Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

106.8. Содержание обучения в 7 классе

106.8. Содержание обучения в 7 классе.

106.8.1. Литература как искусство слова.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Добро и зло, справедливость, истина, красота, совесть, любовь и дружба, семья, ответственность, свобода - наиболее используемые авторами человеческие ценности.

106.8.2. Крымскотатарский фольклор.

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Народные песни. Частушки и мане. Народные приметы. Пословицы и поговорки. Быль.

Виды песен, их тематика (углубление знаний о жанре). Отражение в народных песнях традиций крымских татар. Лиричность и душевность народных песен. Песни, исполняемые на праздниках. Выражение в колыбельных песнях нежных материнских чувств. Излюбленный жанр народного творчества - частушки. Выразительность и образность языка частушек. Причина их популярности.

Бытовые песни.

Исторические и солдатские песни. Отражение исторических событий и реальных фактов из жизни в исторических песнях. Выражение духа народа и его стремления к свободе.

Обрядовые песни.

Лирические песни. Художественные особенности лирических песен. Тема любви и верности.

Народные приметы.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Быль. Понятие о были. Популярность жанра. Героическая и трагическая судьба Алима. Всенародная любовь, вера в силу и справедливость героя.

Теория литературы. Понятие о были. Углубление понятия о народной песне, пословицах и поговорках.

106.8.3. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.

Создание первичных представлений о древней крымскотатарской литературе. Орхоно-Енисейские рунические надписи. Литературный памятник "Надписи во славу Куль-тегина" - один из наиболее известных и художественно совершенных памятников древнетюркской письменности. Жанровая особенность и идея произведения.

Махмуд Крымский "Юсуф ве Зулейха" ("Юсуф и Зулейха") (краткие сведения о поэме). Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).

Теория литературы. Первичные понятия о методе в художественной литературе. Стихотворные размеры. Силлабическое стихосложение. Создание первичных представлений о периоде. Зарождение государства Золотая Орда: история, культурная жизнь, наука, литература.

106.8.4. Литература периода Крымского ханства.

Создание первичных представлений о периоде. История создания Крымского ханства. Вклад крымских ханов в литературу. Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:

Ашык Умер. Семаи. Къошма. Гъазеллер. Слово о кедае. Обзор творчества. Тематическое богатство, философское содержание поэзии. Раздумья поэта о жизни, смысле бытия.

Джанмухаммед, поэма "Тогъай бей". История создания поэмы. Образ Тогъай бея.

Теория литературы. Понятие о жанрах восточной литературы. Понятие о дестане. Понятие о поэме.

106.8.5. Литература XVIII - XIX веков.

Создание первичных представлений о периоде.

Эшмырза "Солдатлыкъ йырлары" ("Песни о солдатчине"). Слово о поэте. Стихотворения. О жизни кедая. Осуждение невыносимых условий военной службы. Близость произведения к народной поэзии.

106.8.6. Литература периода "пробуждения".

Создание первичных представлений о периоде. Символичность названия.

И. Гаспринский. Слово о просветителе. Издательская и просветительская деятельность И. Гаспринского. Газета "Терджиман" ("Переводчик"). И. Гаспринский и дети.

У.Ш. Тохтаргъазы. Слово о поэте. Стихотворения "Дюньяда не вар?" ("Что есть в мире"?), "Не керек?" ("Что нужно?"), "О недир?" ("Что это?"). Призыв поэта к молодому поколению. Стихотворение - гимн знаниям. Основной пафос стихотворения - разоблачение социальной несправедливости. Сочувствие угнетенному народу.

Я. Шакир-Али "Мектеп ве миллий тиль" ("Школа и национальный язык"), "Танъ" ("Рассвет"), "Саат" ("Время"), "Денъиз ве ель" ("Ветер и море"). Тематическое многообразие поэзии. Простота и глубина мыслей. Философское содержание лирики.

106.8.7. Литература XX века.

А. Гирайбай, стихотворение "Татар оджасына" ("Татарскому учителю"). Слово о поэте. Самоотверженность учителя в борьбе за просвещение, его бедственное положение в обществе.

У. Ипчи, рассказ "Куреш" ("Борьба"). Слово о писателе Реалистическая жизнь простых селян. Отражение народных традиций в произведении. Тематика и проблематика рассказа. Авторское отношение к героям.

Э. Шемьи-заде, стихотворения "Акъшам денъиз ялысында" ("Вечерний берег моря"), "Йырларым" ("Мои песни"), "Шайлы къыз" ("Красивая девушка"), "Арыкъбаш этегинде". Слово о поэте. Богатство метафорического языка. Поэтическое восприятие окружающего мира природы. Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворениях.

Ю. Болат "Алим" ("Алим") (отрывок романа.). Характеристика персонажей произведения. Раскрытие главных черт их характеров: честности и благородства.

А. Осман "Аметнинъ козьяшлары" ("Слезы Амета"). Рассказ о бесправном положении народа в годы депортации. Драматическая судьба Амета. Авторское отношение к герою. Слово о писателе.

Р. Муедин "Асанчыкъ ве Къашкъачыкъ" ("Асан и Къашкъа"). Слово о писателе. Тема депортации в произведении. Картина всенародного горя. Рассказ о страданиях и гибели мальчика и его собаки.

У. Эдемова "Гъайып аскернинъ анасы" ("Мать пропавшего без вести солдата"). Тема тяжелой материнской доли в рассказе. Драма матери, ждущей погибшего сына до последнего.

Теория литературы. Понятие о лирическом произведении. Особенности лирических произведений. Понятие о теме и идее художественного произведения.