Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

94.6. Содержание обучения в 5 классе

94.6. Содержание обучения в 5 классе.

94.6.1. Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник родной (бурятской) литературы и работа с ним. Роль литературы в воспитании и образовании человека.

94.6.2. Устное народное творчество.

94.6.2.1. Фольклор - коллективное устное народное творчество.

Вымысел в фольклорном произведении. Нравственный идеал бурятского фольклора. Бурятский фольклор и его основные жанры. Малые жанры фольклора. Детский фольклор. Скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, игры-считалки, дискуссии.

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

94.6.2.2. Бурятские народные сказки.

Сказки как вид устного народного творчества. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Композиция, сюжет сказки. Нравоучительный характер сказок. Бурятские сказители и улигершины: А.А. Тороев, Е.И. Сороковиков-Магай и другие (обзор).

"Шоргоолзон" ("Муравей"). Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных. Животные как герои сказок. Иносказательный смысл сказки.

"Зол Шор хоер" ("Зол и Шор"). Художественные особенности волшебной сказки. Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое.

"Сэсэн хyyхэн" ("Умная девушка"). Народная мораль в характере и поступках героев. Образ умной невесты-спасительницы как идеала человека, выходца из народа. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Теория литературы. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Сюжет (начальные представления). Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сравнение. Сказочные формулы.

94.6.3. Духовная литература.

Краткие сведения о дидактической литературе. Духовно-нравственные заповеди "десять черных грехов, десять белых добродетелей" в произведениях "Алтан yдэтэ хун шубуун" ("Лебедица с золотым перышком"), "Хоер толгойтой бyргэд" ("Двуглавый орел"), "Юртэмсын заршам" ("Уклад вселенной"), "Хорото жаданууд" ("Ядовитые копья").

Теория литературы. Дидактическое произведение (начальные представления).

94.6.4. Родная (бурятская) литература.

94.6.4.1. Взаимосвязь и различие литературы и фольклора.

Авторский вымысел и воображение читателя.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

94.6.4.2. Эпос и эпические жанры.

Литературная сказка как авторское произведение. Фольклорная и литературная сказка. Художественный вымысел.

Ш.Н. Нимбуев. Краткий рассказ о писателе. "Тархайн хyбyyн Зархай" ("Тархай сын Зархая").

Литературная обработка фольклорных сюжетов. Герой в литературной и фольклорной сказках. Литературные приемы создания сказочной ситуации. Народный юмор, красочность и яркость языка.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления).

94.6.4.3. Басня как эпический жанр.

Басенный стих. Истоки басенного жанра в 1920 - 1930-х годах, баснописцы: Б.Д. Абидуев, Б.Б. Базарон, Ш.Н. Нимбуев, Д.Н. Мадасон (обзор).

Г.Г. Чимитов. Краткий рассказ о поэте. "Эрэ тахяа" ("Петух"). Герои басни. Осмеяние пороков - неблагодарности, хладнокровного отношения к родной матери в басне. Поучительный характер басни.

Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления).

94.6.4.4. Рассказ.

Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

Х.Н. Намсараев. Краткий рассказ о писателе. "Yри нэхэбэри" ("Взыскание долга"). Повествование о жизни народа, полной классовых противоречий, глубокой социальной несправедливости, в дореволюционное время. Жестокий характер местного богача Цэрэна Улегчинова, светлая душа Бyнжэд, ум и смелость Цэбyyдэя.

Ц.Н. Номтоев. Краткий рассказ о писателе. "Хилээмэн" ("Хлеб"). Быль как форма повествования. Герой и сюжет рассказа. Нравственные ценности в рассказе.

Б.-Б.Н. Намсарайн. Краткий рассказ о педагоге, писателе. "Алтаргана" ("Золотарник"). Взаимоотношения детей и взрослых. Приобщение любви к родной природе.

Б.Н. Ябжанов "Танил дуун" ("Знакомая песня"). Биография и творчество писателя. Сюжет рассказа. Мир природы и человека в рассказе через противостояние добра и зла. Выразительно-изобразительные средства, использованные автором. Сила доброты в произведении.

Теория литературы. Пейзаж (начальные представления), эпитет, олицетворение (начальные представления).

94.6.4.5. Повесть.

Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

Ц.-Б.Б. Бадмаев. Краткий рассказ о писателе. "Будамшуугай орон нютагаар Сережын аяншалга" ("Сережа в стране Будамшуу"). Отражение бурятских традиций и обычаев в произведении. Дружба народов, толерантность в повести.

Теория литературы. Начальное понятие о повести.

94.6.4.6. Лирические жанры.

Ц.Д. Зарбуев. Слово о поэте. "Буряад орон" ("Бурятия"). Чувство радости и любви к родному краю в стихотворении. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре. Ритм, рифма, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Ч.Ц. Цыдендамбаев. Краткий рассказ о писателе, поэте. "Ургыхан" ("Подснежник"), "Сэсэгхэн" ("Цветочек"). Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.

Теория литературы. Ритм и интонация в стихе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Эпитет, метафора, олицетворение (развитие представлений).

А.Ж. Жамбалон. Слово о поэте. "Талын хyнби" ("Человек степи"). Мир и человек в лирическом произведении.

Теория литературы. Ритм в фольклоре и литературе (начальные представления).

94.6.4.7. Драматические жанры.

Специфика драматических произведений. Автор в драме. Драма и читатель.

94.6.5. Из современной родной (бурятской) литературы.

Э.Ч. Дугаров. Слово о писателе. "Сэгнэлтэнyyд" ("Оценки"). Художественное своеобразие произведения. Определение средств изображения и выражение чувств героев. Образы детей. Проблемы воспитания детей.

Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления).