Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

68.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне основного общего образования

68.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (украинскому) языку на уровне основного общего образования.

68.11.1. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (украинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (украинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (украинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (украинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (украинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

68.11.2. В результате изучения родного (украинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

68.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

68.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

68.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

68.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (украинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

68.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

68.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

68.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

68.11.3. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

использовать родной (украинский) язык как средство общения и основу существования народа, объяснять значение родного (украинского) языка;

владеть правилами и нормами устной и письменной речи, создавать устные монологические высказывания на основе жизненного и читательского опыта, участвовать в диалоге на заданные темы;

работать с текстом, иметь представление о его структуре, определять тему, основную мысль текста, пересказывать прочитанный или прослушанный текст; составлять простой план текста;

различать композиционные особенности разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение, характеризовать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;

иметь общее представление об особенностях разговорного, научного и художественного стилей речи;

использовать знание основных признаков текста, особенностей функционально-смысловых типов речи, функциональных разновидностей языка в практике создания текста (в рамках изученного);

иметь представление об основных разделах лингвистики, основных единицах языка и речи (звук, морфема, слово, словосочетание, предложение);

характеризовать звуки родного (украинского) языка, понимать различие между звуком и буквой, проводить фонетический анализ слова;

соблюдать нормы орфоэпии родного (украинского) языка, работать с орфоэпическим словарем;

оперировать понятием "орфограмма", распознавать изученные орфограммы, работать с орфографическим словарем;

применять знания по орфографии в практике правописания;

объяснять лексическое значение слова; различать многозначные и однозначные слова, находить прямое и переносное значение слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

пользоваться на практике разными видами лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов);

проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);

распознавать виды морфем (словообразующие и формообразующие);

правильно подбирать однокоренные слова, различать форму слова и однокоренное слово;

проводить морфемный анализ слова;

применять знания по морфемике в практике правописания;

владеть основными понятиями синтаксиса и пунктуации;

определять признаки словосочетания, находить в нем главное и зависимое слово, иметь представление о разновидностях словосочетаний;

определять признаки предложения, отличать простые и сложные предложения, выделять виды простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные) и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений;

определять морфологические средства выражения подлежащего и сказуемого;

находить и правильно выделять в предложении второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство), различать и самостоятельно составлять распространенные, нераспространенные предложения;

находить предложения с однородными членами и правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

выделять в предложении обращение, соблюдать интонацию в предложениях с обращениями, правильно ставить знаки препинания в предложениях с ними;

выполнять синтаксический анализ простого предложения;

различать простое и сложное предложение;

правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения, соединенными бессоюзной связью, а также перед союзами i, й, та, а, але, щоб, тому що, коли, який;

соблюдать при письме пунктуационные нормы в предложениях с прямой речью, в диалоге.

68.11.4. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

использовать выразительность украинского языка как средства коммуникации и самовыражения;

оперировать понятиями "национальный язык" и "литературный язык" (в рамках изученного);

проводить смысловой анализ текста, составлять простой и сложный план, выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание помещения, природы) с использованием жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных художественного и научного текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи (повествование и описание, повествование с элементами размышления);

характеризовать особенности официально-делового стиля речи; применять знания об официально-деловом стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (рассказ, сообщение, объявление);

характеризовать лексику родного (украинского) языка с точки зрения ее происхождения: исконные слова, заимствования из русского языка и других языков;

верно определять в тексте лексику с точки зрения ее употребления: лексику пассивного запаса (неологизмы, историзмы и архаизмы) и лексику ограниченного употребления (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы), производить лексический анализ слов;

распознавать фразеологизмы, определять их признаки и значение, отличать фразеологизмы от пословиц и поговорок;

использовать лексические словари родного (украинского) языка, словарь фразеологизмов;

выделять в словах формообразующие и словообразующие морфемы, характеризовать основные способы образования слов, проводить словообразовательный анализ слов;

работать со словообразовательным словарем;

владеть нормами правописания сложных и сложносокращенных слов;

использовать основные понятия морфологии, определять грамматическое значение слова, различать самостоятельные и служебные части речи, их классификацию, функции в речи;

правильно идентифицировать имя существительное как часть речи и определять его морфологические признаки и синтаксическую роль, различать лексико-грамматические разряды и грамматические категории имен существительных;

различать типы склонения имен существительных, выявлять неизменяемые имена существительные;

определять основные способы образования имен существительных, проводить морфологический анализ имен существительных;

соблюдать нормы правописания имен существительных (в рамках изученного);

определять имя прилагательное как часть речи, его значение; различать разряды имен прилагательных по значению; называть морфологические признаки и синтаксические функции имен прилагательных;

различать и правильно образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных;

различать полную и краткую формы имен прилагательных;

склонять имена прилагательные, иметь представление об особенностях твердой и мягкой группы;

определять основные способы образования имен прилагательных, проводить морфологический анализ имен прилагательных;

соблюдать нормы правописания имен прилагательных (в рамках изученного);

определять значение имени числительного, его морфологические особенности и роль в предложении;

распознавать разряды имен числительных по значению: количественные (целые, дробные, собирательные) и порядковые, распознавать разные типы имен числительных по структуре (простые, сложные и составные);

определять основные способы образования имен числительных, проводить морфологический анализ имен числительных;

склонять имена числительные и характеризовать особенности их склонения;

соблюдать нормы правописания имен числительных;

распознавать местоимение как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи; распознавать разряды местоимений;

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи;

правильно употреблять местоимения для связи частей текста, использовать местоимения в речи;

склонять местоимения различных разрядов, проводить устный и письменный морфологический анализ местоимений;

соблюдать нормы правописания местоимений;

распознавать глагол как часть речи, определять общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические функции глагола, выявлять роль глагола в словосочетании и предложении;

распознавать инфинитив среди других форм глагола;

различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные;

различать времена глагола, образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов;

определять спряжение глагола, спрягать глаголы;

определять способы словообразования глаголов, проводить морфологический анализ глагола;

соблюдать нормы произношения некоторых глаголов в формах прошедшего времени;

соблюдать нормы правописания глаголов (в рамках изученного).

68.11.5. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

использовать представление о языке как сокровищнице духовности народа;

воспринимать родной (украинский) язык как развивающееся явление, выявлять взаимосвязь языка, культуры и истории народа;

владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) в дополнение к видам, изученным ранее;

воспринимать текст как речевое произведение, выделять основные признаки текста, видеть структуру текста, выделять микротемы;

составлять сложный план собственного высказывания;

создавать тексты передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности, рассуждение);

распознавать особенности построения текстов разных жанров (очерк, заметка);

характеризовать особенности публицистического стиля речи, применять знания о публицистическом стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении, образовывать глаголы условного и повелительного наклонения;

различать безличные и личные глаголы;

соблюдать нормы правописания ь в формах глаголов повелительного наклонения;

распознавать причастие по его грамматическим признакам, определять глагольные признаки и признаки прилагательных у причастий; определять синтаксическую роль;

распознавать виды причастий: их морфологические признаки и синтаксические функции;

склонять причастия, распознавать различия в образовании и склонении причастий;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова, конструировать причастные обороты, грамотно оформлять при письме причастия и причастный оборот;

употреблять причастия и причастные обороты в речи в соответствии с нормами родного (украинского) языка;

определять основные способы образования причастий; проводить устный и письменный морфологический анализ причастий;

применять правила правописания падежных окончаний и суффиксов причастий, -н- и -нн- в причастиях и отглагольных именах прилагательных, написания не с причастиями;

распознавать деепричастие по его грамматическим признакам, распознавать признаки глагола и наречия у деепричастия, определять его синтаксическую роль;

распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида;

проводить устный и письменный морфологический анализ деепричастий;

конструировать деепричастный оборот; употреблять деепричастия и деепричастные обороты в речи в соответствии с нормами родного языка;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

применять правила слитного и раздельного написания не с деепричастиями;

распознавать наречие как часть речи, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

определять разряды наречий по значению, правильно употреблять наречия в речи;

соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий;

характеризовать способы образования наречий, проводить устный и письменный морфологический анализ наречий;

соблюдать нормы правописания наречий: написание наречий на -о, -е, образованных от прилагательных и причастий, написание наречий раздельно, слитно и через дефис, написание наречных словосочетаний типа на зразок, раз у раз, з дняна день;

распознавать служебные части речи и отличать их от самостоятельных частей речи родного языка;

определять грамматические свойства и синтаксические функции предлогов, выделять их типы по значению, структуре, происхождению;

проводить морфологический анализ предлогов;

соблюдать нормы правописания предлогов слитно, раздельно и через дефис;

распознавать союз как служебную часть речи, различать виды союзов по структуре, происхождению, способу использования в предложении;

проводить морфологический анализ союзов;

объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

различать союзы и союзные слова;

распознавать частицы, использовать их в речи, распознавать разряды частиц по значению;

проводить морфологический анализ частиц;

соблюдать нормы правописания частиц, в том числе частиц не, нi с различными частями речи;

распознавать междометия и правильно использовать их в речи, выделять интонационно междометия;

расставлять знаки препинания при междометиях в соответствии с пунктуационными нормами родного (украинского) языка;

проводить морфологический анализ междометий;

соблюдать нормы дефисного написания междометий.

68.11.6. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

использовать представление о языке как важнейшем средстве общения, познания и воздействия;

определять роль украинского языка в ряду славянских языков;

владеть разными видами монолога (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование) и диалога в дополнение к видам, изученным ранее;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание местности, памятников истории и культуры) с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных художественного и публицистического текстов, сочетающих в себе разные функционально-смысловые типы речи (повествование с элементами описания, повествование с элементами размышления);

выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (тематические выписки, конспект прочитанного, интервью);

владеть навыками информационной переработки текста (извлечение информации из различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы, конспект, тематические выписки);

находить в тексте словосочетания, определять их виды, находить главное и зависимое слово, определять типы связи слов в словосочетании, проводить синтаксический анализ словосочетания;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

различать односоставные и двусоставные предложения, распространенные и нераспространенные;

находить в тексте неполные предложения; применять нормы постановки тире в неполных предложениях;

характеризовать способы выражения сказуемого и подлежащего;

применять нормы согласования сказуемого с подлежащим;

применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;

выделять в предложении второстепенные члены по их признакам, определять виды второстепенных членов, способы их выражения;

различать приложение как разновидность определения; соблюдать нормы правописания нераспространенных приложений;

распознавать односоставные предложения, моделировать односоставные и двусоставные предложения и использовать их в речевой практике, заменять односоставные предложения двусоставными, следить за изменением содержания предложения;

сопоставлять и разграничивать определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные односоставные предложения;

находить в тексте однородные члены предложения, в том числе связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией;

различать однородные и неоднородные определения;

определять обобщающие слова при однородных членах предложения, правильно строить предложения с обобщающими словами при однородных членах;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

понимать основные функции обращения, различать обращение нераспространенное и распространенное;

правильно интонировать предложения с обращениями, моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения;

различать вводные конструкции и члены предложения, различать группы вводных конструкций по значению;

пользоваться вводными конструкциями в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания и другое;

различать виды обособленных членов предложения, выделять в тексте обособленные дополнения, обстоятельства, определения и приложения, уточняющие члены предложения;

применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями, обособленными и уточняющими членами предложения;

находить в тексте сравнительный оборот; применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.

68.11.7. Предметные результаты изучения родного (украинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

формировать представление о языке как общественном явлении;

определять и формулировать роль родного (украинского) языка в современном мире;

определять роль родного (украинского) языка в ряду других родных языков народов Российской Федерации;

владеть разными видами речевой деятельности;

создавать устные и письменные высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, на иллюстрации, фотографии, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры);

сочетать разные типы речи в тексте, различать элементы разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении;

определять особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к разным функционально-смысловым типам речи;

различать функциональные разновидности языка: разговорная речь; функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы);

выявлять особенности научного стиля: сфера употребления, функции, жанры (тезисы, конспект, реферат, рецензия);

характеризовать язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей языка, находить признаки художественной речи: образность, использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка;

распознавать особенности построения текстов разных жанров (доклад, тезисы прочитанного, конспект услышанного);

выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;

классифицировать сложных предложений на сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные;

характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;

употреблять сложносочиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;

распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;

различать в предложении подчинительные союзы и союзные слова, указательные слова как средство связи частей сложноподчиненного предложения, находить указательные слова в главном предложении сложноподчиненного предложения;

конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам, классифицировать виды подчинительной связи, распознавать их в тексте;

различать основные виды сложноподчиненных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (образа действия, меры и степени, места, времени, причины, следствия, цели, условные, уступительные);

анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложноподчиненных предложений разных видов;

различать сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными;

употреблять сложноподчиненные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

применять нормы постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях;

выявлять особенности бессоюзного сложного предложения и определять основные значения бессоюзных предложений, распознавать средства связи частей бессоюзного предложения, осознавать роль интонации в организации бессоюзных сложных предложений;

употреблять бессоюзные предложения в устной и письменной речи, правильно их интонировать;

использовать правила пунктуации при создании письменного текста с бессоюзными сложными предложениями;

разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, моделировать сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи;

правильно интонировать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи и расставлять знаки препинания, уместно употреблять их в речи;

проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений;

распознавать способы передачи чужой речи: прямую и косвенную речь;

строить предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, применять способы преобразования прямой речи в косвенную речь;

использовать цитату как способ передачи чужой речи, выделять цитаты знаками препинания;

составлять диалог с прямой и косвенной речью;

анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;

характеризовать структуру текста, выделять микротемы, определять главную мысль каждой микротемы.