Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

24.10. Содержание обучения в 9 классе

24.10. Содержание обучения в 9 классе.

24.10.1. Язык, общие сведения о языке.

Родной язык - основа существования народа.

Адыгейский язык как форма выражения национальной культуры. Взаимосвязь языка с историей народа. Национально-культурная специфика адыгейского языка.

Значение формирования адыгейского литературного языка. История адыгейской письменности. Адыгейский язык в современном мире.

Адыгейский язык - государственный язык Республики Адыгея.

24.10.2. Разделы науки о языке.

24.10.2.1. Синтаксис и пунктуация.

Однородные члены предложения.

Выражение однородных членов одинаковыми и различными частями речи. Роль однородных членов предложения.

Способы связи однородных членов: интонация перечисления, сочинительные союзы, союзные суффиксы. Знаки препинания при однородных членах.

Обобщающие слова при однородных членах и способы их выделения.

Понятие о вводных словах. Деление вводных слов и вставных конструкций по значению. Обособление вводных слов и вставных конструкций.

Предложения с обособленными членами. Обособление определений и приложений.

Обособление уточняющих членов предложения.

Обособление выделительных членов предложения.

Инфинитная конструкция. Общая характеристика инфинитной конструкции.

Виды инфинитных конструкций: временные, обстоятельства, образа действия, причины, цели, условные, уступительные.

Сравнительная конструкция.

Место инфинитных конструкций в предложении. Знаки препинания в предложениях с инфинитными конструкциями.

Понятие о сложном предложении, его отличие от простого предложения.

Связь частей сложного предложения с помощью интонации.

Способы связи частей сложного предложения с помощью союзов и союзных слов.

Классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные.

Понятие о сложносочиненном предложении.

Типы сложносочиненных предложений по способу связи: с соединительными, противительными и разделительными отношениями. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения.

Инфинитные конструкции в функции придаточных частей предложения.

Интонация, знаки препинания.

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Классификация бессоюзных сложных предложений по значению.

Обособление частей бессоюзного сложного предложения с помощью запятой и точки с запятой.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

Прямая и косвенная речь. Выделение прямой речи. Способ перевода прямой речи в косвенную.

Диалог. Способы оформления диалога.

Цитата. Способы выделения цитаты.

24.10.3. Речь, речевое общение и культура речи.

Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог (повторение).

Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от темы и условий общения с использованием собственного жизненного и читательского опыта, иллюстраций, фотографий, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Подробное, сжатое, выборочное изложение прочитанного или прослушанного текста.

Соблюдение языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, пунктуационных) адыгейского литературного языка в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Приемы работы с учебной книгой, лингвистическими словарями, справочной литературой.

Стили речи: разговорный; художественный; публицистический; официально-деловой; научный (обзорно).