120.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (тувинской) литературе на уровне основного общего образования
120.11. Планируемые результаты освоения программы по родной (тувинской) литературе на уровне основного общего образования.
120.11.1. В результате изучения родной (тувинской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров из родной (тувинской) литературы;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы; активное участие в самоуправлении в образовательной организации, готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного (тувинского) языка и родной (тувинской) литературы, истории, культуры Российской Федерации, своего края в контексте изучения произведений тувинской литературы, а также русской и зарубежной литературы;
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в тувинской литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений, умение управлять собственным эмоциональным состоянием, сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений тувинского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учетом специфики литературного образования, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды, изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
способность во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других, способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
120.11.2. В результате изучения родной (тувинской) литературы на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умение совместной деятельности.
120.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и другие) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
120.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
120.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
120.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения, в ходе учебного диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
120.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображенные в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
120.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в литературном образовании;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей, оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
120.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках родной (тувинской) литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы на уроке родной (тувинской) литературы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
120.11.3. Предметные результаты изучения родной (тувинской) литературы. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
определять тему и основную мысль произведения;
находить в тексте изобразительно-выразительные средства (сравнение, эпитет, олицетворение), определять их роль в тексте, выделять образ рассказчика;
различать жанры устного народного творчества, определять языковые особенности разных жанров;
различать виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки;
выявлять мораль сказок, характеризовать главных героев, давать сравнительную характеристику героев произведения;
отличать литературную (авторскую) сказку от народной сказки;
пересказывать текст произведения по плану, выборочно, подробно;
формулировать монологическое высказывание, выражающее личное отношение к действиям героев произведения, приводить аргументы из текста;
давать развернутые устные или письменные ответы на поставленные вопросы.
120.11.4. Предметные результаты изучения родной (тувинской) литературы. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
определять и аргументировать идейно-тематическое содержание стихотворения, анализировать и понимать своеобразие, выразительность поэтического языка народных песен;
выделять смысловые паузы и ставить логическое ударение в стихотворении, правильно интонировать отрывки, определить ритм и темп чтения произведения;
определять родо-жанровую специфику, основную мысль легенд;
определять особенности жанра предания как вида устного народного творчества;
выявлять общее в мифологических представлениях разных народов о происхождении и устройстве вселенной и человеческого общества, выражать собственное отношение к жанрам устного народного творчества в форме устных и письменных высказываний, аргументировать свою точку зрения;
анализировать содержание текста, опираясь на исторические факты;
выявлять художественные особенности и композиционные приемы в "алгышах";
сопоставлять и анализировать смысл бурятских и тувинских триад (вид устного народного творчества);
определять авторскую позицию, особенности сюжетно-композиционного построения басни, пользоваться термином "басня", участвовать в обсуждении басни, выразительно читать басню по ролям;
выразительно, наизусть читать отрывок прозаического произведения;
характеризовать и сравнивать героев произведения (сказки, рассказа, повести), называть их отличительные качества, достоинства и недостатки, определять соответствие и несоответствие внешнего образа и внутреннего мира героя, выявлять место героя среди других персонажей произведения;
объяснять связь пьесы с устным народным творчеством;
определять принадлежность литературного произведения к одному из литературных родов и жанров;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, выражать личное отношение к действию героев;
выявлять роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений, в описании качеств национального характера тувинского народа (нравственные достоинства, справедливость, бескорыстное служение родине);
составлять диалог на материале рассказа с участием персонажей;
сочинять собственные сказки по образцу изученных;
находить информацию об авторе и самом произведении в справочной, энциклопедической литературе или в сети Интернет.
120.11.5. Предметные результаты изучения родной (тувинской) литературы. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
определять роль литературы в становлении и развитии личности человека, выявлять связь литературы с другими видами искусства, национальное своеобразие тувинской литературы;
выявлять особенности эпоса, определять его темы и идеи, определять особенности образов главных героев эпоса;
определять жанр произведения, тему, идею, сюжет, композицию, раскрывать идейный смысл, символическое название произведений, выявлять связь произведений с историей родного края, страны, выявлять особенности авторского повествования;
определять роль образов главных и второстепенных героев в раскрытии содержания произведения (рассказа, романа, повести), понимать эмоциональное состояние героев, характеризовать образ главного героя, его внутренний мир;
использовать освоенные теоретико-литературные понятия в процессе обсуждения произведения (литературный герой, лирический герой, речевая характеристика, повесть, рассказ, стихотворение, композиция произведений, тема, идея, сюжет, стих, ритм, рифма);
формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому произведению, раскрывать и обосновывать духовно-нравственный и патриотический смысл произведения (пьесы), оценивать роль персонажей в пьесе, определять их художественные функции;
определять характер конфликта в произведении, понимать ключевые проблемы изученных произведений, связь с устным народным творчеством, произведениями тувинских, русских и зарубежных авторов, давать развернутый аналитический ответ при обсуждении прочитанного произведения;
строить развернутое устное и письменное монологическое высказывание, отражающее знание и понимание литературного произведения, аргументированно излагать свою точку зрения;
работать с литературной критикой, самостоятельно знакомиться с творчеством писателя;
проводить сравнительный анализ литературного произведения с другими видами искусства;
составлять отзыв о прочитанном произведении, находить ключевые слова к тексту;
самостоятельно работать над планом проекта (исследовательской работы) по творчеству писателя, составлять письменное сообщение по предложенной теме.
120.11.6. Предметные результаты изучения родной (тувинской) литературы. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать значение литературы в формировании нравственных и эстетических взглядов человека;
определять смысл слова "восток" в интерпретации поэтов, находить экспрессивно окрашенную лексику, тропы, художественные образы в тексте;
определять роль поучительных наказов старших в раскрытии идейно-тематической направленности произведения, аргументировать свое отношение к наказу старших;
определять фольклорные и литературные источники произведения, выявлять особенности языка и стиля писателя, выявлять черты духовности в стихотворении;
рассуждать о роли писательского труда, определять точку зрения автора в решении проблемного вопроса, определять индивидуальный творческий почерк;
выделять роль фольклорного мотива в произведениях как основы нравственной проблематики, определять авторскую идею в художественном произведении, воспринимать образ-персонаж (символический образ ворона в произведении);
выявлять связь произведения с историческим фактом (посещение Тувы Его Святейшеством Далай-Ламой XIV), объяснять свое понимание события;
участвовать в комментированном чтении, раскрывать художественные особенности и композиционные приемы в произведении;
определять авторское отношение к образу матери как символу мудрости;
знакомиться с произведениями этнических тувинцев, живущих в Монголии.
120.11.7. Предметные результаты изучения родной (тувинской) литературы. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
определять основные этапы зарождения и развития родной (тувинской) литературы, понимать родную литературу как явление национальной и мировой культуры, как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
владеть навыками анализа художественных текстов с использованием изученных литературоведческих понятий, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
выявлять сочетания фольклорных традиций и исторических реалий в произведениях, роль портрета, пейзажа в раскрытии темы и идеи произведения;
работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных текстов, выявлять взаимосвязь видов искусства и науки;
анализировать особенности стиля рунического письма; изучать историю перевода рунического письма, определять темы, идеи, особенности описания времени и пространства наскальных произведений;
определять художественные особенности орхоно-енисейских памятников, их историческую основу, знакомиться с их переводами на тувинский язык, определять их роль в культуре и искусстве;
определять особенности эпистолярного жанра в художественном произведении;
изучать жанр поэмы как форму лиро-эпического произведения, определять художественные функции риторических вопросов в лирическом произведении;
определять явление "онегинской строфы" в тувинской литературе;
описывать образ повествователя;
анализировать социально-нравственную тему в произведениях, личные, семейные и общественные вопросы, обсуждать социально-нравственную проблематику произведения, анализировать смысл понятий: "святыня", "честь" и "судьба народа";
описывать образы тувинских лам и хуураков;
создавать собственный текст на основе художественного произведения или репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта, составлять краткую аннотацию;
совершенствовать умение пользоваться библиотечными фондами, справочной литературой, словарями, интернет-ресурсами для выполнения заданий, получения дополнительной информации, самостоятельно выбирать литературу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей