34.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне основного общего образования
34.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне основного общего образования.
34.11.1. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (даргинском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (даргинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (даргинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (даргинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
34.11.2. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
34.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
34.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
34.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
34.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (даргинском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
34.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
34.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
34.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
34.11.3. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность даргинского национального языка, приводить примеры, свидетельствующие об этом;
определять основные единицы языка (звук, отличия звука и буквы; характеристика гласных и согласных звуков, лексическое значение, происхождение, использование слова, части слова, средства образования слов, словосочетание, предложение) и их признаки, узнавать их признаки, проводить разбор: фонетический, лексический разбор, разбор по составу слова; использовать в речи;
характеризовать различия между устной и письменной речью, диалогом и монологом, учитывать особенности видов речевой деятельности при решении практико-ориентированных учебных задач и в повседневной жизни;
понимать тексты разных типов в разговорном, научном, художественном стиле; овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);
находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 5 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы;
передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;
участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и в диалоге или полилоге на основе жизненных наблюдений объемом не менее 3 реплик;
владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, просмотровым, изучающим, поисковым, детальным - научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов, пересказывать текст с изменением лица рассказчика;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);
создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);
переводить с русского на даргинский язык повествовательные тексты;
использовать в речи основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного даргинского языка;
использовать при письме основные орфографические правила;
использовать нормы даргинского речевого этикета (приветствие, прощание, поздравление);
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 90 слов, для сжатого изложения - не менее 95 слов);
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
различать разговорный, научный, художественный стили;
передавать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации; использовать словари и разную литературу;
выбирать и использовать речевые средства, исходя из цели и темы речи; излагать свое мнение на основе художественных произведений, кинофильмов, радио и телепередач, придерживаясь норм текста;
контролировать, оценивать свою речь; находить речевые и грамматические ошибки, устранять их; исправлять и совершенствовать свою речь;
соблюдать при письме нормы даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 80 - 90 слов, словарного диктанта объемом 10 - 15 слов, диктанта на основе связного текста объемом 80 - 90 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;
пользоваться разными видами лексических словарей;
соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;
распознавать основные признаки текста;
делить текст на композиционно-смысловые части (абзацы);
распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);
проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;
создавать тексты-повествования с использованием жизненного и читательского опыта; тексты с использованием сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений, сочинения объемом не менее 60 слов);
восстанавливать деформированный текст;
осуществлять корректировку восстановленного текста с использованием образца;
владеть умениями информационной переработки прослушанного и прочитанного научно-учебного, художественного и научно-популярного текстов: составлять план (простой, сложный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, передавать содержание текста, в том числе с изменением лица рассказчика;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);
делить слова на слоги и правильно их произносить;
проводить устно и письменно фонетический разбор слова;
владеть умением правильно интонировать, различать основные элементы интонации;
использовать знания по фонетике, графике и орфоэпии в практике произношения и правописания слов;
определять лексическое значение слов;
употреблять в речи однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении;
распознавать синонимы, антонимы, омонимы;
пользоваться лексическими словарями (толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов);
распознавать исконно даргинские и заимствованные слова;
употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;
проводить лексический анализ слов (в рамках изученного);
толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и нейтральными словосочетаниями;
использовать в речи фразеологические обороты с учетом сферы употребления и ситуации общения;
распознавать морфемы в слове (корень, приставку, суффикс, окончание), выделять основу слова;
находить чередование звуков в морфемах при образовании слов и изменении;
определять основные способы словообразования;
образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
проводить морфемный анализ слов;
правильно произносить и употреблять сложносокращенные слова;
владеть основными понятиями морфологии;
перечислять существенные признаки самостоятельных частей речи;
применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в даргинском языке для решения практико-ориентированных учебных задач;
применять знания по морфологии при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;
определять его грамматические признаки, синтаксическую роль; объяснять его роль в речи;
образовывать и употреблять в речи формы множественного числа имен существительных;
различать и употреблять в речи собственные и нарицательные имена существительные;
распознавать грамматические классы имен существительных;
образовывать падежную форму имен существительных 1, 2, 3 склонения и употреблять ее в речи;
проводить морфологический разбор имен существительных;
распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);
применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
распознавать простые неосложненные предложения; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, обращением;
распознавать предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), количеству грамматических основ (простые и сложные), наличию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные);
определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения (в рамках изученного);
употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;
разграничивать в предложениях обращение и подлежащее;
объяснять постановку знаков препинания;
соблюдать пунктуационные нормы при выборе знаков препинания в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом при однородных членах; с обращением, в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях, состоящих из частей, связанных бессоюзной связью и союзами.
34.11.4. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
иметь представление о роли и значении даргинского языка как национального языка даргинского народа;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 6 предложений на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение);
выступать с сообщением на лингвистическую тему;
участвовать в диалоге (побуждение к действию, обмен мнениями) объемом не менее 4 реплик;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 160 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста, вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 130 слов, для сжатого изложения - не менее 135 слов);
осуществлять выбор лексических средств в соответствии с речевой ситуацией;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; использовать толковые словари;
соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 90 - 100 слов, словарного диктанта объемом 15 - 20 слов, диктанта на основе связного текста объемом 90 - 100 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;
соблюдать в устной речи и при письме правила речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам, с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи;
характеризовать особенности описания как типа речи (описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий);
выявлять средства связи предложений в тексте;
применять знания о функционально-смысловых типах речи при выполнении анализа различных видов и в речевой практике;
использовать знание основных признаков текста в практике создания собственного текста;
проводить смысловой анализ текста его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание внешности человека, помещения, природы, местности, действий) с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 5 и более предложений, сочинения объемом не менее 80 слов с учетом функциональной разновидности и жанра сочинения, характера темы);
работать с текстом: составлять план прочитанного текста (простой, сложный; назывной) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме, выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте;
находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста, выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного даргинского литературного языка;
соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;
осуществлять речевой самоконтроль;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом, фразеологизмов;
оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты с использованием знаний норм современного даргинского литературного языка;
характеризовать особенности официально-делового стиля речи, научного стиля речи;
перечислять требования к составлению словарной статьи и научного сообщения;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров (заявление, расписка, словарная статья, научное сообщение);
применять знания об официально-деловом и научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
владеть основными понятиями морфологии;
распознавать самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного;
объяснять роль прилагательного в речи;
различать качественные, относительные формы имен прилагательных по значению и грамматическим свойствам;
правильно произносить и писать падежные окончания имен прилагательных единственного и множественного числа;
группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам;
правильно образовывать степени сравнения качественных имен прилагательных;
изменять имена прилагательные по числам и классам;
правильно образовывать нужную падежную форму имен прилагательных, требуемую по контексту, и употреблять ее в речи;
соблюдать нормы словообразования имен прилагательных, нормы произношения имен прилагательных;
проводить морфологический разбор имен прилагательных;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
правильно произносить и писать количественные и дробные числительные; употреблять их в речи в разных падежных формах;
правильно употреблять в речи порядковые и собирательные числительные;
различать разряды имен числительных по строению;
склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования и синтаксических функций числительных;
характеризовать роль имен числительных в речи, особенности употребления в научных текстах, деловой речи;
соблюдать нормы правописания имен числительных;
проводить морфологический разбор имен числительных;
осознавать особенности имени числительного в даргинском языке по сравнению с русским языком;
распознавать местоимения, определять их общее грамматическое значение;
различать разряды местоимений;
склонять местоимения; характеризовать особенности их склонения, словообразования, синтаксических функций, роли в речи;
группировать местоимения по заданным морфологическим признакам;
приводить примеры личных местоимений в именительном и косвенных падежах;
различать значение личных местоимений;
различать вопросительные и относительные местоимения;
проводить морфологический разбор местоимений;
использовать местоимения в предложениях, соблюдая нормы правописания и стили даргинского литературного языка;
определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола; объяснять его роль в речи;
называть грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола, выделять его основу;
определять по грамматическим признакам и значению глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени;
соблюдать нормы правописания глаголов настоящего времени; правильно образовывать и писать формы прошедшего времени;
правильно образовывать и писать формы будущего времени;
использовать в предложениях глаголы, изменяющиеся по числам и классам;
проводить частичный морфологический разбор глаголов (в рамках изученного).
34.11.5. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
осознавать богатство и выразительность, ценность национального даргинского языка, его роль и основные формы (даргинский литературный язык и территориальные диалекты), разновидности территориальных диалектов;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением;
участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 5 реплик;
владеть различными видами диалога: диалог - запрос информации, диалог - сообщение информации;
устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объемом не менее 110 слов;
понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объемом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;
формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 170 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 180 слов);
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 100 - 110 слов, словарного диктанта объемом 20 - 25 слов, диктанта на основе связного текста объемом 100 - 110 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;
соблюдать при письме правила речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности разделения на абзацы, языковые средства выразительности в тексте;
проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;
выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 6 и более предложений); сочинения объемом не менее 120 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;
выделять главную и второстепенную информацию в тексте;
передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного даргинского литературного языка;
характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;
характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);
создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги;
владеть нормами построения текстов публицистического стиля;
характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);
применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
находить, извлекать, выделять, различать, использовать, передавать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, пользоваться лингвистическими словарями, различной литературой;
различать слова самостоятельных и служебных частей речи, определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции, проводить их анализ и разбор, использовать в речи;
проводить морфологический анализ слов самостоятельных частей речи (в рамках изученного);
определять глагол как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую роль;
определять спряжение глагола, спрягать глаголы;
распознавать переходные и непереходные глаголы;
распознавать типы послелогов по значению;
находить и определять глаголы изъявительного, условного, желательного и повелительного наклонений и правильно употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор глаголов;
характеризовать причастие как форму глагола;
определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;
проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;
составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;
конструировать причастные обороты;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;
совершенствовать навыки правописания предложений с причастными оборотами;
определять роль причастия в предложении;
характеризовать деепричастие как форму глагола;
определять признаки глагола и наречия в деепричастии;
образовывать деепричастия настоящего, прошедшего и будущего времени;
уместно использовать деепричастия в речи;
проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;
конструировать деепричастный оборот;
определять роль деепричастия в предложении;
выделять в деепричастном обороте основное слово, зависимые от деепричастия слова, а также находить глагол, к которому относится деепричастный оборот;
правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;
определять масдар (глагол-существительное) как форму глагола по значению и грамматическим признакам, устанавливать его синтаксическую роль;
правильно употреблять масдары в предложениях;
совершенствовать правильное написание падежных форм масдара;
определять общее грамматическое значение наречий;
различать разряды наречий по значению;
характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;
проводить морфологический разбор наречий;
давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;
употреблять в речи послелоги в сочетании с именами существительными, местоимениями в различных падежах;
распознавать типы послелогов по значению;
соблюдать нормы правописания послелогов;
характеризовать союз как служебную часть речи;
различать разряды союзов по значению, по строению;
объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;
употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;
соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами: ва, амма, -ну, -гу, я, я - я, -ра, ра - ра, яра, яра - яра;
проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;
характеризовать частицу как служебную часть речи;
различать разряды частиц по значению, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;
понимать интонационные особенности предложений с частицами;
употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской;
соблюдать нормы правописания частиц;
проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;
характеризовать междометие как особую группу слов;
различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи;
характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;
проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;
соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.
34.11.6. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
определять даргинский язык как один из кавказских языков, его роль, признаки;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);
выступать с научным сообщением;
участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объем не менее 6 реплик);
владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным - научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 120 слов;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 230 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 210 слов, для сжатого и выборочного изложения - не менее 230 слов);
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 110 - 120 слов; словарного диктанта объемом 25 - 30 слов, диктанта на основе связного текста объемом 110 - 120 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания, понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи;
соблюдать в устной речи и при письме правила даргинского речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности;
указывать способы и средства связи предложений в тексте;
анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
анализировать языковые средства выразительности в тексте;
распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;
применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;
создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использования жизненного и читательского опыта, тексты с использованием произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 7 и более предложений, сочинения объемом не менее 160 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы);
работать с текстом: создавать тезисы, конспект;
извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте;
создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги;
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики;
распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса;
различать функции знаков препинания;
распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные;
определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание;
применять нормы построения словосочетаний;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении и согласовании;
проводить синтаксический анализ словосочетаний;
характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи;
различать функции знаков препинания;
распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях;
использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения;
распознавать предложения по количеству грамматических основ;
различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения;
применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым;
распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения);
различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения, прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств);
распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов;
различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определенно-личное предложение, неопределенно-личное предложение, обобщенно-личное предложение, безличное предложение);
характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений;
выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь);
различать однородные и неоднородные определения;
находить обобщающие слова при однородных членах;
понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах;
ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами с помощью повторяющихся союзов: ва, ра, ра-ра, я, я-я, яра, яра-яра, распознавать простые неосложненные предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложненные однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложненные обособленными членами, обращением, вводными словами и вставными конструкциями, междометиями;
различать виды обособленных членов предложения, применять нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов;
применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), обстоятельств, уточняющих членов; нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями;
употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях;
различать вводные и вставные конструкции;
понимать особенности употребления предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции;
применять нормы построения предложений с вводными и вставными конструкциями, обращениями (распространенными и нераспространенными), междометиями;
пользоваться вводными словами в речи для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания;
соблюдать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений;
распознавать прямую и косвенную речь;
выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной речью;
правильно оформлять диалог, цитаты и предложения с прямой речью;
цитировать и применять разные способы включения цитат в высказывание;
применять правила построения предложений с прямой и косвенной речью, при цитировании;
соблюдать постановку знаков препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании;
осуществлять перевод с русского на даргинский язык текстов, состоящих из предложений с простой структурой;
истолковывать значения национально маркированной лексики, используя словарь.
34.11.7. Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
осознавать роль даргинского языка в жизни человека, республики, общества;
понимать внутренние и внешние функции даргинского языка и рассказывать о них;
определять особенности периодов истории даргинского языка;
создавать устные монологические высказывания объемом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
выступать с научным сообщением;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении (побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе лингвистические) темы (объем не менее 6 реплик);
устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 130 слов;
понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объем исходного текста должен составлять не менее 250 слов, для сжатого и выборочного изложения не менее 270 слов);
осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;
соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объемом 120 - 130 слов, словарного диктанта объемом 30 - 35 слов, диктанта на основе связного текста объемом 120 - 130 слов, составленного с учетом ранее изученных правил правописания;
анализировать текст: определять тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль текста;
устанавливать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи;
находить в тексте типовые фрагменты - описание, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания;
прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам, зачину или концовке;
выявлять отличительные признаки текстов разных жанров;
выражать свое отношение к прочитанному или прослушанному тексту в устной и письменной форме;
создавать тексты с использованием жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объемом 8 и более предложений или объемом не менее 6 - 7 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему, выразить главную мысль), сочинения объемом не менее 220 слов с учетом стиля и жанра сочинения, характера темы;
работать с текстом: выделять главную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать ее в учебной деятельности;
представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;
представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;
понимать содержание текстов разных стилей и типов; различать и использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, сочинение, конспект);
создавать тексты разных типов, стилей речи (отзыв, аннотация, реферат, доклад, письмо, расписка, заявление);
использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного даргинского литературного языка;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
соблюдать нормы даргинского речевого этикета (подготовка заявления, постановления); использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения;
редактировать собственные или созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического материала, начальный логический анализ текста - целостность, связность, информативность);
характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для научного стиля; основные особенности языка художественной литературы; особенности сочетания элементов разговорной речи и разных функциональных стилей в художественном произведении;
характеризовать разные функционально-смысловые типы речи, понимать особенности их сочетания в пределах одного текста;
понимать особенности употребления языковых средств выразительности в текстах, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка;
использовать при создании собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи, функциональным разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания реферата;
составлять тезисы, конспект, писать рецензию, реферат;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выявлять отличительные особенности языка художественной литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями языка;
распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение;
выявлять основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
распознавать и различать единицы языка (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения); проводить синтаксический разбор;
соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;
распознавать сложные предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные);
характеризовать сложносочиненное предложение, его строение, смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения;
выявлять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями;
понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;
понимать основные нормы построения сложносочиненного предложения;
понимать явления грамматической синонимии сложносочиненных предложений и простых предложений с однородными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненных предложений;
применять нормы постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях;
распознавать сложноподчиненные предложения, выделять главную и придаточную части предложения, средства связи частей сложноподчиненного предложения;
различать подчинительные союзы и союзные слова;
различать виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи, выявлять особенности их строения, выявлять сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, сложноподчиненные предложения с придаточной частью (определительной, изъяснительной и обстоятельственной);
понимать явления грамматической синонимии сложноподчиненных предложений и простых предложений с обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в речи;
понимать основные нормы построения сложноподчиненного предложения, особенности употребления сложноподчиненных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ сложноподчиненных предложений;
применять нормы построения сложноподчиненных предложений и постановки знаков препинания в них;
характеризовать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений;
различать виды бессоюзных сложных предложений;
правильно употреблять бессоюзные сложные предложения в речи;
понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных предложений в речи;
проводить синтаксический и пунктуационный анализ бессоюзных сложных предложений, использовать соответствующие конструкции в речи;
применять нормы постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного даргинского литературного языка;
соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
соблюдать нормы даргинского речевого этикета (подготовка заявления, постановления), использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей