91.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (балкарской) литературе на уровне основного общего образования
91.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (балкарской) литературе на уровне основного общего образования.
91.11.1. В результате изучения родной (балкарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (балкарской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы, активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (балкарского) языка и родной (балкарской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений балкарской литературы, а также литератур народов Российской Федерации;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в балкарской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического, психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений балкарского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
91.11.2. В результате изучения родной (балкарской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
91.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
91.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
91.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
91.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
91.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
91.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
91.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (балкарской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (балкарской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
91.11.3. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
понимать роль балкарской литературы для сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей балкарской культуры и языка, осознавать важность чтения для собственного развития;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы (пословица, поговорка, загадка, суеверия (ырысла), благопожелания, сказка, рассказ, в том числе юмористический, повесть, стихотворение, басня), отличать прозаические тексты от поэтических;
анализировать литературное произведение: определять род, жанр, формулировать тему и идею, определять в произведении фабулу, характеризовать сюжет и композицию, находить изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, олицетворение, сравнение), понимать их роль в раскрытии содержания произведения;
характеризовать и сопоставлять героев, рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с использованием текста;
понимать связь литературных произведений со временем их написания, выявлять отраженные в литературных произведениях нравственные ценности, их общность с произведениями других народов;
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, определять ритм и рифму, использовать разные виды чтения, пересказывать прозаические произведения или их отрывки;
участвовать в диалоге о прочитанном, формулировать и выражать (устно и письменно) собственное отношение к прочитанному, аргументируя высказывание фрагментами из текста.
91.11.4. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать духовно-нравственную ценность балкарской литературы в воспитании любви к Родине, родному краю, к балкарской национальной культуре и языку;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы (миф, легенда, нартский эпос, песня, очерк, новелла, повесть, стихотворение), выделять их основные признаки, обосновывать свои суждения;
анализировать литературное произведение: определять род, жанр, формулировать тему и идею, выявлять особенности сюжета и композиции, находить изобразительно-выразительные средства языка (гипербола), определять авторскую позицию в тексте;
характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки, сравнивать героев одного или нескольких произведений;
составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный, и использовать его для пересказа;
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, выделять строфу, использовать разные виды чтения;
давать развернутый устный и письменный ответ на вопрос, связанный со знанием и пониманием литературного произведения, участвовать в учебном диалоге о прочитанном, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения.
91.11.5. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять общечеловеческие ценности, отраженные в балкарской литературе, выявлять связь балкарской литературы и культуры с произведениями и культурами других народов;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, особенности сюжета и композиции,
различать позицию героя и авторскую позицию, характеризовать героев произведения (внешний облик, внутренние качества, поступки и отношения с другими персонажами) и их роль в развитии сюжета, приводить сравнительные характеристики героев одного или нескольких произведений;
составлять сложный план художественного произведения (или фрагмента) и использовать его для пересказа;
читать выразительно и наизусть стихотворные произведения, передавать в ходе чтения настроение автора, выражать собственные впечатления от лирического произведения;
отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту, создавать устные и письменные высказывания, творческие работы, используя в своей речи художественные приемы и освоенные теоретико-литературные понятия (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика, эпитет, гипербола, метафора, композиция и сюжет);
91.11.6. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать важность чтения и изучения произведений балкарского фольклора и литературы как способа познания мира и окружающей действительности, истории и культуры балкарского народа;
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства;
анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения сюжета и композиции, определять стадии развития действия в эпическом и драматическом произведении, сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные эпизоды эпических произведений;
характеризовать образ лирического и лиро-эпического героя, приводить их сравнительные характеристики, оценивать систему образов в произведениях разных жанров, определять авторское отношение к героям и описанным событиям, сравнивать авторскую позицию со своей;
определять тематические и жанровые особенности народных песен, сравнивать тематику и композицию народных песен;
соотносить содержание и проблематику художественных произведений со временем их написания и отображенной в них эпохой, привлекая необходимые знания по истории;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства.
91.11.7. Предметные результаты изучения родной (балкарской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
понимать роль балкарской литературы в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и ее героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
понимать условность художественной картины мира, отраженной в литературных произведениях, с учетом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
различать основные жанры фольклора и художественной литературы (сонет, повесть, роман, драма, комедия, трагедия);
проводить смысловой и эстетический анализ произведений балкарского фольклора и литературы, воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать произведения разных жанров, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений, выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи, находить основные изобразительно-выразительные средства;
анализировать произведение в единстве формы и содержания: определять род, жанр, тему и идею произведения, выявлять проблематику и основной конфликт произведения, характеризовать особенности построения сюжета и композиции, выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характеризовать героев, приводить их сравнительные характеристики, использовать исторические сведения и факты при анализе содержания и проблематики произведения;
сопоставлять темы, идеи, сюжеты и отдельные эпизоды произведений, сопоставлять произведения (или фрагменты) родной (балкарской) литературы с произведениями других народов, выявлять их сходство и национальное своеобразие, аргументированно оценивать их;
участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному, использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный образ, художественный метод).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей