Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

43.10. Содержание обучения в 9 классе

43.10. Содержание обучения в 9 классе.

43.10.1. Общие сведения о языке.

Статус русского и коми языков в Республике Коми.

Функционирование современного коми языка. Коми язык - национальный язык коми народа, форма выражения национальной культуры.

Русский язык - государственный язык Российской Федерации, один из основных языков общения в стране. Роль русского языка в жизни коми народа и других народов Российской Федерации.

43.10.2. Язык и речь. Текст.

Повторение знаний: текст, типы речи.

Способы и средства связи предложений в тексте.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

Виды речевой деятельности: говорение, письмо, аудирование, чтение (повторение).

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) коми литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

43.10.3. Текст.

Сочетание разных функционально-смысловых типов речи в тексте, в том числе сочетание элементов разных функциональных разновидностей языка в художественном произведении.

Особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи.

Информационная переработка текста.

Функциональные стили современного коми языка: разговорный, научный (научно-учебный), публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы (повторение, обобщение).

Научный стиль. Сфера употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля.

Язык художественной литературы и его отличие от других разновидностей современного коми языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных стилей.

Основные изобразительно-выразительные средства родного коми языка, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола).

Жанры публицистического стиля: выступление, статья, эссе, интервью. Инструкция по написанию эссе. Конспект, инструкция по составлению конспекта.

Стилистика, культура речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам коми речевого поведения.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией, условиями речевого общения, этичности речевого общения.

Нормативные словари современного коми языка разных типов.

43.10.4. Система языка.

43.10.4.1. Синтаксис и пунктуация.

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении (повторение). Классификация сложных предложений. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения.

Понятие о сложносочиненном предложении, его строении. Виды сложносочиненных предложений. Средства связи частей сложносочиненного предложения. Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными смысловыми отношениями между частями.

Употребление сложносочиненных предложений в речи. Грамматическая синонимия сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами.

Нормы построения сложносочиненного предложения, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях (обобщение).

Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.

Различия подчинительных союзов и союзных слов.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи.

Грамматическая синонимия сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, изъяснительными, сравнительными, обстоятельственными (места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия, меры и степени).

Нормы построения сложноподчиненного предложения, место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении, построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзами, союзными словами. Типичные грамматические ошибки при построении сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение придаточных частей.

Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления.

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения.

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Употребление бессоюзных сложных предложений в речи. Грамматическая синонимия бессоюзных сложных предложений и союзных сложных предложений.

Синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений.

Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Типы сложных предложений с разными видами связи.

Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Применение знаний по синтаксису и пунктуации в практике правописания.