Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

89.8. Содержание обучения в 7 классе

89.8. Содержание обучения в 7 классе.

89.8.1. Введение.

Литература как словесное искусство. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. Художественная литература в жизни человека. Связь фольклора и литературы. Фольклоризмы в произведениях адыгейской литературы.

89.8.2. Устное народное творчество.

Фольклор и его основные жанры. Особенности произведений устного народного творчества. Выражение в произведениях фольклора нравственных идеалов народа.

Нартский эпос. Эпическая песня (пшинатль) "Нарт Шэбатныкъу" ("Песня о Шабатнуко"). Образ Шабатнуко в пшинатле как олицетворение мужества и отваги. Языковые особенности текста.

Предание "Къолэжъымыкъо Зезэрыхьэ итаурыхъ" ("Предание о Колежмыко Зезарахе"). Образ Колежмыко, его поступки. Сопоставление героев. Реальное и вымышленное в предании.

Песнь-плач (гъыбзэ) "Къоджэбэрдыкъо Мыхьамэт игъыбз" ("Песнь-плач о Коджебардыко Магамете"). Основная тема - историческое прошлое адыгов, изображение народного героя XIX века. Роль портрета, детали в тексте. Мужество и человечность героя. Художественные приемы воссоздания исторического образа-персонажа.

89.8.3. Произведения адыгейской литературы 1920 - 1940 годов.

А.Д. Хатков. Биография и творчество. Стихотворение "Типсы шхъухьашI" ("Река"). Картины природы. Создание художественного образа, языковые особенности.

Стихотворения "Мэкъуоныгъо маз" ("Месяц сенокоса"), "Лэжьыгъэм имаф" ("День урожая"). Поэтическая речь. Поэтизация природы. Пейзажное мастерство писателя. Время. Образы тружеников. Сравнение с лирикой А.С. Пушкина ("Осень", "Зима", "Цветок") (перевод А.Д. Хаткова). Тема любви к природе, Родине в лирике поэтов.

Ш.И. Кубов. Биография и творчество. Стихотворение "Шахъом иорэд" ("Песня табунщика"). Описание красоты природы Адыгеи. Размышления лирического героя о своей земле. Ностальгические мотивы в песне.

Поэма-сказка "Е пшIэу, шIу ущымыгугъ" ("Совершая зло, не надейся на добро"). Сюжет, его элементы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Фольклоризмы в поэме-сказке.

Ц.А. Теучеж. Биография и творчество. Стихотворение "Сижъышъхъэм сыжъудэбэкъон" ("В ногу с юными идти"). Автобиографичность произведения. Сложность человеческой судьбы автора. Противопоставление старого мира и нового.

89.8.4. Произведения адыгейской литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия.

Т.М. Керашев. Биография и творчество. Рассказ "Умыуцумэ, къиуцукI уIукIэн" ("Урок мужества"). Тема, идея, основные образы рассказа. Нравственная проблематика. Понятие о национальном характере. Язык и стиль.

Рассказ "Партизан шыпхъу" ("Сестра партизана"). Тема войны, сюжетные линии. Основные эпизоды и сцены. Образы Софьи и Чуца. Истоки героического характера.

М.С. Паранук. Биография и творчество. Стихотворение "Орэдыр фэмыгъэкIосэн" ("Песню не задушить"). Басня "Баджэмрэ Къэрэумрэ" ("Лиса и Цапля"). Музыкальность и поэтическая глубина изображения. Авторская басня на основе заимствованного сюжета из русской литературы. Национальная специфика образов. Сочетание лиризма, юмора и сатиры в басне.

Ю.И. Тлюстен. Биография и творчество. "Асхьадрэ Сурэтрэ" ("Возвращение Асхада") (отрывок из романа "Ожбаноковы"). Идея о моральной ответственности человека за свое поведение и окружающий его мир. Изображение меняющегося внутреннего мира героини. Мастерство писателя в построении сюжета, создании образов. Языковые особенности текста.

А.К. Евтых. Биография и творчество. Стихотворение "Народым ишъэо кIас" ("Любимый сын народа"). Тема войны. Художественные образы и их прототипы. Образ героя Великой Отечественной войны Даута Нехая. Нравственные и патриотические идеи в тексте.

Стихотворение "Ным факIо" ("Письмо матери"). Идея, изобразительно-выразительные средства в тексте. Образ матери лирического героя. Психологизм в изображении образа матери. Сравнение со стихотворением К.М. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...". Тема патриотизма и ответственности за Родину в стихотворениях поэтов.

Д.Г. Костанов. Биография и творчество. Рассказ "Пщыпый" ("Пшипий"). Историческая основа и народнопоэтические истоки. Герой и читатель. Патриотический пафос произведения.

Рассказ "Ныхэр" ("Матери"). Изображение жизни послевоенного периода. Тема доброты, человечности, дружбы народов. Художественные образы и нравственная идея рассказа.

Х.Б. Андрухаев. Биография и творчество. Стихотворения "Кавказ", "Гъэмэфэ пчэдыжь" ("Летнее утро"), "Тичъыгыжъ дэжь" ("У нашего старого дерева"). Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Нравственная проблематика.

89.8.5. Произведения адыгейской литературы 1960 - 1980 годов.

С.М. Яхутль. Биография и творчество. Стихотворения "Пчэдыжь рэхьат" ("Спокойное утро"), "Оял" ("Дождливый день"). Тема красоты природы и нравственно-эмоциональное состояние автора. Художественное своеобразие стихотворений.

К.Х. Жанэ. Биография и творчество. Рассказ "Елмызэ ибзыухэр" ("Тайна Ельмиза"). Тема человека и природы. Богатство внутреннего мира главного героя Ельмиза. Идея, сюжетно-композиционное построение.

Рассказ "Бирамкъулэрэ пцIэшхъо цIыкIумрэ" ("Бирамкуль и ласточка"). Образы человека и птицы. Художественно-изобразительные средства в тексте.

И.Ш. Машбаш. Биография и творчество. Стихотворения "Адыгэ цый" ("Черкеска"), "Удж" ("Удж"), "ЗэфакIу" ("Зафак"), "Ислъамый" ("Исламей"). Изображение красоты адыгского мужского костюма (черкески), значение танца в жизни народа. Стих, ритмика, рифма.

"ЧырэкIо кIалэхэр" ("Тембот и Джамбулат") (отрывок из романа "Тропы из ночи"). Социальная и нравственная проблематика. Классовая борьба в дореволюционном ауле. Раскрытие характера героев через их поступки, речь, взаимоотношения, авторскую оценку. Сопоставление героев. Художественно-изобразительные средства в тексте.

Х.А. Ашинов. Биография и творчество. Рассказ "Нысэнор" ("Бабушка Нисанор"). Горечь и боль утраты родных на войне. Тема милосердия, уважения к прошлому, исторической памяти. Изобразительно-выразительные средства в тексте.

89.8.6. Произведения адыгейской литературы на современном этапе.

Х.Я. Беретарь. Биография и творчество. Стихотворение "Зы лъэпкъы чъыг" ("Дерево рода"). Тема родной земли, духовной преемственности поколений.

Поэма "Чылэм итхыд" ("Сказ об ауле") (отрывок). Замысел, история создания и особенности композиции. Авторская позиция. Язык и стиль произведения.

П.К. Кошубаев. Биография и творчество. Повесть "Тэтэжъ" ("Дедушка") (отрывок). Тема войны, героизма и стойкости взрослых и детей в борьбе с врагом. Роль портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в тексте.

К.Х. Кумпилов. Биография и творчество. Стихотворения "Джыри уихьаку о мыкIосагъ" ("Еще не погас твой очаг"), "Силъэныкъо гупс" ("Родимый край"). Лирические переживания поэта. Тема сыновней любви и извечной вины перед памятью матери, любви к Родине, к своему народу. Художественное своеобразие языка стихотворений.

Н.Ю. Куек. Биография и творчество. Стихотворения "Сят" ("Мой отец"), "ПсынэкIэчъ" ("Родник"). Тема любви к родной земле, к жизни, уважительного отношения к родителям. Особенности поэтической речи. Приемы создания поэтического образа. Символ. Художественная глубина стихотворений.

Пьеса "ЧIыгуи огуи зэдытий" ("Мальчик и злой дух") (отрывок). Лирические переживания поэта о родной природе. Использование фольклорных мотивов и традиций в произведении. Особенности изображения героев и природы в тексте. Тематика и проблематика. Сюжет и композиционное построение. Язык и стиль пьесы.

Р.М. Нехай. Биография и творчество. Стихотворения "Адыгэ пшъашъэхэр" ("Адыгейские девушки"), "Умытыгъэу тыгъэу укъепсына?" ("Сможешь светить, не будучи солнцем?"). Образы в произведениях. Тема чести. Философские размышления о жизни. Тонкий психологизм лирики. Особенности поэтической речи.

Н.Н. Багов. Биография и творчество. Стихотворения "Сыригъус чIыгу рэхьатым" ("Я на стороне мирной земли"), "Нахьыжъмэ ягъэсэпэтхыд" ("Советы старших"). Пейзажная и гражданская лирика. Размышления о природе, судьбах людей, традициях народа. Художественно-композиционные и языковые особенности. Мастерство поэта в передаче внутреннего мира человека.

Ю.Г. Чуяко. Биография и творчество. Рассказ "КъэкIожь, Титыу, къэкIо-о-жь" ("Вернись, Титу, вер-ни-сь"). Тематика и проблематика. Сюжет и композиционное построение. Авторская позиция. Язык и стиль рассказа.

Р.И. Махош. Биография и творчество. Стихотворение "ХьакIэщ" ("Кунацкая"). Тема почитания старших. Отражение адыгейских традиций и обычаев в произведении. Нравственная проблематика. Рифма и ритмика стиха.

А.Р. Ожев. Биография и творчество. Рассказ "ГукIэгъу" ("Доброта"). Нравственная проблематика. Мастерство в изображении природы и отношения к ней главного героя. Роль изобразительно-выразительных средств.

С.Н. Сиюхов. Биография и творчество. Рассказ "Чэрэзищ ятхыд" ("Сказ о трех вишенках"). Тема предназначения человека, взаимоотношений в семье. Проблематика. Роль пейзажа, портрета, художественной детали, авторской оценки в произведении. Язык и стиль писателя.

89.8.7. Произведения литературы адыгейского зарубежья.

Енамуко Моулид. Биография и творчество. Стихотворения "Хэт ущыщ?" къысэмыIу!" ("Не спрашивай, откуда я родом"), "СышъолъэIу, къэрэухэр" ("Аисты, прошу вас"). Тема и идея. Нравственная проблематика произведений. Размышления о судьбах адыгов на чужбине, постоянной ностальгии. Художественно-композиционные и языковые особенности. Мастерство поэта в передаче внутреннего мира героя.

89.8.8. Теория литературы.

Фольклор, фольклоризмы. Нартский эпос. Предания, их художественная структура. Песня-плач, эпическая песнь - пшинатль. Аллитерация. Адыгская рифма. Изобразительно-выразительные средства: антитеза. Портрет. Деталь. Символ. Проблематика произведения.