Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

138.2. Пояснительная записка

138.2. Пояснительная записка.

138.2.1. Программа по иностранному (французскому) языку на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.

138.2.2. Программа по иностранному (французскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету, дает представление о целях иноязычного образования, развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования. Программа по иностранному (французскому) языку устанавливает распределение обязательного предметного содержания по классам (годам обучения), последовательность их изучения с учетом особенностей структуры французского языка, межпредметных связей французского языка с содержанием других общеобразовательных предметов на уровне основного общего образования с учетом возрастных особенностей обучающихся. В программе по иностранному (французскому) языку для основного общего образования предусмотрено дальнейшее развитие речевых умений и языковых навыков, представленных в федеральной рабочей программе по иностранному (французскому) языку начального общего образования, что обеспечивает преемственность между уровнями общего образования.

138.2.3. Изучение иностранного (французского) языка направлено на формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.

138.2.4. Построение программы по иностранному (французскому) языку имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые требования. В процессе обучения освоенные на определенном этапе грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.

138.2.5. Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания обучения иностранному (французскому) языку.

Цели иноязычного образования формулируются на ценностном, когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных, метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки являются средством общения и самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота, развития национального самосознания.

138.2.6. Целью иноязычного образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких ее составляющих, как:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основного общего образования, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языках;

социокультурная (межкультурная) компетенция - приобщение обучающихся к культуре, традициям и реалиям страны (стран) изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся 5 - 9 классов на разных этапах (5 - 7 и 8 - 9 классы), формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;

компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.

138.2.7. Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного (французского) языка формируются компетенции: образовательная, ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.

138.2.8. Основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного общего образования, использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и другие) и использования современных средств обучения.

138.2.9. Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (французского) языка, - 510 часов: в 5 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 6 классе - 102 часа (3 часа неделю), в 7 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе - 102 часа (3 часа в неделю).

138.2.10. Требования к предметным результатам для основного общего образования констатируют необходимость к окончанию 9 класса владения умением общаться на иностранном (французском) языке в разных формах (устно и письменно, непосредственно и опосредованно, в том числе через Интернет) на допороговом уровне (уровне A2 в соответствии с Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком), что позволит выпускникам 9 классов использовать иностранный (французский) язык для продолжения образования на уровне среднего общего образования и для дальнейшего самообразования.