Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

84.6. Содержание обучения в 5 классе

84.6. Содержание обучения в 5 классе.

84.6.1. Общие сведения о языке.

Родина, родной край, моя деревня. Наш родной язык - якутский.

84.6.2. Язык и речь.

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученных) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Сочинения различных видов с использованием собственного жизненного и читательского опыта, сюжетной картины (в том числе сочинения - миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

84.6.3. Текст.

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Эпиграф к тексту.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. План текста.

Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте, использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

84.6.4. Функциональные разновидности языка.

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

84.6.5. Система языка.

84.6.5.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука.

Классификация гласных звуков. Краткие, долгие гласные. Широкие, узкие, передние, задние, губные и ротовые гласные. Дифтонги. Гармония гласных звуков.

Сингармонизм якутского языка. Прогрессивная ассимиляция гласных.

Длительность гласных, особенности якутских дифтонгов.

Согласные звуки. Звонкие, глухие согласные.

Сочетаемость согласных. Парные согласные.

Ассимиляция согласных звуков. Виды ассимиляции.

Удвоенные согласные. Удвоенные согласные на стыке морфем.

Особенности произношения слов. Нормы литературной речи.

Якутский алфавит. Из истории якутского алфавита.

84.6.5.2. Состав слова и правописание.

Состав слова. Корень слова, окончание.

Орфография. Орфографический словарь.

Три принципа якутской орфографии: фонетический, морфологический, условный. Фонетический принцип - главная основа якутской орфографии. Правописание кратких-долгих гласных, дифтонгов, удвоенных, парных согласных. Правописание по принципу условности. Правила якутской орфографии.

Правописание корней. Правописание заимствованных слов.

Гармония гласных звуков в написании заимствованных слов.

Правописание заимствованных слов.

Случаи выпадения (невыпадения) мягкого знака.

Правописание сложных слов. Правописание заимствованных сложных слов. Простые аббревиатуры.

Перенос слов. Правила переноса слов. Непереносимые слова. Перенос заимствованных слов.

84.6.5.3. Лексикология.

Лексикология как раздел лингвистики.

Основные способы толкования лексического значения слова (подбор синонимов и антонимов); основные способы разъяснения значения слова (по контексту, с помощью толкового словаря).

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Тематические группы слов. Обозначение родовых и видовых понятий.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Разные виды лексических словарей (толковый словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов) и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Лексический анализ слов (в рамках изученного).

84.6.5.4. Морфемика. Орфография.

Морфемика как раздел лингвистики.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова. Виды морфем (корень, окончание).

Морфемный анализ слов.

Правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми, непроизносимыми согласными (в рамках изученного).

84.6.5.5. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание и его признаки. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные). Средства связи слов в словосочетании.

Синтаксический анализ словосочетания.

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.

Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и морфологические средства его выражения: именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа. Сказуемое и морфологические средства его выражения: глаголом, именем существительным, именем прилагательным.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени, условия, уступки).

Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но). Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.

Синтаксический анализ простого и простого осложненного предложений.

Пунктуационное оформление предложений, осложненных однородными членами, связанными бессоюзной связью, одиночным союзом и, союзами а, но, однако, зато, да (в значении и), да (в значении но).

Предложения простые и сложные. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Предложения сложносочиненные и сложноподчиненные (общее представление, практическое усвоение).

Пунктуационное оформление сложных предложений, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами и, но, а, однако, зато, да.

Предложения с прямой речью.

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.

Диалог. Пунктуационное оформление диалога при письме.

Пунктуация как раздел лингвистики.