Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

48.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне основного общего образования

48.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (кумыкскому) языку на уровне основного общего образования.

48.11.1. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (кумыкском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (кумыкском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (кумыкского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (кумыкского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному(ому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (кумыкском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

48.11.2. В результате изучения родного (кумыкского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

48.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

48.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

48.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

48.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (кумыкском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

48.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

48.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

48.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

48.11.3. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

различать условия употребления букв ъ и ь;

выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

делить слова на слоги и правильно их произносить, определять количество слогов в слове, определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

иметь представление об особенностях произношения и правописания специфических звуков и букв кумыкского языка (гъ, гь, ж, в, нг, къ);

пользоваться орфографическим словарем кумыкского языка, находить орфограммы в словах, устно объяснять выбор написания тех или иных орфограмм, самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

иметь представление о правилах переноса слов с одной строки на другую строку, правописании слов с удвоенными согласными;

объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов), пользоваться словарями для определения и уточнения лексического значения слов и фразеологизмов, распределять слова на тематические группы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, различать прямое и переносное значение слов, отличать омонимы от многозначных слов, подбирать синонимы и антонимы, выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово, находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

владеть наиболее употребительными оборотами кумыкского речевого этикета;

использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, распознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова, делить слова на морфемы (корень, основа, суффикс) на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова, различать словообразование и словоизменение, анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, проводить морфемный анализ слова;

различать знаменательные и служебные части речи, иметь представление об общих грамматических значениях знаменательных частей речи;

определять синтаксические функции существительных, прилагательных и глаголов;

различать собственные и нарицательные существительные, иметь представление об их правописании, особенностях существительного в роли обращения;

изменять части речи, распознавать их в тексте;

различать положительную и отрицательную формы глаголов, переходные и непереходные глаголы, иметь представление об особенностях образования и употребления временных форм глагола, выделять словосочетания в предложении, определять в них главное и зависимое слова, составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

выделять основы предложений с двумя главными членами, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, расставлять знаки препинания в конце предложений, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложения;

находить главные и второстепенные члены предложения, определять распространенное и нераспространенное предложения, составлять простые и сложные предложения изученных видов, распознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами, находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать при письме специальные графические обозначения;

самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

48.11.4. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

различать основные единицы языка и их признаки, проводить различные виды их анализа;

применять на практике знания о нормах кумыкского литературного языка и речевого этикета;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

понимать особенности слова как единицы лексического и грамматического уровня языка;

характеризовать слова с точки зрения сферы употребления и стилистической окраски, осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения;

распознавать фразеологические единицы и обороты по их признакам, различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, уместно использовать фразеологические обороты в речи;

осознавать роль морфем в словообразовании, различать морфемы и их фонетические варианты, делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с использованием его морфемного состава;

анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования слов различных частей речи, составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов, характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

иметь представление об особенностях правописания сложных слов;

осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ;

выделять особенности грамматического значения слова в сравнении с лексическим значением;

распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, распознавать существительные, имеющие форму принадлежности, склонять их по падежам, определять, число, падеж имен существительных;

иметь представление о значениях падежей, определять сказуемостную форму существительного, образовывать вопросительную форму имени существительного;

иметь представление о правилах правописания существительных с частицами (да, де, -чы, -чи, -чу, -чю), об особенностях образования существительных;

группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять в речи синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста;

иметь представление об особенностях образования прилагательных, существительных, определять их синтаксическую роль;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, различать качественные и относительные прилагательные, образовывать сравнительную форму имен прилагательных, использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов, наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные, приводить примеры, правильно изменять по падежам сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи, группировать имена числительные по заданным морфологическим признакам;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи, распознавать личные, указательные, вопросительные, определительные, отрицательные, притяжательные, относительные, неопределенные местоимения, приводить соответствующие примеры, правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов, группировать местоимения по заданным морфологическим признакам, употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию, определять неопределенную, положительную и отрицательную формы глагола, соотносить их с личными формами глагола, разграничивать переходные и непереходные глаголы, иметь представление об образовании временных форм глагола, разграничивать переходные и непереходные глаголы, иметь представление о функции аффикса -ма, -ме, группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, использовать в речи разные временные формы глагола, соблюдать соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте;

проводить морфологический анализ изученных частей речи.

48.11.5. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

распознавать глаголы по общему лексическому значению, ставить глагол в неопределенной форме, называть особенности данной формы, образовывать временные формы от неопределенной формы глагола; изменять глаголы по лицам и числам в настоящем, прошедшем и будущем времени, различать переходные и непереходные глаголы по их признакам, иметь представление об особенностях образования залоговых форм глагола и их значениях, об особенностях употребления глаголов в изъявительном, условном, повелительном наклонениях, образовывать от неопределенной формы разные формы наклонений глаголов, грамотно писать различные формы глаголов, иметь представление об особенностях образования глаголов;

характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия; иметь представление об особенностях склонения причастий и их употреблении вместо имен существительных, отличать причастие от личных глаголов; иметь представление о временных формах причастия, об особенностях причастия как части речи, расставлять знаки препинания в предложениях, осложненных причастным оборотом, определять синтаксическую роль причастия в предложении, образовывать причастия от разных форм глаголов, находить причастия разных форм в тексте, характеризовать причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли, правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами и расставлять знаки препинания, выполнять устный и письменный морфологический разбор причастий;

характеризовать именные формы глагола по их морфологическим признакам и синтаксической роли, находить разные именные формы глагола в тексте, изменять именные формы глагола по падежам;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия, характеризовать деепричастия как самостоятельную часть речи, выделять деепричастные обороты, распознавать разные формы деепричастий, образовывать деепричастия определенного вида, выделяя суффиксы, характеризовать деепричастие по его морфологическим и синтаксическим признакам;

характеризовать особенности вспомогательных глаголов, их типы, способы образования и особенности изменения, иметь представление о правописании вспомогательных глаголов (эди и экен);

иметь представление об особенностях образования и изменения сложных слов, правописании сложных глаголов и их синтаксических функций;

анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия, рассуждать об оправданности употребления наречий с точки зрения норм литературного языка и функции наречий, распознавать наречия разных семантических разрядов, характеризовать наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли;

распознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия, применять правила правописания служебных частей речи;

различать слова, выполняющие функции послелогов и знаменательных частей речи, находить послелоги и понимать их роль в предложении и тексте;

распознавать служебные имена;

распознавать союзы, их типы, функции и понимать их роль в предложении, распознавать слова булан, бир, да, де, выполняющие функцию союзов;

характеризовать частицу как служебную часть речи, отличать частицы от союзов и падежных суффиксов;

распознавать междометия, их типы и функции;

расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями и их интонировать.

48.11.6. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

давать характеристику словосочетания как синтаксической единицы, выделять главное и зависимое слова, определять типы словосочетаний по частеречной принадлежности главного слова, определять вид синтаксической связи между компонентами словосочетания; называть грамматическое значение словосочетания, правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении, использовать в речи синонимические конструкции словосочетаний, характеризовать различительные признаки между словосочетанием и предложением;

иметь представление об особенностях строения предложения, типах предложений по цели высказывания, использовать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать в речи побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова, давать характеристику последовательности слов в предложении, объяснять постановку логического ударения, выделять основы предложений с двумя главными членами, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ, различать односоставные и двусоставные предложения по их структурным признакам, распознавать в тексте различные типы односоставных предложений по значению, способу морфологического выражения главного члена и употреблять их в связной речи;

употреблять личные и безличные предложения как синтаксические синонимы, употреблять неопределенно-личные предложения с обобщающим значением в пословицах и поговорках, употреблять неполные предложения в диалоге и сложных предложениях, преобразовывать полные предложения в неполные, иметь представление о способах выражения главных членов предложения, ставить знак тире между главными членами предложения;

устанавливать связь слов в предложении с помощью вопроса, характеризовать второстепенные члены предложения, определить типы дополнений и обстоятельств, распознавать предложения, осложненные однородными членами, интонировать предложения с однородными членами, находить обобщающее слово при однородных членах, разграничивать однородные и неоднородные определения, употреблять в речи предложения с однородными членами и подбирать к ряду однородных членов обобщающие слова, устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах предложения;

самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило, читать их с соответствующей интонацией;

распознавать предложения, осложненные обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями, разграничивать в предложениях обращение и подлежащее, употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях, разграничивать вводные слова и члены предложения, пользоваться вводными словами и конструкциями для выражения уверенности, неуверенности, привлечения внимания, оценки, употреблять вводные слова как средства межфразовой связи, соблюдать правильную интонацию в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями, использовать в речи вводные слова-синонимы, пользоваться в речи предложениями с обособленными обстоятельствами, определениями, дополнениями, объяснять постановку знаков препинания в предложениях, осложненных обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями;

характеризовать функции слов бар (есть), екъ (нет), дюр (да), тюгюл (нет) и знаки препинания при них, характеризовать обособленные члены предложения, объяснять расстановку знаков препинания при обособленных членах предложения, правильно интонировать предложения, осложненные обособленными членами;

характеризовать односоставные предложения по их структурно-семантическим признакам, иметь представление о типах односоставных предложений, их стилистических особенностях, распознавать полные и неполные предложения.

48.11.7. Предметные результаты изучения родного (кумыкского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

иметь представление об особенностях строения сложного предложения;

характеризовать сложносочиненное предложение, виды и способы связи частей в сложносочиненном предложении;

иметь представление о смысловых отношениях между частями сложносочиненного предложения (сочинительные, разделительные, противительные), группах сложносочиненных предложений по значению и союзам, объяснять расстановку знаков препинания в сложносочиненном предложении, употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения с различными союзами, произносить их правильно с различной интонацией, ставить знаки препинания;

различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения;

находить в сложноподчиненном предложении главную и придаточную части, определять значение придаточного предложения;

иметь представление об основных типах сложноподчиненных предложений, различать основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, составлять схемы предложений указанных видов, находить в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным определительным, с придаточным изъяснительным и придаточными обстоятельственными, расставлять знаки препинания в таких сложноподчиненных предложениях, различать основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными, составлять схемы предложений указанных видов;

различать союзные и бессоюзные предложения, устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, правильно расставлять знаки препинания (с учетом интонационных и грамматических особенностей бессоюзных сложных предложений);

определять вид связи, правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, строить схемы предложений указанной структуры, строить сложные предложения с разными видами связи, употреблять в речи предложения с разными видами связи;

устанавливать связь между придаточным и главным в сложноподчиненном предложении, определять их вид, объяснять расстановку знаков препинания, определять тип и место придаточного предложения, определять слово в главном предложении, к которому относится придаточное;

заменять сложноподчиненные предложения простыми с обособленными второстепенными членами;

определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

различать бессоюзные сложные предложения с пояснительными, дополнительными и причинными отношениями и сложноподчиненные предложения с соответствующими придаточными;

объяснять постановку знаков препинания;

проводить замену бессоюзного сложного предложения союзным, объяснять различие в строении и значении;

употреблять в речи бессоюзные сложные предложения;

характеризовать способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, диалог, цитата;

иметь представление о структуре предложений с прямой и косвенной речью и расстановке знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью;

различать предложения с прямой речью и диалогом, оформлять диалог в письменной речи;

вводить цитаты в письменное высказывание;

определять особенности выражения косвенной речи, трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью;

характеризовать текст как синтаксическую единицу языка, определять смысловые отношения между предложениями и частями текста на основе связующих элементов (соединение, присоединение, сопоставление и противопоставления, причинно-следственные отношения, отношения тождества);

находить и определять структурные средства связи предложений в тексте: порядок слов, анафора, синтаксический параллелизм, повтор;

определять способы связи предложений в тексте: связь цепная и параллельная;

составлять текст с использованием различных средств связи.