42.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (карельскому) языку (собственно карельское наречие) на уровне основного общего образования
42.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (карельскому) языку (собственно карельское наречие) на уровне основного общего образования.
42.11.1. В результате изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие);
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие);
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (карельского) языка (собственно карельское наречие) в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (карельского) языка (собственно карельское наречие), к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (карельскому) языку (собственно карельское наречие), к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие), сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
42.11.2. В результате изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие) на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
42.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
42.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
42.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
42.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (карельском) языке (собственно карельское наречие);
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
42.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
42.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
42.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
42.11.3. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие). К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
42.11.3.1. Коммуникативные умения.
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со стороны каждого собеседника). Создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 5 - 6 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 5 - 6 фраз); кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - до 6 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста (текстов) для чтения - 180 - 200 слов); читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь: писать короткие поздравления с праздниками, заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 60 слов).
42.11.3.2. Языковые умения и навыки.
Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 90 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова.
Владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении; пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в устной речи и письменном тексте 675 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 625 лексических единиц (включая 500 лексических единиц, освоенных на уровне начального общего образования), обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: суффиксы имен существительных: -ni: poikani, marjani; -ja, : rakentaja, ; -in: avain, ; , : ; , : ; , : ; -la, : ; -(i)kko, : , ; , : , ; -e: voije; -u, -y: , ; суффиксы имен прилагательных: -(i)ni: tavallini; , : , ; -toin, : , onnetoin; глагольные суффиксы: tta-, : , ; lahjottua, ; -tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo; -nta-, : , ; , : , ; -ntele-, : ; -u-, -y: jatkuo, ; -utu-, -yty-: avautuo, ; -ntu-, -nty-: kaijentuo, ; ,: , . Распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные путем словосложения, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы и интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи: основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей, речевых образцов: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, общий вопрос: Onko korttieri?, специальные вопросы с вопросительными словами: ? ( olet kotosin?), ? ( ?), ? ( luokalla olet?), Kuin ? (Kuin ?), Mimmoni? (Mimmoni pereh on?), утвердительные и отрицательные предложения; восклицательные предложения: Mimmoni kaunis ilta on!. Оновные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке на основе моделей, речевых образцов: интранзитивное предложение: makuau.; ollah .; ., транзитивное предложение: Ukko rakenti kylyn rannalla., karttua., посессивную конструкцию: Miula on ., экзистенциальное предложение: on tilua., ei ole kielistudijuo., предикативное предложение: Mie ta Pekka olemma hyvie ., соблюдать порядок слов, характерный для каждого структурно-семантического типа простых предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов, сложноподчиненные предложения с придаточным в функции объекта: Oletko huomannun, jotta talvi on jo tullun?, придаточным в функции обстоятельства: Kun tulou, muuttolinnut , различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения: Luven ., Tunnetko Leenan?, Olemma muuttan., обобщенно-личные предложения: nuorena oppiu, vanhana taitau., безличные предложения: Tuulou., ., личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения: pakajamma ., употреблять в составе сказуемого модальные глаголы: En voinun eklein., существительное в функции подлежащего: tulou luokkah., местоимение в функции подлежащего: on kaunista., номинатив грамматического субъекта: Pereh ., партитив грамматического субъекта: Miula ei ole ., lenti / tippu ., on kirjoja., Kupissa on kahvie., согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе: Tuuli humisou., Kolme istuu katolla., различные типы определений: согласованное определение: uuvven ., неизменяемые прилагательные в функции определения: viime , eri tavalla., генитивное определение: on nuapurin koira., аппозитивное определение: koulun ., Matti on Petroskoissa, Karjalan ., Tunnetko Muarie Perttusen?, Annilla on krippi., определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа: on ., инфинитивное определение: Nyt on aika kotih., номинатив, партитив и генитив предикатива: Kirja on ., ollah puhtahat., Kirja on ., Maito on vilu., Varpuset ollah lintuja., объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом: Avua ikkuna., аккузативе с окончанием (генитиве): ., аккузативе множественного числа (номинативе): Anna miula ., партитив объекта, выраженного вещественным существительным: juuvvah .; партитив объекта в отрицательных предложениях: ota .; аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени: Luajin juuri .; Luajin juuri .; обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа: ., обстоятельство, выраженное наречием: laulau ., обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами: koivun alla., падежные формы единственного и множественного числа существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения (имена на -ni: , на -i: , hirvi, hiiri, meri, на -e: vuate, , на -is, , : kaunis, , на , , , : , на , : , на -in: avain, на : , mesi, на -ie: hopie), одноосновные и двуосновные имена, формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений с показателями множественного числа в номинативе -t и в косвенных падежах -i-, -j-, формы именных частей речи: партитив множественного числа -a, , -ta, , -e, ja, : laukku - laukkuja, kala - kaloja, kirja - kirjoja, kuva - kuvie, - , tomatti - tomattija, vuate - vuatteita, - oppilahie, - , lampi - lampija., генитив множественного числа Kenen? Min? -jen, -ien: - , - oppilahien, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей: taloloissa, huonehista, katuloilla., формы слов с чередованием ступеней согласных в основе: lk:l (halko:halot), rk:r (kurki:kuret), tk:k (matka:matat), hk:h (nahka:nahat), k:0 (jalka:jalat), k:v (joki:jovet), k:j (), t:0 (koti:koissa), t:v (rauta:rauvat), t:j (aita:aijat), p:v (repo:revot), p:v (huapa:huavat), формы слов с сильной ступенью чередования согласных перед притяжательными суффиксами: poikah, различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные местоимения: , tuo, , , nuo, ne.; вопросительные местоимения: Ken? Mi? Kumpi?; относительные местоимения: kumpani, ku, определительные местоимения: jokahini, kaikki, molommat, , отрицательные местоимения: niken, nimi, неопределенные местоимения: kennih, minih, ken , mi , степени сравнения прилагательных: компаратив kallehempi, суперлатив kallehin, в том числе в различных падежных формах единственного и множественного числа, формы простого претерита (имперфекта): , en , luajit, et luatin, tuli, ei tullun, , , oltih, ei oltu, pakeni, ei puannun, формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного числа): , , , , , , , , , , , , , , , , , , valikkua, valikkua, глаголы карельского языка с учетом их управления: ajua (?) autuo, ajua (?) autolla, (?) (?) , vuottua (?) , (?) и другие, формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение: - и другие, различные предлоги и послелоги, в том числе: alla, alta, ennein, eteh, i, , ilman, , , , , , kohalla, kohalta, kohti, laijalla, laijalta, luo, luona, , luota, mukah, mukana, ohi, , , pitin, , , , poikki, , , , , , , takuana, takuata, takie, , varrella, varrelta, varteh, varoinviereh, , , , , , , , yli, , , , , , различные союзы, в том числе: jotta, kun, .
42.11.3.3. Владеть социокультурными знаниями и умениями: использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания, понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику изучаемого языка в рамках тематического содержания речи, правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и друзей) на карельском языке (собственно карельское наречие) (в анкете, формуляре), обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и Республики Карелия, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другие ситуации).
42.11.3.4. Владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации, участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на карельском языке (собственно карельское наречие) с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет, использовать двуязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
42.11.4. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие). К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
42.11.4.1. Коммуникативные умения: владеть основными видами речевой деятельности:
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос) в рамках отобранного тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) со зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 5 реплик со стороны каждого собеседника), создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 7 - 8 фраз), излагать основное содержание прочитанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 7 - 8 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 7 - 8 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (объем текста (текстов) для чтения - 250 - 300 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию; определять тему текста по заголовку;
Письменная речь: заполнять анкеты и формуляры в соответствии с нормами речевого этикета с указанием личной информации, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 70 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, картинок (объем высказывания - до 70 слов).
42.11.4.2. Языковые умения и навыки:
Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объемом до 95 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова.
Владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в устной речи и письменном тексте 800 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 750 лексических единиц (включая 650 лексических единиц, освоенных ранее), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: суффиксы имен существительных: -ni: poikani, marjani, -ja, -: rakentaja, , -in: avain, , -, -: -(i)kko, -e: voije, -u, -y: - суффиксы имен прилагательных: -(i)ni: tavallini, -toin, onnetoin, глагольные суффиксы: tta-, lahjottua, -tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo, -nta-, -ntele-, , -u-, -y: jatkuo, , -utu-, -yty-: avautuo, , -ntu-, -nty-: kaijentuo, , . Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы и интернациональные слова, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи для обеспечения целостности высказывания.
Грамматическая сторона речи: распознавать и употреблять в устной и письменной речи: основные коммуникативные типы простых предложений на основе моделей, речевых образцов: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, общий вопрос: Onko korttieri?, специальные вопросы с вопросительными словами: vuotena? ( vuotena olet ?), ? ( olet kotosin?), ? (?), ? ( luokalla olet?), Kuin ? (Kuin ?), Mimmoni? (Mimmoni pereh on?), альтернативный вопрос, союз vain: Kumpi on vanhempi, vain Anna?, утвердительные и отрицательные предложения, восклицательные предложения: Mimmoni kaunis ilta on!, основные структурно-семантические типы простых предложений в карельском языке на основе моделей, речевых образцов: интранзитивное предложение: makuau., ollah ., транзитивное предложение: Ukko rakenti kylyn rannalla., karttua., посессивную конструкцию: Miula on ., экзистенциальное предложение: tilua., ei ole kielistudijuo., результативную конструкцию с транслативом: tuli ., результативную конструкцию с элативом: Ken tulou ? - tulou ., предикативное предложение: Mie ta Pekka olemma hyvie ., соблюдать порядок слов, характерный для каждого структурно-семантического типа простых предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различных типов. Распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения с придаточным в функции подлежащего: On , jotta on loma., придаточным в функции определения: , kumpani istuu , on Leenan ., придаточным в функции объекта: Oletko huomannun, jotta talvi on jo tullun?, придаточным в функции обстоятельства: Kun tulou, muuttolinnut , различные типы односоставных предложений: определенно-личные односоставные предложения: Luven ., Tunnetko Leenan?, Olemma muuttan., обобщенно-личные предложения: nuorena oppiu, vanhana taitau., безличные предложения: , Tuulou., ., конструкции долженствования: ., ei pie luatie ., личные формы глагола в функции сказуемого простого предложения: pakajamma ., употреблять в составе сказуемого модальные глаголы: En voinun eklein., существительное в функции подлежащего: tulou luokkah., местоимение в функции подлежащего: on kaunista., номинатив грамматического субъекта: Pereh ., партитив грамматического субъекта: Miula ei ole ., lenti (tippu ), on kirjoja., Kupissa on kahvie., согласование подлежащего и сказуемого в лице и числе: Tuuli humisou., Kolme istuu katolla., различные типы определений: согласованное определение: uuvven ., неизменяемые прилагательные в функции определения: viime , eri tavalla., генитивное определение: on nuapurin koira., аппозитивное определение: koulun ., Matti on Petroskoissa, Karjalan ., Tunnetko Muarie Perttusen?, Annilla on krippi., определение в форме внутренне- или внешне-местного падежа: on , инфинитивное определение: Nyt on aika kotih., номинатив, партитив и генитив предикатива: Kirja on ., ollah puhtahat., Kirja on ., Maito on vilu., Varpuset ollah lintuja., объект в различных падежных формах: аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных предложениях с императивом: Avua ikkuna., аккузативе без окончания (номинативе) в утвердительных неопределенно-личных предложениях: Talo mualatah ., аккузативе с окончанием (генитиве): ., аккузативе множественного числа (номинативе): Anna miula ., партитив объекта, выраженного вещественным существительным: juuvvah ., партитив объекта в отрицательных предложениях: ota ., аккузатив (номинатив, генитив) и партитив объекта как грамматическое средство указания на характер протекания действия во времени: Luajin juuri ., Luajin juuri ., обстоятельство в форме внешне- и внутренне-местного падежа: ., обстоятельство, выраженное наречием: laulau ., обстоятельство, выраженное конструкциями с предлогами и послелогами: koivun alla., обстоятельство в форме эссива и транслатива: ruatau ., tulou ., падежные формы единственного и множественного числа существительных и прилагательных, относящихся к различным типам склонения (имена на -ni: , на -i: , hirvi, hiiri, meri, на -e: vuate, , на -is, kaunis, , на на , на -in: avain, на , mesi, на -ie: hopie)., одноосновные и двуосновные имена, формы множественного числа существительных, прилагательных, местоимений с показателями множественного числа в номинативе -t и в косвенных падежах -i-, -j-, формы именных частей речи: партитив множественного числа -a, -, -ta, -, -е, ja, -: laukku - laukkuja, kala - kaloja, kirja - kirjoja, kuva - kuvie, , tomatti - tomattija, vuate - vuatteita, - oppilahie, , lampi - lampija., генитив множественного числа Kenen? Min? -jen, -ien: - oppilahien, формы множественного числа внутренне-местных и внешне-местных падежей: taloloissa, huonehista, katuloilla, формы эссива единственного числа: tuli ilosena kotih., формы слов с чередованием ступеней согласных в основе: lk:l (halko:halot), rk:r (kurki:kuret), tk:k (matka:matat), hk:h (nahka:nahat), k:0 (jalka:jalat), k:v (joki:jovet), k:j , t:0 (koti:koissa), t:v (rauta:rauvat), t:j (aita:aijat), p:v (repo:revot), p:v (huapa:huavat), формы слов с сильной ступенью чередования согласных перед притяжательными суффиксами: poikah, различные местоимения с учетом особенностей их склонения по падежам и числам: указательные местоимения: , nuo, ne., вопросительные местоимения: Ken? Mi? Kumpi?, относительные местоимения: kumpani, ku, различные формы склонения указательных, вопросительных, относительных, местоимений, степени сравнения прилагательных: компаратив kallehempi, суперлатив kallehin, в том числе в различных падежных формах единственного и мн. числа, формы простого претерита (имперфекта): , en , luajit, et luatin, tuli, ei tullun, , , , ei oltu, pakeni, ei puannun, формы перфекта: olen , en ole , olet , et ole , on ollun, ei ole ollun, olemma tavannun, ole tavannun, oletta valinnun, ole valinnun, Oletko ? - Olen ., формы повелительного наклонения глаголов, императива (утвердительные и отрицательные формы 2 лица единственного и множественного числа): , , , , формы действительных причастий прошедшего времени: nakranut , , vuosi, valinnut naini, kertonuolla pojalla, , формы страдательных причастий прошедшего времени: kirjutettu kontrolliruato, ommeltu mekko, korjatuissa autoloissa, valituilla , глаголы карельского языка с учетом их управления: ajua autuo, ajua autolla, , vuottua и другие, формы порядковых и количественных числительных: количественные числительные от 100 до 1000000 и их склонение, порядковые числительные и их склонение: - и другие, различные предлоги и послелоги, в том числе: aikana, , alia, alta, ennein, eteh, i, , ilman, ilmain, , , , kautta, , , kohalla, kohalta, kohti, kuluttuo, laijalia, laijalta, luo, luona, , luota, , , mukah, mukana, , ohi, , , pitin, , , , poikki, , , , , , , , takuana, takuata, takie, , varrella, varrelta, varteh, varoin, , , viereh, , , , , , , , , yli, , , , , , различные союзы, в том числе: jotta, kun, , vaikka, niin kuin, kuni, составные (... ..., kun... ni..., ... .., kunne... ...).
42.11.4.3. Владеть социокультурными знаниями и умениями: использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи, понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую реалии изучаемого языка в рамках тематического содержания речи, обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и Республики Карелия, кратко представлять Россию и Республику Карелия на карельском языке (собственно карельское наречие) (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другие ситуации).
42.11.4.4. Владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
42.11.5. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие). К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
42.11.5.1. Коммуникативные умения.
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 реплик со стороны каждого собеседника), создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование (сообщение)) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - 8 - 9 фраз), излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 8 - 9 фраз), кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 8 - 9 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1,5 минут).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной/запрашиваемой информации, с полным пониманием информации, представленной в тексте в эксплицитной/явной форме (объем текста (текстов) для чтения - до 350 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию, определять последовательность главных фактов (событий) в тексте.
Письменная речь: заполнять анкеты и формуляры с указанием личной информации, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 90 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, ключевых слов, таблицы (объем высказывания - до 90 слов).
42.11.5.2. Языковые умения и навыки.
Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, выразительно читать вслух небольшие аутентичные тексты объемом до 100 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова, владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в устной речи и письменном тексте 1000 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 900 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: - суффиксы имен существительных: -ni: poikani, marjani, -ja, -: rakentaja, , -in: avain, , -, -: , -, -: , -, -: , -la, -: , -(i)kko, -: , , -, -: , , -e: voije, -u, -y: , , - суффиксы имен прилагательных: -(i)ni: tavallini, -, -: , , -toin, -: , onnetoin, - глагольные суффиксы: tta-, -: , , lahjottua, , -tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo, -nta-, --: , , --, --: , , -ntele-, --: , -u-, -y: jatkuo, , -utu-, -yty-: avautuo, , -ntu-, -nty-: kaijentuo, , --, --: , , распознавать и употреблять в устной и письменной речи слова, образованные путем словосложения: lentopallo, lumiukko, распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, многозначные слова, интернациональные слова, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
42.11.5.3. Владеть социокультурными знаниями и умениями: использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания, понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику в рамках тематического содержания речи, обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии родной страны и Республики Карелия, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).
42.11.5.4. Владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
42.11.6. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие). К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
42.11.6.1. Коммуникативные умения.
Говорение: вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос, комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов) в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами, с соблюдением норм речевого этикета (до 7 реплик со стороны каждого собеседника), создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование (сообщение) с вербальными и (или) зрительными опорами в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 9 - 10 фраз), выражать и кратко аргументировать свое мнение, излагать основное содержание прочитанного (прослушанного) текста с вербальными и (или) зрительными опорами (объем - 9 - 10 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 9 - 10 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2 минут), прогнозировать содержание звучащего текста по началу сообщения.
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания (объем текста (текстов) для чтения - 350 - 500 слов), читать несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию, определять последовательность главных фактов (событий) в тексте.
Письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 110 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы и (или) прочитанного (прослушанного) текста (объем высказывания - до 110 слов).
42.11.6.2. Языковые умения и навыки.
Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 110 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрирующей понимание текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова, владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в устной речи и письменном тексте 1250 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1050 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующих норм лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: суффиксы имен существительных: -ni: poikani, marjani, -ja, -: rakentaja, , -in: avain, , -, -: , -, -: , -, -: , -la, -: , -(i)kko, -: , , -, -: , , -e: voije, -u, -y: , , - суффиксы имен прилагательных: -(i)ni: tavallini, -, -: , , -toin, -: , onnetoin, - глагольные суффиксы: tta-, -: , , lahjottua, , -tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo, -nta-, --: , , --, --: , , -ntele-, --: , -u-, -y: jatkuo, , -utu-, -yty-: avautuo, , -ntu-, -nty-: kaijentuo, , --, --: , , распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные многозначные слова, синонимы, антонимы, сокращения и аббревиатуры, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
42.11.6.3. Владеть социокультурными знаниями и умениями: осуществлять межличностное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своего региона и освоив основные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания речи, кратко представлять Россию и Республику Карелия на карельском языке (собственно карельском наречии) (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другое).
42.11.6.4. Владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую, в том числе контекстуальную, догадку, при непосредственном общении - переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
42.11.7. Предметные результаты изучения родного (карельского) языка (собственно карельское наречие). К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
42.11.7.1. Коммуникативные умения.
Говорение: вести комбинированный диалог, включающий различные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог - побуждение к действию, диалог-расспрос), диалог - обмен мнениями в рамках тематического содержания речи в стандартных ситуациях неофициального общения с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор, с соблюдением норм речевого этикета (до 6 - 8 реплик со стороны каждого собеседника), создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика, повествование (сообщение), рассуждение) с вербальными и (или) зрительными опорами или без опор в рамках тематического содержания речи (объем монологического высказывания - до 10 - 12 фраз), излагать основное содержание прочитанного/прослушанного текста со зрительными и (или) вербальными опорами (объем - 10 - 12 фраз), излагать результаты выполненной проектной работы (объем - 10 - 12 фраз).
Аудирование: воспринимать на слух и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации (время звучания текста (текстов) для аудирования - до 2 минут).
Смысловое чтение: читать про себя и понимать несложные аутентичные тексты, содержащие отдельные неизученные языковые явления, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием нужной (интересующей, запрашиваемой) информации, с полным пониманием содержания (объем текста (текстов) для чтения - 500 - 600 слов), читать про себя несплошные тексты (таблицы, диаграммы) и понимать представленную в них информацию, обобщать и оценивать полученную при чтении информацию.
Письменная речь: заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения, писать электронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет (объем сообщения - до 120 слов), создавать небольшое письменное высказывание с использованием образца, плана, таблицы, прочитанного/прослушанного текста (объем высказывания - до 120 слов), заполнять таблицу, кратко фиксируя содержание прочитанного/прослушанного текста, письменно представлять результаты выполненной проектной работы (объем - 100 - 120 слов).
42.11.7.2. Языковые умения и навыки.
Владеть фонетическими навыками: различать на слух, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, владеть правилами чтения и выразительно читать вслух небольшие тексты объемом до 120 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией, демонстрируя понимание содержания текста, читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Владеть орфографическими навыками: правильно писать изученные слова.
Владеть пунктуационными навыками: использовать точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения, запятую при перечислении и обращении, пунктуационно правильно оформлять электронное сообщение личного характера.
Лексическая сторона речи: распознавать в устной речи и письменном тексте 1350 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 1200 лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания, с соблюдением существующей нормы лексической сочетаемости, распознавать и употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием аффиксации: суффиксы имен существительных: -ni: poikani, marjani, -ja, -: rakentaja, , -in: avain, , -, -: , -, -: , -, -: , -la, -: , -(i)kko, -: , , -, -: , , -e: voije, -u, -y: , , суффиксы имен прилагательных: -(i)ni: tavallini, -, -: , , -toin, -: , onnetoin, глагольные суффиксы: tta-, -: , , lahjottua, , -tu-, -ty-: kaunistuo, valmistuo, -nta-, --: , , --, --: , , -ntele-, --: , -u-, -y: jatkuo, , -utu-, -yty-: avautuo, , -ntu-, -nty-: kaijentuo, , --, --: , . Распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы, антонимы, интернациональные слова, сокращения и аббревиатуры, распознавать и употреблять в устной и письменной речи различные средства связи в тексте для обеспечения логичности и целостности высказывания.
42.11.7.3. Владеть социокультурными знаниями и умениями: понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную тематическую фоновую лексику изучаемого языка в рамках тематического содержания речи (основные национальные праздники, обычаи, традиции), выражать модальные значения, чувства и эмоции, иметь элементарные представления о различных вариантах карельского языка, обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете и культурном наследии Республики Карелия, кратко представлять Россию и Республику Карелия (основные национальные праздники, наиболее известные достопримечательности, традиции в проведении досуга и питании), кратко рассказывать о выдающихся людях родной страны и Республики Карелия (ученых, писателях, поэтах, спортсменах), оказывать помощь гостям в ситуациях повседневного общения (объяснить местонахождение объекта и другие ситуации).
42.11.7.4. Владеть компенсаторными умениями: использовать при говорении переспрос, использовать при говорении и письме перифраз (толкование), синонимические средства, описание предмета вместо его названия, при чтении и аудировании - языковую догадку, в том числе контекстуальную, игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного (прослушанного) текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей