложения - не менее 100 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом, использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности хакасов;

соблюдать при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов, словарного диктанта объемом 15 слов, диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение первого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), пользоваться разными видами лексических словарей, соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

распознавать основные признаки текста, делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы), распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова), применять эти знания при создании собственного текста (устного и письменного);

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

характеризовать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности), с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

использовать знания об основных признаках текста, особенностях функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностях языка в практике создания текста (в рамках изученного);

создавать тексты-повествования с использованием жизненного и читательского опыта, тексты с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 60 слов);

восстанавливать деформированный текст, осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;

работать с прослушанным и прочитанным научно-учебным, художественным и научно-популярным текстами: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации, редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);

иметь общее представление об особенностях хакасской разговорной речи, функциональных стилей хакасского языка, языка художественной литературы;

характеризовать звуки, понимать различие между звуком и буквой, характеризовать систему звуков;

различать гласные переднего и заднего ряда, понимать закон гармонии гласных, употреблять гласные и и ии в твердых и мягких словах, употреблять долгие гласные, иметь представление об их правописании, произносить гласные 00005113.wmz, 00005114.wmz, i;

различать звонкие и глухие согласные звуки, понимать правило ассимиляции согласных, правильно писать согласные буквы, произносить и писать парные (двойные) согласные, а также согласные 00005115.wmz, 00005116.png, 00005117.png,

проводить фонетический анализ слов;

выделять слоги в словах, расставлять ударение в соответствии с правилами, владеть правильной интонацией;

применять основные правила хакасской орфографии: правильно писать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, долгие и краткие гласные звуки, писать прописную букву в именах собственных и кавычки в названиях, писать удвоенные согласные в разных частях речи, писать буквы, обозначающие йотированные гласные е, е, ю, я в хакасских словах, правильно писать и произносить слова, заимствованные из русского языка, переносить слова в соответствии с правилами;

объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов, подбор синонимов и антонимов, определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря);

распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы, различать многозначные слова и омонимы, правильно употреблять слова-паронимы;

характеризовать тематические группы слов, родовые и видовые понятия;

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного), пользоваться лексическими словарями (толковым, синонимов, омонимов);

характеризовать морфему как минимальную значимую единицу языка;

распознавать морфемы в слове (корень, аффикс, окончание), выделять основу слова, находить однокоренные слова, различать аффиксы падежа и числа существительных, лица и числа глагола, аффиксы принадлежности и сказуемости, отрицания;

применять способы образования новых слов в хакасском языке (аффиксация, словосложение, чередование, перевод слов из одной части речи в другую (конверсия), сокращение слов (аббревиация);

находить чередование звуков в морфемах;

проводить морфемный анализ слов;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в хакасском языке для решения практико-ориентированных учебных задач, распознавать самостоятельные и служебные части речи;

определять имя существительное как часть речи, характеризовать морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, роль имени существительного в речи, различать лексико-грамматические разряды имен существительных по значению, собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, выделять аффиксы словообразования имен существительных, образовывать имена существительные путем словосложения, определять число, падеж имени существительного в тексте, склонять имена существительные, выделять категорию принадлежности имени существительного, различать фонетические варианты аффиксов падежей и категории принадлежности, выделять формообразующие аффиксы имени существительного с уменьшительно-ласкательным значением, проводить морфологический анализ имен существительных;

определять имя прилагательное как часть речи, характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, определять роль имени прилагательного в речи, выделять аффиксы словообразования прилагательных, различать разряды имен прилагательных, образовывать степени сравнения прилагательных, правильно писать имена прилагательные, проводить морфологический анализ имен прилагательных;

определять глагол как часть речи, характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола, роль глагола в речи, определять начальную форму глагола, образовывать глаголы при помощи аффиксов -ла, -ле, -на, -не, -та, -те, -а, -е, различать глаголы совершенного и несовершенного вида, глагольные формы причастия, деепричастия, определять время глагола (настоящее, будущее, прошедшее), изменять глаголы в настоящем времени по лицам и числам, образовывать формы будущего и прошедшего времени и изменять их по лицам и числам;

определять синтаксис как раздел грамматики, характеризовать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;

выделять признаки словосочетания, различать основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слов, определять средства связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

определять предложение и называть его признаки, различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, понимать их смысловые и интонационные особенности, выражать вопрос и побуждение;

находить главные члены предложения, определять подлежащее и морфологические средства его выражения, сказуемое и морфологические средства его выражения, корректно ставить тире между подлежащим и сказуемым;

различать предложения распространенные и нераспространенные, выделять второстепенные члены предложения (дополнение, обстоятельство, определение), выстраивать правильный порядок слов в предложении;

находить предложения с однородными членами, указывать средства связи однородных членов, объяснять интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами, различать однородные и неоднородные определения;

находить предложения с обращениями, определять место обращения в предложении, указывать функции и способы выражения обращения, выделять интонационно предложения с обращением, ставить знаки препинания в предложениях с обращениями.

70.11.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

характеризовать функции хакасского языка как государственного языка Республики Хакасия и языка хакасского этноса, приводить примеры использования хакасского языка в качестве государственного (в рамках изученного), иметь представление о хакасском литературном языке, понимать диалектную основу хакасского литературного языка и принципы, определяющие выбор диалекта в качестве основы литературного языка;

создавать устные монологические высказывания (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение) объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы, выступать с сообщением на лингвистическую тему, участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 3 - 4 реплик;

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи, владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 160 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 150 слов, для сжатого изложения - не менее 155 слов);

осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией, пользоваться двуязычными словарями, оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления, использовать толковые словари;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, словарного диктанта объемом 18 - 20 слов, диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение второго года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями), соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи, характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);

выявлять средства связи предложений в тексте, в том числе притяжательные и указательные местоимения, видовременную соотнесенность глагольных форм;

применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике, использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта, произведение искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 90 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;

представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного хакасского литературного языка;

характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи, перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения, анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (рассказ, заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);

применять знания об официально-деловом и научном стилях при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

характеризовать лексику хакасского языка с точки зрения ее происхождения (исконная лексика и ее тематические пласты), понимать законы образования новых слов и принципы заимствования как основные пути пополнения словарного состава современного хакасского языка, выделять заимствованные слова, называть основные причины их заимствования, различать архаизмы и неологизмы, устаревшие слова (историзмы и архаизмы), нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные слова;

различать лексику хакасского языка с точки зрения сферы употребления (общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления (диалектизмы, термины, профессионализмы, жаргонизмы);

определять понятие о фразеологических оборотах хакасского языка, различать фразеологию нейтральную, разговорную, книжную, понимать особенности ее употребления, различать свободные сочетания слов и фразеологические обороты, использовать фразеологический словарь хакасского языка;

определять число имен существительных, изменять существительные с аффиксами принадлежности, изменять существительные по падежам в единственном и множественном числе, отмечать стилистические различия в использовании аффиксов падежа и принадлежности, объяснять категорию именной сказуемости;

выделять аффиксы словообразования прилагательных, различать качественные прилагательные для обозначения цвета, вкуса, размера, выделять случаи перехода прилагательных в существительные (субстантивация) и наречия и изменения их синтаксической функции, выделять несклоняемые прилагательные, образовывать степени сравнения прилагательных синтаксическим способом, различать прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы, понимать текстообразующие возможности прилагательных;

определять значение и грамматические признаки имен числительных, различать разряды числительных по значению и строению, отмечать неизменяемость числительного в сочетании с существительным и изменяемость по падежам при одиночном употреблении в роли дополнения, объяснять синтаксическую функцию числительных;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений, изменять по падежам личные, указательные, притяжательные, определительные, вопросительные и относительные, неопределенные и отрицательные местоимения;

определять начальную форму глагола, выделять аффикс отрицания в отрицательных формах глаголов, изменять глаголы по лицам и числам, определять залог глагола (основной, возвратный, совместно-возвратный, страдательный, понудительный), выделять аффикс залога, определять наклонение глагола (изъявительное, повелительное, условное, предположительное, желательное, сослагательное), его морфологические показатели, определять формы возможности и невозможности, образовывать повелительное наклонение глаголов, изменять их по лицам и числам, образовывать изъявительное наклонение, учитывая времена (настоящее время данного момента и настоящее - будущее, будущее время категорическое и неопределенное, прошедшее время категорическое, неочевидное, давно прошедшее, будущее в прошедшем), различать вспомогательные глаголы для передачи способов действия;

выделять сложное предложение с союзами, ставить запятую в сложном предложении перед противительными союзами че, 00005118.png, а.

70.11.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

иметь представление о хакасском языке как развивающемся явлении;

осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории хакасов с тюркскими народами Сибири (приводить примеры);

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 4 - 5 реплик;

владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалог-сообщение информации;

владеть различными видами аудирования (выборочное, ознакомительное, детальное) публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым;

устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 110 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 210 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 160 - 170 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 180 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов, словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, соблюдать при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, выявлять его структуру, особенности абзацного членения, языковые средства выразительности в тексте;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием собственного жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 130 - 140 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный, назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в тексте, передавать содержание текста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационной переработки текста, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы, представлять содержание таблицы, схемы в виде текста;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты, редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного хакасского литературного языка;

характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью, оформлять деловые бумаги;

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять значение и грамматические признаки причастий, выделять признаки глагола и прилагательного в причастии, образовывать временные формы причастий при помощи аффиксов прошедшего, будущего, настоящего времени, отмечать переход причастий в существительные, изменять их по падежам и числам, объяснять синтаксические функции причастий, выделять причастный оборот, в том числе с особым подлежащим при причастии, проводить морфологический анализ причастий;

определять деепричастия как особую группу слов с признаками глагола и наречия, выделять аффиксы деепричастий, объяснять синтаксические функции деепричастий, выделять деепричастный оборот, проводить морфологический анализ деепричастий, строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, ставить знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

различать разряды наречий по значению, выделять аффиксы словообразования наречий, образовывать степени сравнения наречий, объяснять синтаксические свойства наречий, проводить морфологический анализ наречий, пользоваться правилами написания наречий (слитное, раздельное, дефисное);

выделять модальные слова как переходный этап между отдельным словом и частицей, различать типы модальных слов;

различать служебные части речи, объяснять их отличие от самостоятельных частей речи;

определять послелог как неизменяемую часть речи, объяснять морфологические и синтаксические признаки послелогов, различать виды послелогов (послелоги-слова, управляющие послелоги, изафетные послелоги);

определять союз как служебную часть речи, объяснять роль союза в организации речи, различать союзы простые и сложные, одиночные и повторяющиеся, различать сочинительные и подчинительные союзы, определять союзные слова, употреблять союзы для связи членов предложения и предложений;

определять частицу как служебную часть речи, различать разряды частиц по значению и употреблению, правильно писать частицы, объяснять их роль в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, употреблять частицы в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской, выделять интонационно предложения с частицами;

определять междометия как особую группу слов, различать разряды междометий по значению (выражающие чувства, побуждающие к действию, этикетные междометия), междометия производные и непроизводные, проводить морфологический анализ междометий;

выделять подражательные слова, различать разряды подражательных слов (звукоподражательные и образоподражательные);

использовать междометия и подражательные слова в разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии, интонационно и пунктуационно выделять их в предложении;

выделять случаи омонимии слов разных частей речи, понимать грамматическую омонимию, использовать грамматические омонимы в речи;

определять порядок слов в простом предложении, понимать коммуникативные функции порядка слов, видеть обособленные члены предложения;

выделять прямую речь, ставить знаки препинания при прямой речи;

составлять этикетный диалог для выражения приветствия и прощания, пожелания, извинения, совета, согласия, несогласия, запрещения;

распознавать сложное предложение с союзами че, 00005119.png, ставить знаки препинания в сложных предложениях с союзами че, 00005120.png.

70.11.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о тюркской группе языков и хакасском языке как одном из тюркских языков, в грамматическом строе которого сохранились все черты тюркских языков;

создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 - 7 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 5 реплик);

владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

владеть различными видами чтения, устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 260 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 220 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 240 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов, словарного диктанта объемом 25 - 30 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 140 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи, объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета, соблюдать в устной речи и при письме правила хакасского речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности, указывать способы и средства связи предложений в тексте, анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи, анализировать языковые средства выразительности в тексте;

распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи, анализировать их, применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, тексты с использованием произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений, сочинения объемом не менее 190 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: создавать тезисы, конспект, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

редактировать тексты: собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему);

создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров, оформлять деловые бумаги;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

характеризовать синтаксис как раздел лингвистики;

характеризовать пунктуацию как систему правил постановки знаков препинания, объяснять функции знаков препинания;

выделять основные признаки словосочетания, различать виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные) и типы подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание), проводить синтаксический анализ словосочетаний, выделять случаи грамматической синонимии словосочетаний;

характеризовать основные признаки предложения (смысловая и интонационная законченность, грамматическая оформленность), различать виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные, невосклицательные), выделять их интонационные и смысловые особенности;

употреблять языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;

использовать средства оформления предложения в устной и письменной речи (интонация, логическое ударение, знаки препинания);

различать виды предложений по количеству грамматических основ (простые, сложные), виды простых предложений по наличию главных членов (двусоставные, односоставные), виды предложений по наличию второстепенных членов (распространенные, нераспространенные), различать предложения полные и неполные, употреблять неполные предложения в диалогической речи, соблюдать в устной речи интонацию неполного предложения;

понимать нормы построения простого предложения, использования инверсии;

различать способы выражения подлежащего, способы выражения и виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, именное, составное именное);

характеризовать определение, дополнение как второстепенные члены предложения, приложение - как особый вид определения, различать дополнения прямые и косвенные;

характеризовать обстоятельство как второстепенный член предложения, различать виды обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия, уступки);

распознавать односоставные предложения, указывать их грамматические признаки и понимать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений, различать виды односоставных предложений (назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения), выделять случаи синтаксической синонимии односоставных и двусоставных предложений, употреблять односоставные предложения в речи;

распознавать простое осложненное предложение, предложения с однородными членами, различать однородные члены, связанные без союзов и с помощью сочинительных союзов, выделять предложения с несколькими рядами однородных членов, ставить запятую между однородными членами, выделять обобщающие слова при однородных членах;

выделять предложения с обособленными членами, различать виды обособленных членов предложения (обособленные определения, обособленные приложения, обособленные обстоятельства, обособленные дополнения);

выделять уточняющие члены предложения, пояснительные и присоединительные конструкции;

ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом, обособлять приложения, дополнения, обстоятельства, уточняющие члены, пояснительные и присоединительные конструкции, понимать стилистическую роль обособленных и необособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций;

выделять предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями, понимать основные функции обращения, способы выражения обращения, различать распространенное и нераспространенное обращение, определять место обращения в предложении, интонировать предложения с обращением, ставить в нем знаки препинания при письме;

распознавать вводные конструкции, понимать их роль и место в предложении, различать группы вводных конструкций по значению, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, ставить знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями;

распознавать вставные конструкции, понимать особенности их употребления, ставить знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями;

применять знания о нормах построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями на практике.

70.11.7. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать роль хакасского языка в жизни хакасского этноса, Республики Хакасия, общества, понимать внутренние и внешние функции хакасского языка и рассказывать о них;

создавать устные монологические высказывания разного типа объемом не менее 70 - 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы, выступать с научным сообщением;

участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные темы (объем не менее 5 реплик);

владеть различными видами аудирования научно-учебных, художественных, публицистических текстов и различными видами чтения;

устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 140 слов;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного хакасского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 130 - 150 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 130 - 150 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;

определять принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;

находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;

выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;

создавать высказывание на основе текста: выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме;

создавать тексты с использованием жизненного, читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений или объемом не менее 5 - 7 предложений сложной структуры, сочинения объемом не менее 230 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);

работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников и использовать ее в учебной деятельности;

подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 260 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 280 слов);

характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля, основные особенности языка художественной литературы, особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;

характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста, понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;

использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата и рецензии;

оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности, исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка, распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение;

распознавать сложные предложения, классифицировать их, понимать смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

выделять сложносочиненное предложение, различать виды сложносочиненных предложений, определять средства связи частей сложносочиненного предложения (союзы, союзные слова, частицы), понимать интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями, употреблять сложносочиненные предложения в речи, выделять случаи грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами, использовать нормы построения сложносочиненного предложения и правила постановки знаков препинания в нем, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;

распознавать сложноподчиненное предложение, выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, различать типы сложноподчиненных предложений по структуре (синтетические и аналитические), определять место придаточной части по отношению к главной, выделять способы связи главной и придаточной частей с помощью союзов, союзных слов, послелогов, аффиксов;

различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между структурами, различать сложноподчиненные предложения с придаточными подлежащными и сказуемостными, определительными и дополнительными, обстоятельственными (времени и места, образа и степени действия, причины и цели, условия и уступки), выделять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (с соподчинением и последовательным подчинением), различать однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей, различать грамматическую синонимию сложноподчиненных предложений и других типов сложных предложений, применять нормы построения сложноподчиненного предложения и постановки знаков препинания в них на практике, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;

распознавать бессоюзное сложное предложение, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, различать виды бессоюзных сложных предложений, употреблять бессоюзные сложные предложения в речи, отмечать грамматическую синонимию бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений, выделять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, ставить запятую и точку с запятой в бессоюзном сложном предложении, различать бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения, ставить двоеточие в бессоюзном сложном предложении, различать бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения, ставить тире в бессоюзном сложном предложении, проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений;

распознавать сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, различать типы сложных предложений с разными видами связи, проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи;

выделять прямую и косвенную речь, применять способы включения цитат в высказывание, использовать нормы построения предложений с прямой и косвенной речью и постановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью, с прямой речью, при цитировании.