Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

64.10. Содержание обучения в 9 классе

64.10. Содержание обучения в 9 классе.

64.10.1. Тематическое содержание речи.

64.10.1.1. Мир моего "Я".

Здоровье. Здоровый образ жизни. Хорошие и вредные привычки. Эмоциональный интеллект.

64.10.1.2. Мир вокруг меня.

Достижения науки и техники. Онлайн-общение.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

64.10.3. Мир моих увлечений.

Планы на будущее. Выбор профессии. Востребованные профессии. Профессиональные учебные заведения.

64.10.1.4. Моя Родина.

Республика Татарстан. Достижения Республики Татарстан: экономика, культура, спорт. Выдающиеся представители татарского народа. Защитники Отечества. 9 Мая - День Победы.

64.10.2. Умения по видам речевой деятельности.

64.10.2.1. Аудирование.

Восприятие на слух и понимание несложных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова и неизученные языковые явления, не препятствующие решению коммуникативной задачи с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации; умение определять основную тему (идею) услышанного текста, извлечение главной информации из услышанного, прогнозирование содержания текста по началу сообщения.

Тексты для аудирования: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, диалог (беседа), рассказ, сообщение информационного характера.

64.10.2.2. Говорение.

Диалогическая речь: вести диалог-побуждение к действию (обращаться с просьбой, вежливо соглашаться или не соглашаться выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объясняя причину своего решения), диалог-расспрос (сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов, выражать свое отношение к обсуждаемым фактам и событиям, запрашивать интересующую информацию, переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот), комбинированный диалог.

Монологическая речь: создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи: описание (предмета, человека), в том числе характеристика реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), рассуждение, пересказ основного содержания прочитанного или прослушанного текста, изложение результатов выполненной проектной работы.

Умения диалогической и монологической речи развиваются в стандартных ситуациях общения в рамках тематического содержания речи с использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций, фотографий с соблюдением норм татарского речевого этикета.

64.10.2.3. Чтение.

Чтение про себя учебных и адаптированных аутентичных текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные незнакомые слова, с пониманием основного содержания или запрашиваемой информации, чтение с пониманием основного содержания текста с определением основной темы и главных фактов или событий в прочитанном тексте (игнорируя незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания), чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.

Тексты для чтения: беседа, отрывок из художественного произведения, в том числе рассказ, сказка, научно-популярные тексты, сообщение информационного характера, сообщение личного характера, объявление, кулинарный рецепт, стихотворение, несплошной текст (таблица).

64.10.2.4. Письмо.

Написание личного письма с использованием и без использования образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), написание сообщения с кратким представлением России, Республики Татарстан, изложение основного содержания прочитанного или прослушанного текста с выражением своего отношения к событиям и фактам, изложенным в тексте, составление и написание небольших творческих текстов по нравственным проблемам, аргументирование своего мнения.

64.10.3. Языковые знания и навыки.

64.10.3.1. Фонетика.

Различение на слух и произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.

Тексты для чтения вслух: сообщение информационного характера, отрывок из научно-популярного текста, рассказ, диалог (беседа).

64.10.3.2. Графика. Орфография. Пунктуация.

Правильное написание изученных слов; правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении, обращении, при вводных словах, в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях), пунктуационно правильное, в соответствии с нормами татарского речевого этикета оформление электронного сообщения личного характера.

64.10.3.3. Лексика.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи не менее 1000 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи для 9 класса, включая 850 лексических единиц, усвоенных в 1 - 8 классах, слов-названий предметов, их признаков, действий предметов, заимствованных слов, синонимов и антонимов изученных слов, производных (белемле, файдалы), парных 00003737.png, сложных 00003738.png, составных (ачык 00003739.png) слов.

64.10.3.4. Морфология. Синтаксис.

Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций татарского языка: отрицательные местоимения (беркем, 00003740.png, беркайчан), вопросительные местоимения (ни 00003741.png ник?), наречия места (ерак, якын), сравнения-уподобления (00003742.png, заманча, батырларча), глаголы повелительного наклонения III лица единственного и множественного числа в утвердительной и отрицательной формах (барсын! - барсыннар! - ба'рмасын! - ба'рмасыннар!), однородные члены предложения, средства связи между однородными членами предложения: соединительные союзы 00003743.png, да 00003744.png, та 00003745.png и интонация перечисления, сложносочиненные предложения с союзами 00003746.png, 00003747.png, 00003748.png, да 00003749.png, та 00003750.png, яки, сложноподчиненные предложения с придаточным времени, образованные с помощью деепричастия на -гач 00003751.png, -кач 00003752.png, сложноподчиненные предложения с придаточным причины, образованные с помощью союза 00003753.png, относительного слова 00003754.png, сложноподчиненные предложения с придаточным условия, образованные с помощью союза 00003755.png и глаголов условного наклонения барса, 00003756.png.

64.10.4. Социокультурные знания и умения.

Звание и использование изученных формул татарского речевого этикета в ситуациях общения, знание и использование в устной и письменной речи активной фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (народы России, национальные праздники и традиции народов, проживающих на территории Республики Татарстан), знание наиболее известных учебных заведений Республики Татарстан, знакомство с образцами татарской поэзии и прозы, формирование умения представлять известных деятелей культуры и искусства татарского народа.

64.10.5. Компенсаторные умения.

Использование при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана, использование словарных замен в процессе устно-речевого общения, игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации, сравнение объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.