Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

79.6. Содержание обучения в 5 классе

79.6. Содержание обучения в 5 классе.

79.6.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Понятия "язык", "речь", "этноним".

Понятия "родной язык" и "неродной язык".

Имя народа. Имя народов-соседей. Эвенкийский язык как язык моего народа.

Предлагаемая тематика по этнокультуре.

Дом моих предков - чум. Обустройство чума. Хозяйственные постройки. Обязанности членов семьи и рода в кочевой жизни эвенков. Эвенкийский календарь в сопоставлении с григорианским календарем.

79.6.2. Систематический курс

79.6.2.1. Фонетика, графика, орфоэпия.

Звуковая система эвенкийского и русского языка в сопоставлении. Гласные фонемы (звук) парные по краткости и долготе, произношение и графическое оформление. Непарная долгая фонема 00005386.wmz, произношение и графическое оформление. Согласные фонемы (звуки), произношение и графическое оформление. Специфические согласные фонемы, отличные от русских фонем: фонема [h], произношение и графическое оформление; фонема [д], вариант 00005387.png, произношение и графическое оформление; фонема [г], вариант 00005388.wmz, произношение и графическое оформление; фонема 00005389.png, произношение и графическое оформление; фонема [в], варианты [w], [ф], произношение и графическое оформление. Фонетический разбор слова. Закон гармонии гласных. Произношение гласных и соблюдение правил написания гласных в суффиксах слов в соответствии с гармонией гласных.

Изменение согласных в потоке речи.

Алфавит эвенкийского языка в сопоставлении с русским алфавитом. Небуквенные графические средства. Буквы ь и ъ. Строчные и заглавные буквы.

79.6.2.2. Лексика и фразеология.

Понимание слова как единства звучания и значения. Слово, его лексическое и грамматическое значение. Определение значения слова по тексту и словарю. Однозначные и многозначные слова.

Подбор слов по тематическому принципу в пределах изучаемой этнокультуроведческой темы.

Речевая тематика повседневной жизни.

Я как человек (пол, возраст, внешний вид, характер, здоровье). Я и моя семья. Я ученик. Школа и мои одноклассники. Окружающий мир моей малой родины. Времена года.

79.6.2.3. Морфемика. Словообразование.

Состав слова: корень, суффикс. Основа слова. Однокоренные слова.

Непроизводные и производные слова. Сопоставление морфемного состава слова в эвенкийском и русском языках. Словообразующие и формообразующие суффиксы. Морфемный и словообразовательный анализ имени существительного.

79.6.2.4. Морфология. Орфография.

Знаменательные и служебные слова. Их роль в предложении. Имя существительное как часть речи. Категория падежа. Простое склонение имен существительных в именительном падеже, винительном падеже, дательном падеже, направительном падеже, местном падеже, отложительном падеже, совместном падеже. Суффиксы субъективной оценки уменьшительно-ласкательные; увеличения.

Правописание собственных имен существительных. Правописание гласных в суффиксах имен существительных. Правописание согласных имен существительных.

79.6.2.5. Синтаксис. Пунктуация.

Порядок слов в предложении. Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, вокативные (обращение), и восклицательные предложения.

Знаки препинания в предложениях по цели высказывания.

79.6.3. Культура речи.

Построение оправданного и грамматически оформленного текста устной и письменной речи с учетом норм эвенкийского литературного языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

79.6.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так и учебно-научных, художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалога-расспроса в устной речи, написание текстов монологов повествовательного характера (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.