Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

59.10. Содержание обучения в 9 классе

59.10. Содержание обучения в 9 классе.

59.10.1. Как чудесны, летние дни!

59.10.1.1. Развитие речи.

Первое задание каждого урока - фонетическая зарядка (упражнения на отработку норм произношения). Задания на активизацию знаний обучающихся по теме "Лето". Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Вопросы собеседнику о проведенных летних каникулах. Речевые клише для рассказа о летних каникулах. Задание на оформление предложений по опорным сложным глаголам. Задание на составление вопросов по теме с использованием опорных вопросительных слов. Упражнение на составление монолога с использованием опорного текста.

59.10.1.2. Грамматический материал.

Неопределенная форма глаголов. Сложные глаголы (вспомогательные глаголы). Вопросительные слова. Правописание слов с буквами дз - з, гъ.

59.10.2. Помощники бабушки.

59.10.2.1. Развитие речи.

Задание на повторение новой лексики. Упражнение на дополнение предложений по теме 00003604.wmz ("Лето") однородными членами предложения, используя опорные слова. Задание на чтение текста с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Упражнение на формулировку ответов на вопросы к тексту с элементами выражения собственного мнения. Задание на соотнесение содержания текста с рисунками. Упражнение на углубление информации о возможности проведения летних каникул. Задание на сравнительную характеристику городской и сельской жизни. Упражнение на составление диалога "Нанайы сеххуысгсенджытсе" ("Помощники бабушки") на основе текстового материала. Задание на подготовку краткого пересказа текста по плану.

59.10.2.2. Грамматический материал.

Образование слов по схеме: основа слова и дзау. Однородные члены предложения. Использование односоставных предложений при составлении пунктов плана.

59.10.3. Учебе - время, потехе - час.

59.10.3.1. Развитие речи.

Задание на повторение новой лексики. Задание на расширение информации о каникулах (зимние, весенние, летние, осенние). Упражнение на ознакомительное чтение и сравнительную характеристику двух текстов о каникулах. Задание на речевые упражнения с использованием образца со смысловым противопоставлением. Задание для работы с пословицами (раскрытие смысла, составление предложений с использованием образца). Работа над навыками распространения предложения по образцу. Составление рассказа с использованием предложенной лексики.

59.10.3.2. Грамматический материал.

Спряжение глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения (повторение). Произношение и правописание к-къ, хъ-х.

59.10.4. Покажи свои знания!

59.10.4.1. Развитие речи.

Проверка знаний, умений и навыков по теме 00003605.wmz ("Каникулы"). Задание на перевод слов и словосочетаний на осетинский язык. Задание на формулировку ответов на вопросы. Задание на дополнение диалога вопросительными предложениями. Задание на перевод текста на осетинский язык с использованием опорного словаря. Задание на воспроизведение пословицы об осетинском языке.

59.10.4.2. Грамматический материал.

Знаки препинания в прямой речи.

59.10.5. Наш язык и наши обычаи.

59.10.5.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний детей по теме "Обычаи осетинского народа" (дополнение предложений словами). Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению народа. Задание на работу по иллюстрациям. Упражнение на дополнение диалога репликами с использованием новой лексики. Задание на перевод предложений на осетинский язык. Упражнение на чтение текста с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение). Задание на формулировку ответов на вопросы к тексту с элементами выражения собственного мнения. Представления о роли и месте святых в мировоззрении осетин. Основные правила почитания высших сил и правила поведения во время обрядов. Ознакомление с молитвой. Работа с текстом (исправление плана согласно содержанию текста, краткий пересказ по плану).

59.10.5.2. Грамматический материал.

Приставки (значение слов и правописание) (повторение). Произношение и правописание с, дж. Собственные имена. Упражнения на закрепление пройденной лексики. Закрепление речевых компетенций при помощи аудирования. Временные формы глаголов изъявительного наклонения (повторение).

59.10.6. Традиционные праздники осетин.

59.10.6.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общее представление об осетинском народном празднике. Названия праздников. Задания для работы над текстом (аудирование, чтение).

59.10.7. Приглашаем вас на праздник Уацилла - покровителя урожая!

59.10.7.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики и общих представлений об осетинском народном празднике. Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Праздник Уапилла - владыки грома и молнии, святого покровителя урожая. Молитва в день праздника. Задания для работы по картине "Ирон бсерсегбон" ("Осетинский праздник"). Упражнения для работы над текстом (аудирование, чтение).

59.10.7.2. Грамматический материал.

Сложные слова. Временные формы глаголов 3 лица множественного числа изъявительного наклонения. Сложноподчиненные предложения.

59.10.8. Нет интересней традиций предков!

59.10.8.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики и общих представлений об осетинском народном празднике. Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Праздник Аларды - святого, ведающего болезнями. Лфсати - святой покровитель диких животных, к которому с молитвой обращались охотники.

Особенности поклонения. Упражнение на контекст употребления прилагательного "ирон". Работа над текстами, (аудирование, чтение). Подготовка к интервью.

59.10.8.2. Грамматический материал.

Падежные формы существительных. Произношение и правописание удвоенных согласных.

59.10.9. Старший - наставник, младший - почитающий обычаи.

59.10.9.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Упражнения на усвоение и употребление новых слов в речи. Задание на разделение слов на группы по признаку "положительные и отрицательные человеческие качества". Упражнения для работы с текстом (ознакомительное чтение, анализ).

59.10.9.2. Грамматический материал.

Случаи перехода прилагательных в разряд имен существительных. Разбор по членам предложения.

59.10.10 Нарт тогда были нартами...

59.10.10.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Упражнения на усвоение и употребление новых слов в речи. Положительные и отрицательные человеческие качества и их воздействие на развитие общества. Текст "Нарт Нарт 00003606.wmz уыдысты..." ("Нарт тогда были нартами..."). Задания для работы с текстом (аудирование, чтение, анализ, чтение по ролям).

59.10.10.2. Грамматический материал.

Временные формы глаголов (повторение).

59.10.11. Человек красен своим поведением.

59.10.11.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа и их сравнение с общечеловеческими ценностями. Положительные и отрицательные человеческие качества. Задания на работу с иллюстрациями. Анахарсис и его высказывания.

59.10.11.2. Грамматический материал.

Случаи перехода прилагательных в разряд имен существительных (повторение). Произношение и правописание дз, ц (повторение).

59.10.12. Живите долго, наши почитаемые старшие.

59.10.12.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Отношения между старшими и младшими. Речевые упражнения в употреблении новых слов (произношение, употребление). Задания для работы с текстом (аудирование, чтение, соотнесение пословиц и содержания текста). Задание на составление текста о личном опыте поддержки пожилых людей. Долгожители. Поздравительная открытка. Этикетные слова.

59.10.12.2. Грамматический материал.

Сложноподчиненные предложения (повторение). Обращение.

59.10.13. Детская площадка танцев.

59.10.13.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Осетинский народный танец. Осетинская национальная одежда. Настроение в танце. Речевые упражнения с новыми словами (произношение, употребление). Упражнения для работы с текстом (аудирование, чтение, ответы на вопросы).

59.10.13.2. Грамматический материал.

Повелительное наклонение глаголов.

59.10.14. Давайте танцевать!

59.10.14.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Осетинский народный танец. Речевые упражнения с новыми словами (произношение, употребление). Упражнения для работы с текстом (аудирование, чтение, ответы на вопросы, составление плана). Легенда о том, как возникли Кавказские горы. Значение и эмоциональное воздействие танца. Симд - вершина осетинского танцевального искусства.

59.10.14.2. Грамматический материал.

Сложноподчиненные предложения (повторение). Правописание удвоенных согласных.

59.10.15. Потанцуем, споем вместе!

59.10.15.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Общие представления о духовных ценностях осетинского народа. Осетинский народный танец. Речевые упражнения с изученной лексикой (произношение, употребление). Упражнения для работы с текстом (аудирование, чтение, ответы на вопросы). Танцор Нарт-Сослан. Значение и эмоциональное воздействие танца. Словесная характеристика танцевального мастерства Сослана.

59.10.15.2. Грамматический материал.

Однокоренные слова (повторение).

59.10.16. Осень - художник.

59.10.16.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "Осень". Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Задание на повторение названий цветов. Цветовая гамма осени. Основные признаки осени. Задания для работы с иллюстрациями. Диалог с использованием опорных вопросов.

59.10.16.2. Грамматический материал.

Имена прилагательные с суффиксами. Обобщающие слова (повторение). Сложносочиненные предложения с союзом фселсе (но).

59.10.17. Осенью в лесу.

59.10.17.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "Осень". Осень в картинках (составление небольшого описания основных признаков осени по картинкам). Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Задания для работы с текстом (чтение, ответы на вопросы). Образные выражения. Упражнение на составление из простых предложений сложносочиненных при помощи союзов.

59.10.17.2. Грамматический материал.

Имена прилагательные с суффиксами. Сложносочиненные предложения (повторение).

59.10.18. Осень вступила в свои права.

59.10.18.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "Осень". Задания на закрепление описания основных признаков осени. Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Задания для работы над литературным текстом об осени (чтение, ответы на вопросы). Диалог "Осенняя прогулка".

59.10.18.2. Грамматический материал.

Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения (уымсен семсе, семсе) (потому что, и) (повторение).

59.10.19. Родина, с тобой ничего не сравнится!

59.10.19.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Родная земля. Изучение географических терминов. Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Место рождения и место проживания. Откуда родом семья. Задания для работы по карте (регионы и государства, граничащие с Осетией). Географическое положение. Стороны света. Природные богатства и достопримечательности.

59.10.19.2. Грамматический материал.

Научный стиль. Приставки (повторение). Сложные слова. Количественные числительные (простые, сложные, составные).

59.10.20. Люби свою страну, знай свою страну!

59.10.20.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Упражнения на закрепление пройденной лексики. Речевые упражнения (произношение, употребление). Задания для работы с текстом (чтение, ответы на вопросы, составление плана). Упражнение на уточнение информации, высказанной героем книги. Задание на деление собственных имен на группы. Задание на решение классического кроссворда.

59.10.20.2 Грамматический материал.

Научный стиль. Сложноподчиненное предложение с условным придаточным: ксед - усед (когда - тогда) (повторение). Будущее время глагола. Образование сравнительной степени прилагательных.

59.10.21. Природа - наша кормилица, мы ее защитники.

59.10.21.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Упражнения на закрепление пройденной лексики. Речевые упражнения (произношение, употребление). Упражнения для работы с текстом (чтение, ответы на вопросы). Заповедники, национальные парки, Красная книга Республики Северной Осетии - Алании. Задание на составление небольшого рассказа по картине с использованием словаря. Упражнения на использование неологизмов в речи. Задание на составление обращения к людям, которое бы могло быть напечатано на первой странице Красной книги.

59.10.21.2. Грамматический материал.

Неологизмы. Множественное число имен существительных (повторение).

59.10.22. Административное деление Иристона.

59.10.22.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Упражнения на Закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики по теме "Ирыстоны Географи". Упражнения на запоминание названий административных районов с их центрами, селами, реками (желательно использование географической карты). Задание на образование предложений по образцу с использованием названий районов. Диалог на конкурсе художественной самодеятельности между представителями разных районов. Упражнение на составление предложений о своих впечатлениях по заданному началу. Использование этикетной лексики.

59.10.22.2. Грамматический материал.

Собственные имена существительные (повторение). Вводное слово дам (то есть). Сложносочиненные предложения с союзами семсе (и), фселсе (но).

59.10.23. Полезно все знать.

59.10.23.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Упражнения на закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики по теме "Ирыстоны Географи" ("География Осетии"). Текст о пользе леса (Редант). Аудирование с последующим выполнением заданий. Текстовый материал "Это интересно". Занимательная информация, связанная с природой Кавказа. Задания, направленные на закрепление и систематизацию изученной лексики. Упражнение на составление небольшой заметки "Удивительное рядом" для стенгазеты. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух.

59.10.23.2. Грамматический материал.

Неологизмы. Сложные, составные числительные. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины уымсен семге (потому что).

59.10.24. Урок географии.

59.10.24.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики, использованию фактической информации по теме "Ирыстоны Географи" ("География Осетии"). Монологи об уроках географии Осетии, как основа связного монологического высказывания. Сравнительная характеристика монологов. Задание на составление диалога об уроке географии на основе монологов. Задание на составление рассказа об уроке географии в собственном классе.

59.10.24.2. Грамматический материал.

Заимствованные слова. Спряжение глаголов. Послелоги.

59.10.25. Путешествие по земле древнего Иристона.

59.10.25.1. Развитие речи.

Активизация знаний по теме "География Осетии". Упражнения на закрепление пройденной лексики. Упражнения, на употребление новой лексики и ее систематизацию. Задание на использование фактической информации по теме "Ирыстоны Географи" ("География Осетии"). Задания для работы с картой Осетии: повторение названий сел и районов. Задание на сравнительную характеристику рельефа районов в диалогах. Упражнение на восстановление порядка слов в предложениях. Задание на составление вопросительных предложений по изучаемой теме для собеседника.

59.10.25.2. Грамматический материал.

Порядок слов в предложении. Спряжение глаголов. Вопросительные предложения.

59.10.26. Праздник покровителей мужчин.

59.10.26.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Обычаи осетинского народа" (повторение имен святых, дополнение предложений словами, продолжение разговора на заданную тему). Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Задание на определение падежных форм существительных. Упражнение на подбор синонимов. Аудирование: молитва, текст. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух. Вопросы к тексту. Задание на работу со сложными словами. Задание на составление плана к тексту. Информация об известных местах поклонения Уастырджи и о порядке проведения праздничной недели. Работа по иллюстрациям. Диалог дедушки и Тiхсара. Формулировка ответов на вопросы к тексту с элементами выражения собственного мнения. Соотнесение образов Уастырджи из текста, диалога и иллюстрации.

59.10.26.2. Грамматический материал.

Сложные слова. Чередование г - дж. Прямая речь.

59.10.27. Первая осетинская школа.

59.10.27.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Образование", продолжение разговора на заданную тему. Текст "Фыццаг ирон скъола" ("Первая осетинская школа") (ознакомительное чтение). Задания для работы над текстом по абзацам. Вопросы к тексту. Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала. Задание на сокращение предложений с сохранением главного смысла.

Упражнение на выявление исторических терминов. Задание на выявление соответствия предложений тексту и исправление смысловых ошибок. Упражнения на перевод частей текста на русский язык.

59.10.27.2. Грамматический материал.

Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Апостроф. Числительные.

59.10.28. Книга - учитель.

59.10.28.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Образование", продолжение разговора на заданную тему. Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на контроль усвоения лексического материала по теме: распознавание слов по словообразовательным элементам, составление сложных слов путем словосложения; составление словосочетаний по падежным вопросам, задание на подборку подходящих по смыслу существительных к прилагательным; задание для перевода на осетинский язык. Упражнение на формулировку предположительных ответов на вопросы. Задание на составление рассказа о книге.

59.10.28.2. Грамматический материал.

Спряжение глаголов. Придаточные времени в будущем.

59.10.29. Книга Габила.

59.10.29.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Образование", продолжение разговора на заданную тему. Текст "00003607.wmz чиныг" ("Книга Габила") (ознакомительное чтение). Задание на деление текста на смысловые части. Вопросы к тексту. Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала. Задания на соотнесение предположительных ответов с содержанием текста. Задание на составление диалога на основе предложенных вопросов по картинкам с изображением учебников. Памятка "Художественный стиль". Грамматика: художественный стиль.

59.10.29.2. Грамматический материал.

Вопросительные предложения. Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным и с придаточным уступки.

59.10.30. Книга - источник знаний.

59.10.30.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Образование", продолжение разговора на заданную тему. Общие представления об общечеловеческих духовных ценностях. Речевые упражнения с изученной лексикой (произношение, употребление). Памятка "Метафора". Стихотворение "Чиныг - зонды суадон" ("Книга источник - знаний"). Вопросы к тексту. Аудирование. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух. Вопросы к тексту. Задание на использование в предложениях прямого и переносного значения слов. Метафора.

59.10.30.2. Грамматический материал.

Тире в предложениях с главными членами, выраженными существительными.

59.10.31. Вперед к высотам знаний.

59.10.31.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Образование", разговор на заданную тему с опорным образцом. Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме. Памятка о спряжении глаголов условного наклонения единственного и множественного числа с образцом. Упражнение на спряжение глаголов условного наклонения. "Профессия". Памятка о публицистическом стиле. Фонетическое задание с названиями учебных заведений Осетии. Текст о возможностях получения специального образования. Вопросы к тексту. Портреты и таблица с опорными словами для составления монологической и диалогической речи.

59.10.31.2. Грамматический материал.

Спряжение глаголов условного наклонения в единственном и множественном числе. Публицистический стиль.

59.10.32. Полезно все знать.

59.10.32.1. Развитие речи.

Упражнения на закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики по теме "Образование". Юмористический текст об обучении осла. Занимательная информация, связанная с развитием системы образовании в Осетии, отраженная в таблице с образцами вопросительных предложений для составления диалогов и монологов. Задания, направленные на закрепление и систематизацию изученной лексики: написать письмо другу с информацией о высших учебных заведениях.

59.10.32.2. Грамматический материал.

Спряжение глаголов условного наклонения в единственном и множественном числе. Публицистический стиль. Повторение. Десятичные дроби.

59.10.33. Здравствуй, зима!

59.10.33.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Зима" ("Зима"). Ознакомление с новой лексикой и упражнения по ее усвоению. Повторение названий цветов. Цветовая гамма зимы. Основные признаки зимы. Работа с иллюстрацией. Задание на определение речевых единиц, не характеризующих зиму. Задание на составление сложносочиненных предложений. Таблица с опорными речевыми единицами для составления диалогов и монологов.

59.10.33.2. Грамматический материал.

Апостроф. Сложносочиненные предложения с союзом фселсе (но).

59.10.34. Зима отправляется в путь.

59.10.34.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Зима". Зима в картинках (составление небольшого описания основных признаков зимы по картинкам). Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Текст о зимних развлечениях детей (ознакомительное чтение.) Вопросы к тексту. Задание по составлению плана текста. Задания на закрепление навыков употребления в речи глаголов будущего времени. Памятка спряжения глагола будущего времени.

59.10.34.2. Грамматический материал.

Имена прилагательные с суффиксами. Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью. Спряжение глаголов будущего времени изъявительного наклонения.

59.10.35. Зимние картины.

59.10.35.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Зима". Упражнение на закрепление описания основных признаков зимы. Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Задание на подбор прилагательных к зимней тематике. Упражнение на повторение степеней сравнения прилагательных. Схема опор для составления рассказа о зиме. Аудирование: текст о зиме. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух. Вопросы к тексту. Задание на выполнение теста выбора. Картина с изображение зимних развлечений детей. Опорная схема изложения материала. Словарь - помощник для составления текста.

59.10.35.2. Грамматический материал.

Имена прилагательные с суффиксами. Степени сравнения прилагательных (повторение).

59.10.36. Россия - самое большое государство мира.

59.10.36.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Россия", разговор на заданную тему с использованием образца. Изображение герба и флага России. Презентация новой лексики и упражнения по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме. Карта Российской Федерации. Задания для работы с картой. Информативные сведения о России.

59.10.36.2. Грамматический материал.

Степени сравнения прилагательных (повторение). Усилительная частица. Числительные.

59.10.37. Корни дружбы.

59.10.37.1. Развитие речи.

Задание на отработку произношения уа, усе. Задания на активизацию знаний детей по теме "Россия". Информативные сведения о России для перевода на осетинский язык. Текст о Всеволоде Большое Гнездо и его супруге Марии Ясыне с вопросами и заданиями (ознакомительное чтение). Задание на подбор синонимов и их использование в составлении предложений. Упражнение на определение вида предложения. Задание на составление плана текста. Упражнение на перевод отрывков текста на русский язык. Текст о представителях потомков Юрия Долгорукова.

59.10.37.2. Грамматический материал.

Усилительная частица. Числительные. Сложноподчиненные предложения с придаточным места 00003608.wmz (где - тот). Правописание и значение слов с суффиксами.

59.10.38. Россия - многонациональное государство.

59.10.38.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Россия". Названия народностей, проживающих в России. Образец рассказа о месте проживания. Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме. Памятка с послелогами и образцами их использования. Информативный текст на русском языке. Вопросы для подготовки небольшого рассказа о знакомом, представителе какой-нибудь национальности.

59.10.38.2. Грамматический материал.

Послелоги (повторение). Суффиксы в обозначении национальной и языковой принадлежности людей.

59.10.39. Россия - общая земля людей разных национальностей.

59.10.39.1. Задания на активизацию знаний по теме "Россия". Упражнение на совершенствование произношения изученных слов и умение употреблять их в речи. Текст о национальном составе Российской Федерации с таблицей. Вопросы и задания к тексту. Памятка о суффиксах в обозначении национальной и языковой принадлежности людей. Упражнение на составление вопросительных предложений к тексту для диалогической речи в классе.

59.10.39.2. Грамматический материал.

Послелоги. Суффиксы -он, -аг в обозначении национальной и языковой принадлежности людей. Множественное число слов, обозначающих национальную и языковую принадлежность людей.

59.10.40. Мы любим тебя, наша Родина!

59.10.40.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Россия". Задание на продолжение повествования о знаменитых людях России. Упражнение на совершенствование произношения изученных слов и умение употреблять их в речи. Аудирование: текст об истории Москвы. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух. Вопросы к тексту. Задание на выполнение теста выбора. Задание на исправление пунктов плана по тексту. Упражнение на максимальное сокращение объема предложений. Задание на домысливание сведений о представителях различных национальностей и составление диалога на основе этого материала. Информация о национальных обществах.

59.10.40.2. Грамматический материал.

Апостроф (повторение). Собственные имена, кавычки в записях названий. Сложноподчиненные предложения.

59.10.41. Знаменитый город России - Санкт-Петербург.

59.10.41.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Россия". Импровизированное повествование "Я знаю...". Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме. Задание на составление словосочетаний. Упражнение на подбор антонимов. Иллюстрации: портрет Петра I, герб города Санкт-Петербурга, Эрмитаж. Задание на описание города будущего. Игра в "Города". Текст о городе Санкт-Петербурге с иллюстрациями. Вопросы к тексту. Упражнение на заполнение пропусков словами из текста. Задание на подготовку пересказа.

59.10.41.2. Грамматический материал.

Сложносочиненные предложения с противительным союзом: фселсе (но). Неологизмы. Сложные слова.

59.10.42. Хорошо все знать!

59.10.42.1. Развитие речи.

Закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики по теме "Россия". Импровизированное повествование "На уроках истории и русской литературы я узнал(а) имена многих выдающихся представителей русского народа...". Текстовый материал "Это интересно". Занимательная информация, связанная с посещением выдающимися людьми Кавказа. Задания, направленные на закрепление и систематизацию изученной лексики. Аудирование: текст "Уырыссагматрешксе" ("Русская матрешка"). Вопросы и задания к тексту. Задание на выполнение теста выбора (прилагательные). Задание на составление небольшого сообщения об одном из выдающихся представителей русского народа.

59.10.42.2. Грамматический материал.

Заимствованные слова (повторение). Сложноподчиненные предложения.

59.10.43. Работа по картине.

Иллюстрация с изображением картины Б.М. Кустодиева "Масленица". Опорная схема изложения материала. Задание на подбор существительных, прилагательных, глаголов, наречий, к теме, отраженной на картине. Задание на написание мини-сочинения по представленной картине. Упражнение на составление диалога "На выставке" на основе мини-сочинения.

59.10.43.1. Грамматический материал.

Односоставные предложения. Глаголы 3 лица прошедшего и настоящего времени.

59.10.44. Есть сила в нашей доблестной Армии.

59.10.44.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Защитники Отечества". Задание на импровизированное повествование "Мой дедушка (отец, брат, дядя, сосед) служил в Армии...". Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме: произношение, раскрытие значений слов, подбор прилагательных к новым словам, чтение слов в предложениях, приведение собственных примеров употребления слов. Стихотворение 00003609.wmz ("Земля общая"). Вопросы и задания к стихотворному тексту. Задание на заучивание текста наизусть.

59.10.44.2. Грамматический материал.

Падежные окончания существительных множественного числа. Части речи. Виды предложений.

59.10.45. День защитника Родины.

59.10.45.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Защитники Отечества". Задание на воспроизведение материала с использованием образца. Текст об армии (ознакомительное чтение). Задания для работы над текстом по абзацам. Вопросы к тексту. Задания, направленные на контроль усвоения лексического материала. Упражнение на выявление исторических, специальных терминов. Задание на деление текста на смысловые части и составление плана. Портреты прославленных военных деятелей - осетин. Иллюстрация картины Азанбека Дзанайти "Аланы в походе" с вопросами для ее описания. Задание на расчет по порядку номеров. Упражнение на максимальное сокращение сложных предложений с сохранением основной информации. Аудирование с использованием словаря: текст 00003610.wmz ("Нет пути незваному гостью"). Вопросы и задания к тексту.

59.10.46. Удивительному надо удивляться.

59.10.46.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Путешествие в историю". Задание на импровизированное повествование "Я тебе расскажу удивительную историю...". Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала по теме: произношение, раскрытие значений слов, разделение новых лексических единиц на группы по признаку "часть речи" на три столбика. Чтение слов в предложениях, приведение собственных примеров употребления слов. Перевод предложений на осетинский язык, составление словосочетаний с опорными группами слов, образование и значение сложных слов, заполнение пропусков новыми лексическим единицами. Задание на участие в ролевой игре "Я скульптор или художник" (по выбору).

59.10.46.2. Грамматический материал.

Послелоги. Сложные слова. Сложноподчиненные предложение с придаточным времени: 00003611.wmz (если-тогда).

59.10.47. Семь чудес света.

59.10.47.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Путешествие в историю". Задание на импровизированное повествование "00003612.wmz ныссагъта 00003613.wmz гага..." ("Мальчик в огороде посадил семя фасоли..."), "Бразили - Чырыстийы 00003614.wmz..." ("Бразилия - скульптура Иисуса..."). Упражнение на произношения изученных слов и умение употреблять их в речи. Текст "Семь чудес света" с иллюстрациями. Вопросы и задания к тексту. Упражнение на выявление главной мысли каждого абзаца для составления плана к тексту. Задание на составление краткого описания каждого чуда с использованием текстового материала. Упражнение для подготовки пересказа отрывка на выбор. Задания на упрощение сложных предложений с охранением основного смысла. Упражнение на сокращение текста с учетом выбора главной мысли каждой части текста. Задание на составление вопросительных предложений с использованием предложенных вопросительных слов для включения их в диалогическую речь по теме с одноклассником.

59.10.48. Путешествие в древнюю цивилизацию.

59.10.48.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Путешествие в историю". Задание на повествование "Хеопс уыдис..." ("Хеопс был...") (информация о выдающихся людях древности). Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, разделение новых лексических единиц на группы по признаку "часть речи" на три столбика. Чтение слов в предложениях, приведение собственных примеров употребления слов. Перевод предложений на осетинский язык, составление словосочетаний с опорными группами слов. Текст о Великой Китайской стене с вопросами и заданиями. Задание на составление небольшого рассказа о древней стране с использованием предложенных вопросов.

59.10.48.2. Грамматический материал.

Существительные и глаголы с одной основой (повторение). Глаголы прошедшего времени. Неологизмы. Послелоги.

59.10.49 Как появилась книга?

59.10.49.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Путешествие в историю". Задание на импровизированное повествование "00003615.wmz уарзын (00003616.wmz уарзын) 00003617.wmz...", "Чиныг - зонды суадон..." "Я люблю (не люблю) читать книги...", "Книга - источник знаний...". Текст об истории появления книги. Иллюстрации к тексту. Вопросы и задания к тексту. Упражнение на выявление хронологий событий (установление порядка слов). Упражнение на выявление главной мысли каждого абзаца для составления плана к тексту. Упражнение для подготовки пересказа текста. Задания на упрощение сложных предложений с сохранением основного смысла.

59.10.50. Откроем страницы истории.

59.10.50.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Путешествие в историю". Задание на исправление высказываний героев учебников по поводу различных исторических событий. Тексты о древних странах с иллюстрациями. Вопросы и задания к текстам. Упражнения на уточнение содержания текстов (работа с трудно переводимыми лексическими единицами). Задание на составление пересказа одного из текстов по выбору с добавлением дополнительного материала. Задания на упрощение сложных предложений с сохранением основного смысла. Упражнение на сокращение текстов с учетом выбора главного. Задание на составление вопросительных предложений с использованием предложенных вопросительных слов для включения их в диалогическую речь. Памятка о послелогах. Задание на перевод предложений на осетинский язык с использованием послелогов и составление собственных предложений. Упражнение на заполнение таблицы основными сведениями о древних странах по содержанию текстов.

59.10.50.2. Грамматический материал.

Послелоги (повторение). Частица -иу (многократность действия). Соединительный союз. Сложные предложения.

59.10.51. Урок истории.

59.10.51.1. Развитие речи.

Упражнение на закрепление пройденной лексики. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики, использованию фактической информации по теме "Путешествие в историю". Диалог-опрос по теме "Греция" на уроке истории с предполагаемым продолжением, как основа других диалогов о других странах. Задание на выбор правильного варианта из предлагаемой информации. Задание на подготовку вопросов для ролевой игры "Опрос на уроке истории". Задание на повторение пройденного материала о древних цивилизациях.

59.10.51.2. Грамматический материал.

Сложная форма глагола настоящего времени (повторение). Дефис в сочетаниях существительных: 00003618.wmz (город-государство). Вопросительные предложения.

59.10.52. Земля круглая.

59.10.52.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Задание на повествование 00003619.wmz ("В путешествие...") с использованием вопросов. Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, составление словосочетаний по схемам. Упражнение на чтение предложений с заменой русских слов на их переведенные осетинские эквиваленты. Задание на образование сложных глаголов при помощи слова казнын и использования их в предложениях. Задание на составление небольшого рассказа о древней стране с использованием предложенных вопросов. Задание на заучивание слов. Задание на составление короткого рассказа о предполагаемом путешествии в одну из стран мира.

59.10.53. Географические путешествия.

59.10.53.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Задание на импровизированное повествование "Юрий Гагарины зындгонд балцуыдис..." ("Знаменитое путешествие Юрия Гагарина было..."). Текст "00003620.wmz у къори" ("Земля круглая") с иллюстрациями. Вопросы и задания к тексту. Упражнение на выявление главной мысли текста. Упражнение для подготовки пересказа текста своими словами. Задание на подготовку небольшого сообщения о великом путешественнике. Карта полушарий. Задание на подтверждение или опровержение высказываний героя учебника. Упражнение на перевод текста "Пангея" на осетинский язык с использованием словаря. Задание на заполнение пропусков в предложениях с использованием информации из текста "00003621.wmz у къори" ("Земля круглая"). Задание на определение стиля.

59.10.54. Христофор Колумб.

59.10.54.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Задание на повествование "Китай ис Евразийы...". Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов. Текст об открытии Америки Колумбом. Иллюстрации к тексту. Вопросы и задания к тексту. Упражнение на выявление главной мысли каждого абзаца. Памятка о приставках и их смысловой роли в словах. Задания для закрепления информации о приставках.

59.10.55. Люди мира.

59.10.55.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Задание на повествование "00003622.wmz ахуыр 00003623.wmz..." ("Из иностранных языков я учу...") с использованием рассказа героя учебника. Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, примеры словосочетаний и предложений с единицами новой лексики. Упражнение на перевод информативных предложений с русского языка на осетинский. Задание на заучивание слов.

59.10.56. Земля наш общий дом.

59.10.56.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Фонетическое упражнение на повторение названий языков народов мира в единственном и множественном числе. Памятка о суффиксах в обозначении национальной и языковой принадлежности людей. Задание на импровизированное повествование "00003624.wmz къуыри 00003625.wmz хатты..." ("Уроки иностранного языка у нас бывают два раза..."). Текст о населении Земли. Иллюстрации и таблицы к тексту. Вопросы и задания к тексту. Задания на подробный разбор содержания абзацев по вопросам. Упражнение на подтверждение или опровержение информации в утверждениях героя учебника. Упражнение на изменения порядка предложений в соответствии с содержанием текста. Задание на выявление соответствие содержания предложений тексту. Аудирование: текст о жителях тихоокеанского острова. Вопросы и задания к тексту. Упражнение для работы с использованием таблиц. Задание на составление плана текста. Задание на написание письма реальному или воображаемому иностранному другу, с информацией о его стране и языке. Задание на разгадывание классического кроссворда.

59.10.56.2. Грамматический материал.

Суффиксы в обозначении национальной и языковой принадлежности людей единственного и множественного числа. Вводное слово 00003626.wmz, (скажем). Однородные члены предложения.

59.10.57. Каждый говорит на своем языке.

59.10.57.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Земля - наш общий дом". Аудирование: текст "Цал 00003627.wmz дзурынц Индийы" ("На скольких языках говорят в Индии?"). Иллюстрации к тексту. Памятка о работе над текстами, воспринимаемыми на слух. Вопросы к тексту. Задание на выполнение теста выбора (выписать слова, обозначающие языки народов Индии). Упражнение на составление рассказов от имени воображаемых обучающихся, съехавшихся в Осетию со всех концов света (с использованием образца и предлагаемого материала). Использование этого материала для составления диалогов.

59.10.57.2. Грамматический материал.

Прилагательные с суффиксом -он. Сложноподчиненные предложения с придаточным образа действия куыд 00003628.wmz (так), 00003629.wmz (таким образом). Двоеточие в предложении с однородными членами предложения.

59.10.58. Весна наш почетный гость.

59.10.58.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Весна". Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, примеры словосочетаний и предложений с единицами новой лексики. Задание на определение цветовой гаммы весны. Иллюстрации с основными признаками весны. Аудирование: стихотворение 00003630.wmz. Задание на определение основного содержания стихотворения. Вопросы и задания к тексту. Упражнение на образование формы множественного числа существительных (вспомнить особенности). Задание на заучивание слов и выразительное чтение стихотворения.

59.10.58.2. Грамматический материал.

Апостроф. Сложноподчиненные предложения с придаточным времени 00003631.wmz (если-тогда).

59.10.59. Весна в Осетии.

59.10.59.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Весна". Задание на повторение описание основных признаков весны по картинкам. Иллюстрация с изображением весны и заданием. Текст "00003632.wmz Ирыстоны" ("Весна в Осетии") (ознакомительное чтение) со словарем. Вопросы к тексту. Упражнение на изменение последовательности предложений согласно содержанию текста с использованием получившегося материала для рассказа о весне. Задания на составление из одних и тех же простых предложений сложносочиненных и сложноподчиненных конструкции. Задание на распределение слов из текста по признаку "часть речи".

59.10.59.2. Грамматический материал.

Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью. Простые нераспространенные предложения.

59.10.60. Весна - вестник радости.

59.10.60.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Весна". Речевые упражнения с изученными словами (произношение, употребление). Задание на повторение фраз по образцу с переводом на осетинский язык. Упражнение на повторение степеней сравнения прилагательных. Опорная схема рассказа о весне. Литературный текст "Уалдзыгон бон" ("Весенний день") (ознакомительное чтение.) Вопросы и задания к тексту. Задания на сравнительную характеристику двух текстов автора о весне. Задание на составления рассказа о весне с использованием материалов упражнений.

Работа по картине.

Задание на написание мини-сочинения по картине. Иллюстрация картины Г. Яраловой, И. Абдурахманова. Весенние каникулы. Опорные материалы к работе над картиной.

59.10.61. Конец учебного года.

59.10.61.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Окончание учебного года". Задание на импровизированное повествование "Ахуыры аз 00003633.wmz..." ("Учебный год заканчивается...") с использованием рассказа героя учебника. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, примеры словосочетаний и предложений с единицами новой лексики. Упражнение на составление перевода на русский язык правил поведения в школе с добавлением трех пунктов от себя. Задание на заучивание слов и свода правил поведения в школе. Задание на разгадывание классического кроссворда.

59.10.62. У кого не в почете родной язык.

59.10.62.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Родной язык". Задание на повествование "Ирон 00003634.wmz бон 00003635.wmz 15 майы..." ("День осетинского языка отмечают 15 мая..."). Презентация новой лексики и задания по ее усвоению. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие значений слов, составление словосочетаний по представленным схемам. Упражнение на составление сложноподчиненных предложений с сочетанием цас-уыйас (сколько-столько). Иллюстрация с изображением индоевропейского генеалогического древа языков с заданиями.

59.10.62.2. Грамматический материал.

Сложноподчиненные предложения с сочетанием цас-уыйас (сколько-столько) (повторение).

59.10.63. Корни осетинского языка.

59.10.63.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Родной язык".

Задание на повествование "Ромайнаг 00003636.wmz хауынц..." ("К группе романских языков относятся..."). Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала во время работы с текстом: произношение, раскрытие значений слов. Текст об осетинском языке с таблицами Вопросы и задания к тексту. Задание на придумывание заглавия для текста. Упражнение на выявление главной мысли каждого абзаца. Упражнение на исправление пунктов плана согласно содержанию текста.

59.10.64. Предки мне завещали родной язык.

59.10.64.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Родной язык".

Задание на повествование "00003637.wmz ахуыр 00003638.wmz ирон 00003639.wmz..." ("Я учу родной язык..."). Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: произношение, раскрытие и уточнение значений слов, употребление в речи. Задание на письменный перевод последнего абзаца текста. Упражнение на внесение исправлений в предложения согласно содержанию текста. Задание на замену выделенных слов местоимениями. Упражнение на формулировку вопросительных предложений к тексту. Задание на составление сообщения об осетинском языке с использованием вопросов.

59.10.64.2. Грамматический материал.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различной конструкции. Местоимение.

59.10.65. Урок осетинского языка.

59.10.65.1. Развитие речи.

Задания на активизацию знаний по теме "Родной язык". Аудирование: стихотворение Коста Хетагурова "Завещание". Задание на понимание основного содержания стихотворения. Задание выбрать из стихотворения глаголы и охарактеризовать их. Упражнения, нацеленные на усвоение вариантов употребления лексического материала: чтение стихотворения, произношение и уточнение значений слов. Упражнение на чтение стихотворения на русском языке и сравнение текста стихотворения с собственным восприятием его содержания после прослушивания на осетинском языке. Аудирование: монологи обучающихся. Задание на определение основного содержания текстов и количества участников повествования. Задание на чтение текста и уточнение содержания монологов. Вопросы и задания к тексту.

Задание на перевод текстов на осетинский и русский языки. Упражнение на составление диалога между Кристиной и Дениэлом на основе представленных монологов. Задание на составление сообщения об уроках государственного языка в школе. Задание на заучивание стихотворения "Ныстуан" ("Завещание") наизусть.

59.10.65.2 Грамматический материал.

Глаголы условного наклонения.

59.10.66. Здравствуй, лето!

59.10.66.1. Развитие речи.

Задание на написание мини-сочинения по картине.

Иллюстрация картины В. Трифонова "Юность". Опорные материалы к работе над картиной: последовательность действий во время работы над описанием картины, словарь-помощник.

59.10.67. Посмейся и вырасти!

Юмористическая страничка маленьких рассказов с участием маленьких детей. Задание на чтение текстов с пониманием содержания. Упражнения, направленные на повторение и систематизацию лексики.