85.6. Содержание обучения в 5 классе
85.6.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Тема "Айан" ("Путешествие"): "Дойдулар" ("Страны"), "Куораттар" ("Города"), "Улуустар" ("Улусы"), ("Поселки"), "Бэлиэ сирдэр" ("Знаковые места").
Тема "Дьыл кэмэ" ("Времена года"): "Сайын" ("Лето"), "Дьиэ кэргэммин кытта" ("С семьей"); "Муоралар" ("Моря"), ("Реки"), ("Озера").
Тема "Дьиэ кэргэн киэhэтэ" ("Семейный вечер"): "Ийэбин кытта" ("С мамой"), ("С папой"), "Эбэбин кытта" ("С бабушкой"), "Эhэбин кытта" ("С дедушкой"), ("Домашние дела"), режим" ("Режим дня"), "Биhиги дьиэ кэргэн дьарыкпыт" ("Любимое увлечение семьи"), "Семейные традиции".
Тема " кэтээн " ("Наблюдение за природой"): " ардах" ("Осенний дождь"), ("Осенняя природа"), ("Животные осенью"), " куорат" ("Осень в городе"), " кытта" ("Осень с друзьями"); ("Дары осени"), ("Прогноз погоды"), " туhунан хоhооннор" ("Стихи про осень").
Тема " кытта" ("Мои друзья"): "Тиэргэним " "Чугас " ("Лучший друг"), ("Лучшая подруга"), ("День рождения"), "Ким - ол дьоллоох" ("Мои друзья - мое счатье"). Тема " " ("Осенняя ярмарка"): " аhа" ("Мой огород"), "Атыы-эргиэн" ("Продажа"), " аhын " ("Секреты огорода"), "Мин даачабар аhа" ("Огород моей дачи"), "Тэллэйдэр" ("Грибы"), " тэрийии - " ("Ярмарка в школе").
Тема "Мин куруhуогум, сиэксийэм" ("Мои увлечения: кружки, секции"): ("Сегодня"), ("Моя неделя"), "Мин ситиhиилэрим" ("Мои успехи"), "Кылааспыт ситиhиитэ" ("Успехи моего класса"), "Оскуолабыт ситиhиитэ" ("Достижения моей школы").
Тема " кэтээн . Кыhын" ("Наблюдение за природой. Зима"): " " ("Зимняя природа"), "Кыыллар кыhын" ("Животные зимой"), " куорат" ("Город зимой"), "Кыhын кытта" ("С друзьями зимой"), "Кыhын туhунан хоhооннор" ("Стихи про зиму"), "Саха сирин кыhына" ("Зима в Якутии").
Тема "Кыhын ускуустубалыын алтыhыы. "Хоту дойду тыына" быыстапка" ("Искусство. Выставка "Дыхание Севера"): "Хоту дойду ("Жизнь на Севере"), " ("Зимние цвета"), "Саха сирин худуоhунньуктара" ("Художники Якутии"), "Хоту дойду худуоhунньуктара" ("Художники Севера"), "Нуучча худуоhунньуктара" ("Художники России"), "Кыhын туhунан хартыыналар" ("Картины про зиму").
Тема "Тыйаатыр" ("Театр"): "Тыйаатыр иhэ" ("Внутри театра"), "Испиктээкил" ("Спектакли"), "Театры Якутии", "Артисты театра", "История театра".
Тема " дьыл - дьиэ кэргэн бырааhынньыга" ("Семейный праздник - новый год"): " дьылы " ("Встреча Нового года"), "Араас омук дьылы " ("Новогодние традиции разных народов"), "Маскараад устуоруйата" ("История маскарада"), " ыйа" ("Святки").
Тема " дьарыгым" ("Мое увлечение"): " дьарыгым" ("Вечернее увлечение"), " дьарыгым" ("Мой выходной день"), " кэммэр дьарыгым" ("Свободное время"), "Ким буолуохпун . ?" ("Кем хочу стать?"), " дьарыкпар уhуйбут киhим" ("Мой наставник").
Тема "Дьокуускай куорат" ("Якутск"): ("В парке"), "Болуоссакка" ("На площади"), ("В музее"), "Дьокуускай куорат устуоруйата" ("История города Якутска"), "Дьокуускай куорат инники кэскилэ" ("Будущее Якутска").
Тема "Мин интэриэhим" ("Мои интересы"): " кыттыы" ("Участие в конференции"), ("В библиотеке"), "Учууталбын кытта" ("С учителем"), "Кыыллар" ("Животные"), ("Растения"), "Отоннор" ("Ягоды"), "Тулалыыр эйгэ" ("Окружающая среда"), "Тэллэйдэр" ("Грибы"), "Тиэхиникэ" ("Техника"), ("Самолеты"), ("Насекомые"), "Саха сирин " ("Растения в Якутии"), "Саха сирин суруйааччылара" ("Писатели Якутии").
Тема "Саха литэрэтиирэтин суруйааччылар"(А.Е. Кулаковскай, А.И. Софронов, Н.Д. Неустроев, А.А. Иванов-Кундэ, П.А. Ойуунускай) ("Основатели якутской литературы"): "Айымньылар" ("Произведения якутских писателей"), " суруйааччым" ("Мой любимый писатель"); "Суруйааччы , айымньылара" ("Жизнь и произведения писателей").
Тема " кэтээн . Саас" ("Наблюдение за природой. Весна"): "От-мас тыллыыта" ("Пробуждение леса"), ("Ледоход на реке"), "Саас " ("Птицы осенью"), "Ньургуhун" ("Подснежник"), "Саас кытта" ("Весной с друзьями"), "Сааскы куорат" ("Город весной"); ("Прогноз погоды") "Саас туhунан хоhооннор" ("Стихи о весне");
Тема "Сахам сирин кэрэтэ. Ыhыах" ("Национальный праздник "Ыhыах"): ("В день ыhыаха"), ("Ыhыах Туймаады"); "Сахалыы " ("Национальный костюм"), "Сахалыы иhит" ("Национальная посуда"), "Саха сиэрэ-туома" ("Якутские традиции"), "Сахалыы оонньуулар" ("Якутские игры").
Развитие коммуникативных умений диалогической речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования. Диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе разговор по телефону), поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление, выражать благодарность, вежливо соглашаться на предложение (отказываться от предложения) собеседника.
Диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться (не соглашаться) выполнить просьбу, приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо соглашаться (не соглашаться) на предложение собеседника.
Диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов; запрашивать интересующую информацию.
Объем диалога - до четырех реплик со стороны каждого собеседника.
Создание устных связных монологических высказываний с использованием основных коммуникативных типов речи - описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты характера реального человека или литературного персонажа), повествование (сообщение), изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста, краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Объем монологического высказывания - до четырех реплик.
Развитие коммуникативных умений аудирования на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:
при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и вербальная (невербальная) реакция на услышанное;
при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации с использованием и без использования иллюстраций.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме в воспринимаемом на слух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, рассказ, сообщение информационного характера. Время звучания текста (текстов) для аудирования - до 1 минуты.
Развитие сформированных на уровне начального общего образования умений читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять основную тему и главные факты (события) в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова, не существенные для понимания основного содержания.
Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме.
Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации. Тексты для чтения: беседа или диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера, сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица). Объем текста (текстов) для чтения - 150 слов.
Развитие умений письменной речи на базе умений, сформированных на уровне начального общего образования:
списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в соответствии с решаемой коммуникативной задачей, написание коротких поздравлений с праздниками (Новым годом, днем рождения);
заполнение анкет и формуляров: сообщение о себе основных сведений в соответствии с нормами, принятыми в республике изучаемого языка;
написание электронного сообщения личного характера в соответствии с нормами неофициального общения, принятыми в республике.
85.6.2. Языковые знания и умения.
85.6.2.1. Фонетическая сторона речи.
Различение на слух, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации, произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмико-интонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах, чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации, демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: беседа или диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного характера, сообщение информационного характера. Объем текста для чтения вслух - до 80 слов.
85.6.2.2. Графика, орфография и пунктуация.
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения, запятой при перечислении и обращении, апострофа. Пунктуационно правильное, в соответствии с нормами речевого этикета, оформление электронного сообщения личного характера.
85.6.2.3. Лексическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в языке саха нормы лексической сочетаемости.
Объем изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400 лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного минимума).
Аффиксальный, синтаксический способы словообразования (наиболее продуктивным является первый, к последнему относятся сочетания слов, образующие неделимое смысловое единство, выражающие одно понятие и являющиеся одной лексической единицей).
85.6.2.4. Грамматическая сторона речи.
Распознавание и употребление в устной и письменной речи изученных изученных морфологических форм и синтаксических конструкций языка саха.
Основные морфологические особенности языка саха в отличие от русского языка (отсутствие приставок, суффиксов, родовых окончаний и специфику аффиксального образования).
Синтаксические особенности языка саха в отличие от русского языка (постоянный, "твердый" порядок слов в словосочетании - предшествование определяющего слова (тымныы уу), в предложении - подлежащего (мин кэлэбин).
Основные коммуникативные типы предложений (повествовательные, вопросительные).
Грамматические формы: формы орудного, винительного, дательного падежей.
Настоящее, прошедшее, будущее время.
Послелог "кытта", форма винительного падежа без аффикса и с аффиксом, правила фонетических изменений заимствованных слов, вопросительные предложения, речевые модели купли-продажи.
Правила фонетических изменений заимствованных слов.
Единственное и множественное число глагола.
Имя собирательное, имя прилагательное с аффиксом -лаах.
Синтаксическая единица, согласование.
Имя прилагательное с аффиксом - лаах, спряжение в 3 лице.
Однородные члены предложения, спряжение по лицам.
Послелоги, частицы, единственное, множественное число глагола.
Усилительные формы выражения, междометия, усилительная форма прилагательных.
Положительная форма глагола: .
Имя существительное, производное существительное, имя собственное, простое предложение;
Количественное числительное, форма дательного падежа, виды предложений;
Собирательное имя, имя прилагательное с аффиксом -лаах, настоящее время, синтаксическая связь, согласование.
Личные и притяжательные местоимения.
Количественные числительные (1 - 100).
85.6.3. Социокультурные знания и умения.
Использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в том числе по темам "В семье", "В школе").
Использование в устной и письменной речи наиболее употребительной тематической фоновой лексики в рамках отобранного тематического содержания (некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
Знание социокультурного портрета родной республики: знакомство с традициями проведения основных национальных праздников (День Республики Саха (Якутия), Ысыах), с особенностями образа жизни и культуры республики (известные достопримечательности, выдающиеся люди), с доступными в языковом отношении образцами детской поэзии и прозы на языке саха.
Правописание имен собственных, топонимов.
Краткое представление родного края, некоторых культурных явлений (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
85.6.4. Компенсаторные умения.
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки. Использование в качестве образца при формулировании собственных высказываний ключевых слов, плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного содержания, прочитанного или прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой информации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей