79.10. Содержание обучения в 9 классе
79.10.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.
Язык художественных текстов в формировании читательской грамотности.
Предлагаемая тематика по этнокультуре.
Мужчина как хозяин дома. Обязанности мужчины в семье и по хозяйству. Виды деятельности: охота и оленеводство. Охота как вид деятельности: орудия охоты, средства передвижения. Рыболовство как вид деятельности: орудия рыболовства, средства передвижения. Оленеводство как вид деятельности: уход за оленями, упряжь, средства за уходом оленя, постройки. Скотоводство и коневодство как вид деятельности: уход за скотом и лошадью, средства за уходом скота, орудия труда, упряжь, хозяйственные постройки (в зависимости от региональных природно-климатических условий).
79.10.2. Систематический курс.
79.10.2.1. Лексика и фразеология.
Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике, их группировка.
Речевая тематика повседневной жизни.
Этнопарки региона, их роль в сохранении биоресурсов малой родины. Наши с друзьями каникулы в городе Санкт-Петербурге. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена - кузница учительских кадров для школ Севера. Ученые - исследователи материального и нематериального наследия эвенков. Мир современных технологий, инновации в традиционных видах деятельности.
79.10.2.2. Морфология. Орфография.
Послелог. Место послелога в предложении. Непроизводный послелог дярин (из-за, ради, для) в форме единственного числа, дяритын в форме множественного числа Производные предлоги дагадун (рядом, вблизи), додун (в, внутри), амардун (за, позади), дюлэдун (перед).
Союз. Их роль в предложении. Союзы тарит (поэтому), тэли (тогда), тадук (затем).
Частицы. Частицы -да (о, э) в значении сочинительного союза; в значении усиления -да, та; в значении неопределенности -вал (э, о), мал (о, э); в значении вопроса, сомнения -гу (ку, ).
Междометие. Междометия и их роль в предложении. Кэ! (Ну!) Ма! (На!) Моду! Моду! Мод! Мод! Эбэй!
79.10.2.3. Синтаксис. Пунктуация.
Простое предложение. Двусоставные и односоставные предложения. Двусоставные предложения. Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и сказуемое. Подлежащее, выраженное именными частями речи - существительным, местоимением, прилагательным, числительным, а также причастием и словосочетаниями.
Сказуемое, способы его выражения: глагольное сказуемое (глагол в различных формах), причастное сказуемое, именное сказуемое - существительное, местоимение, прилагательное, числительное.
Односоставные предложения: определенно-личные, определенно-личные, безличные, назывные.
Нечленимые слова-предложения: утвердительные и отрицательные слова-предложения, эмоционально-оценочные слова-предложения.
Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Структурные типы сложных предложений - бессоюзные и союзные. Выражение смысловых и синтаксических отношений между частями сложного предложения, союзы или союзные слова, частицы.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложносочиненные. Предложения с отношениями: одновременными, сопоставительными, временными, условными, причинно-следственными. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Союзные сложные предложения. Союзные сложносочиненные предложения с частицами -да (-дэ, -до) и -гу (-ку). Сложносочиненные предложения с союзом тадук (потом, затем, оттуда) и союзным слово эмивал (все-таки, однако, зато).
Сложноподчиненные предложения. Главное и придаточное предложения. Связь придаточных предложений с главным посредством союзов или союзных слов: тарит (поэтому), тэли (тогда, в то время), илэ (туда), идук (оттуда), окин (тогда). Основные виды придаточных предложений (определительные, дополнительные, временные, условные). Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Построение оправданного и грамматически оформленного текста устной и письменной речи с учетом норм эвенкийского литературного языка и речевого этикета в пределах учебной программы.
79.10.4. Речевая деятельность и текст.
Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так и учебно-научных, художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалогов - дискуссий в устной речи, написание текстов монологов - рассуждение, обсуждение и характеристика (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей