Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

52.7. Содержание обучения в 6 классе

52.7. Содержание обучения в 6 классе.

52.7.1. Осенний праздник.

52.7.1.1. Содержание и ситуации для говорения.

Осень - прекрасное время года. Отличия осени. Выставка "Осенний букет". Праздничная осень. Осенние праздники России, Республики Марий Эл. Школьные осенние праздники.

52.7.1.2. Лексика и речевые образцы.

Праздничный день, прекрасный, золотой, медный цвет, рабочий, богатый выход урожая зерновых культур, богатый урожай овощей. Вновь приходим в школу. Будем получать знания. Пролетело. Прилагательные, обозначающие вкус.

52.7.1.3. Грамматический материал.

Сравнительный падеж.

52.7.1.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Марийские названия месяцев. Осенние приметы, пословицы, загадки. Осмин Йыван "Шыже тольо" ("Наступила осень"), Шабдар Осып "Шыже" ("Осень").

52.7.2. Финно-угорская языковая семья.

52.7.2.1. Содержание и ситуации для говорения.

Финно-угорские народы. Расселение финно-угров. Финно-угорское языковое древо. Место марийского языка в финно-угорском мире. Финно-угорский фольклор.

52.7.2.2. Лексика и речевые образцы:

Названия финно-угорских народов, их места жительства, столицы финно-угорских регионов. По-марийски, по-русски, по-эстонски, по-венгерски, по-мордовски.

52.7.2.3. Грамматический материал.

Наречия с суффиксами -ла.

52.7.2.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Финно-угорские народные сказки (из книги "Изи патыр").

52.7.3. Школьная жизнь.

52.7.3.1. Содержание и ситуации для говорения.

Важность полученных знаний в будущей жизни. Мой дружный класс. Возле расписания. Любимый урок. Мой рабочий день. После уроков.

52.7.3.2. Лексика и речевые образцы.

День знаний, мир, вселенная, земля, гора, море, растение, жизненный путь, после уроков, свободное время, успокоить ум, проводить уроки, нужно много знать, посещать с настроением, верный друг. С новым учебным годом. Садиться за парты.

52.7.3.3. Грамматический материал.

Послелоги: деч вара, деч ончыч. Изменение личных местоимений по падежам.

52.7.3.4. Произведения и лингвокраеведческий материал: А. Новиков "Урокышто" ("На уроке"), М. Казаков "Шинчымаш путынь умырлан" ("Знания на всю жизнь"), В. Абукаев "Школыш" ("В школу"),

52.7.4. Моя Родина - Марий Эл.

52.7.4.1. Содержание и ситуации для говорения.

Расположение Республики Марий Эл. Города и поселки. Богатство марийских лесов. Водоемы Республики Марий Эл. 4 ноября - День рождения Республики Марий Эл. Йошкар-Ола - столица Республики Марий Эл. Поэты и композиторы о Йошкар-Оле.

52.7.4.2. Лексика и речевые образцы.

Названия ягод, рыб, растений; Волга, Вятка, Илеть, Немда, Ветлуга. Нужно гордиться (любить, благоустраивать). И русские, и мари, граница, граничит, занимает, чтобы сохранить природное богатство.

52.7.4.3. Грамматический материал.

Сложные предложения с союзом манын. Совместный падеж.

Конструкции с сочетанием инфинитива и 00003366.wmz. Суффикс множественного числа существительных - ла.

52.7.4.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Г. Матюковский "Эсен лий, шочмо марий мланде!" ("Будь прекрасна, родная марийская земля!"). Тексты о реках и озерах марийской земли. В. Сапаев "Кушеч шочмэл 00003367.png?" ("С чего начинается Родина?").

52.7.5. Праздник в нашей семье.

52.7.5.1. Содержание и ситуации для говорения.

Семейные традиции. День рождения. Праздничный стол. Сервировка стола. Марийские национальные блюда. Правила поведения за столом.

52.7.5.2. Лексика и речевые образцы.

Завтрак, обед, ужин, горячее блюдо, сладкое блюдо, холодное блюдо, вареники, ватрушка, крупеник, до ухода, до прихода, гости, застолье, посуда, хлеб - соль, кушать не спеша, нужно хорошо сидеть, нельзя разговаривать, смеяться; до прихода (до ухода) гостей; не разговаривай во время еды.

52.7.5.3. Грамматический материал.

Конструкции с суффиксами -меке, -мешке, -шыла. Притяжательные суффиксы существительных.

52.7.5.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Названия марийских национальных блюд. Рецепты национальных блюд.

А. Бик 00003368.wmz ("Сестренка").

52.7.6. Наступает Новый год.

52.7.6.1. Содержание и ситуации для говорения.

Волшебная зима. Новый год. Традиции народа мари. Марийские народные зимние праздники. Шорыкйол (Рождество).

52.7.6.2. Лексика и речевые образцы.

Поздравляю с Новым годом. Отмечать, праздновать, печь, готовиться, древние мари, ряженые, по марийским обычаям, праздничная одежда, блины, самый долгожданный праздник, самый веселый праздник. Слова, связанные с праздником Шорыкйол.

52.7.6.3. Грамматический материал.

Конструкции с суффиксами -ме (-мо, 00003369.wmz), -ыме (-ымо, 00003370.wmz). Превосходная степень прилагательных. Послелог мучко.

52.7.6.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Шадт Булат "Елка", В. Акцорин "Шорыкйол" ("Рождество"), М. Казаков "00003371.wmz Кугыза" ("Дед Мороз").

52.7.7. В мире профессий.

52.7.7.1. Содержание и ситуации для говорения.

В мире профессий. Профессии моих родителей. Какая профессия нравится мне. Кем я хочу быть? Куда дальше пойти учиться?

52.7.7.2. Лексика и речевые образцы.

Названия профессий на марийском языке. Выбирать, после окончания школы, радовать. Какая профессия нравится тебе? В мире есть много профессий. - Кем ты хочешь быть? - Хочу быть... (пока не знаю).

52.7.7.3. Грамматический материал.

Суффиксы существительных -зе (-зо, 00003372.wmz), -че (-чо, 00003373.wmz). Утвердительная и отрицательная форма глаголов желательного наклонения.

52.7.7.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

М. Казаков "Тый 00003374.wmz лийнет?" ("Кем хочешь быть?"), "Маляр".

52.7.8. Марийский театр.

52.7.8.1. Содержание и ситуации для говорения.

Йошкар-Ола театральная. История марийского театра. Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана. Артисты марийского театра. Мы идем в театр. Афиша театра.

52.7.8.2. Лексика и речевые образцы.

Имени Шкетана (Константинова, Сапаева), известный, аплодировать, спектакль начинается, заканчивается, открывается занавес, один акт, играют в спектакле, заслуженный артист, получил звание заслуженного артиста, родился, впервые.

52.7.8.3. Грамматический материал.

Утвердительная и отрицательная форма глаголов второго прошедшего времени.

52.7.8.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Биографический текст о М. Шкетане. М. Шкетан "Парашют". Текст об истории театра.

52.7.9. В библиотеке.

52.7.9.1. Содержание и ситуации для говорения.

Книга - наш друг. В школьной библиотеке. Разговор с библиотекарем. Моя любимая книга. Национальная библиотека им. С.Г. Чавайна. Детские газеты и журналы на марийском языке.

52.7.9.2. Лексика и речевые образцы.

Учебная книга, художественное произведение, детская книга, интересная книга, на нижней (верхней) полке, на переднем (заднем) ряду, во время перемены, кто-нибудь, сколько-нибудь, несколько.

52.7.9.3. Грамматический материал.

Неопределенные местоимения. Наречия, обозначающие количество.

52.7.9.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

С. Чавайн "Книга". Детские газеты и журналы на марийском языке. Биографический текст о С. Чавайне. Шабдар Осып "Книгам кузе кучыман" ("Как пользоваться книгой").

52.7.10. Берегите здоровье.

52.7.10.1. Содержание и ситуации для говорения.

Режим дня. Чистота - залог здоровья. Здоровье в наших руках. Части тела. В поликлинике. В аптеке. Народные рецепты моей бабушки.

52.7.10.2. Лексика и речевые образцы.

Знобит, грязнуля, красивый, чистый, зубной врач (стоматолог). Болит, лечит, болезнь, больной, заболеть, тело, укреплять, покупать лекарство, посоветоваться. Слова, обозначающие части тела. Промочил(а) ноги, поэтому заболел(а). Заболел(а) из-за мороженого.

52.7.10.3. Грамматический материал.

Послелог 00003375.wmz. Сложное предложение с союзом садлан.

52.7.10.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

В. Осеева "Йомдарыме кече" ("Потерянный день"). Пословицы о бережном отношении к здоровью. А. Бик "Мый ом 00003376.wmz" ("Я не боюсь").

52.7.11. Праздник Победы.

52.7.11.1. Содержание и ситуации для говорения.

Великий праздник. Возле памятника. Выпускники нашей школы - участники Великой Отечественной войны. Герои марийской земли. Орден моего деда (прадеда).

52.7.11.2. Лексика и речевые образцы.

За свободу, поле боя, осиротеть, погибнуть (умереть), совершить подвиг, награжден орденом (медалью).

52.7.11.3. Грамматический материал.

Послелог верч. Обращение.

52.7.11.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

А. Букетов "Ок мондалт" ("Не забывается").

Г. Иванов "Кок 00003377.wmz" ("Две картины"). Текст о Сергее Суворове. Умение использовать послелог верч.

52.7.12. Путешествие в Звениговский район.

52.7.12.1. Содержание и ситуации для говорения.

Звениговский район. Самый молодой город Звенигово. Известные люди Звениговской стороны. Первый марийский композитор. Судостроительный завод им. С. Бутякова.

52.7.12.2. Лексика и речевые образцы.

Соседний район. По Волге. Завод им. С. Бутякова. Продукция сельского хозяйства, железная дорога. Как можно попасть в Звениговский район?

52.7.12.3. Грамматический материал.

Обобщение.

52.7.12.4. Произведения и лингвокраеведческий материал.

Биографический текст о И.С. Ключникове-Палантае. Текст о городе Звенигово и Звениговском районе.