Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

56.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне основного общего образования

56.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (ненецкому) языку на уровне основного общего образования.

56.11.1. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (ненецком) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (ненецком) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (ненецкого) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (ненецкого) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (ненецкому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (ненецком) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

56.11.2. В результате изучения родного (ненецкого) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

56.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

56.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

56.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

56.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (ненецком) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

56.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

56.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

56.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

56.11.3. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

иметь общее представление о ненецком языке как родном языке одного из малочисленных народов Крайнего Севера Российской Федерации;

иметь общее представление о ненецком языке как языке одного из самодийских народов;

иметь представление о современных формах функционирования современного ненецкого языка: литературно-письменный язык, территориальные говоры;

учитывать особенности видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) при решении учебно-практических задач;

участвовать в диалоге: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию (в пределах изученного);

использовать речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова (в пределах изученного);

читать про себя и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи, с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с учебно-практической задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебно-практической задачей (в пределах изученного);

иметь представление об основных разделах науки о языке, основных единицах языка и речи (звук, слово, словосочетание, предложение);

понимать различие между звуком и буквой;

иметь представление о гласных и согласных, долгих и кратких гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных;

иметь представление об особенностях образования звонкого и глухого гортанных смычных звуков;

различать гортанные смычные звуки и буквы (знаки): 00003470.wmz - (') звонкий гортанный смычный, ["] - (") глухой гортанный смычный;

различать употребление звонкого и глухого гортанных смычных в основе слова и в конце слова (на материале изучаемой лексики);

иметь представление о смыслоразличительном значении звонкого и глухого гортанных смычных (на материале изучаемой лексики);

иметь представление об употреблении гортанных смычных в разных частях речи с определенными грамматическими формами: (') звонкий гортанный смычный - в формах двойственного числа, (") глухой гортанный смычный - в формах множественного числа);

образовывать грамматические формы двойственного числа и множественного числа с помощью звонкого и глухого гортанных смычных (в пределах изученного);

различать озвончение и оглушение согласных звуков на стыке двух слов под влиянием гортанных смычных звуков (на материале изучаемой лексики);

использовать знание алфавита ненецкого языка при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях;

различать лексическое значение слова и грамматическое значение слова;

распознавать синонимы, антонимы, омонимы;

иметь представление о лексике ненецкого языка с точки зрения ее происхождения: исконно ненецкие слова и заимствованные слова;

распознавать архаизмы и неологизмы;

иметь представление о способах образования неологизмов;

составлять тематические группы слов;

использовать русско-ненецкий и ненецко-русский словарь, находить в словаре нужное слово ненецкого языка или перевод слова на ненецкий язык;

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о частях речи в ненецком языке для решения практико-ориентированных учебных задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы по вопросу и общему значению;

определять лексическое значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль имени существительного;

определять собственные и нарицательные имена существительные;

изменять имена существительные по числам (единственное, двойственное, множественное), склонять по падежам (в пределах изученного);

распознавать основное склонение имен существительных и лично-притяжательные формы склонения имен существительных единственного числа предмета (в пределах изученного);

изменять личные местоимения по падежам и числам (в пределах изученного);

определять простые, составные имена числительные;

различать количественные, порядковые числительные;

различать качественные и относительные имена прилагательные;

определять лексическое значение, основные грамматические признаки, синтаксическую роль глагола;

определять начальную форму глагола (инфинитив), определять основу глагола;

применять знания об образовании личных форм глагола, глаголов настоящего (неопределенного), прошедшего и будущего времени (в пределах изученного);

определять наклонение глагола, значение глагола 1 типа спряжения в изъявительном и повелительном наклонениях;

применять знания о словосочетании, главном и зависимом слове в словосочетании, простом предложении, порядке слов в ненецком предложении для решения практических учебных задач;

различать главные и второстепенные члены в простом предложении;

определять виды предложений по цели высказывания;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

различать текст и группы предложений, не связанных между собой темой и основной мыслью;

характеризовать текст с точки зрения соответствия признаку наличия темы, подбирать заголовок к прочитанному тексту; находить в тексте изучаемый языковой материал; находить в тексте личные местоимения как средства связи предложений;

восстанавливать деформированный текст (в пределах изученного);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности.

56.11.4. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

иметь представление о северосамодийских языках: ненецкий лесной язык и ненецкий тундровый язык; приводить примеры слов (в рамках изученного);

иметь представление об истории создания письменности на ненецком языке, о персоналиях ученых (в рамках изученного);

иметь представление о литературно-письменном ненецком языке;

использовать ненецко-русский и русско-ненецкий словарь;

учитывать особенности видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) при решении учебных практических задач;

участвовать в диалоге: диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию (в пределах изученного);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова (в пределах изученного);

читать про себя и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебно-практической задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебно-практической задачей (в пределах изученного);

иметь представление об оглушении звонких согласных [б], [д] перед глухими, о различии в произношении и написании слов (в рамках изученного);

иметь представление о различии в произношении и написании слов с сочетанием [00003471.png] (на материале изученной лексики);

проводить фонетический разбор слова;

склонять имена существительные в единственном числе (в пределах изученного);

различать имена существительные II класса (1 группы и 2 группы);

иметь представление о склонении имен существительных в лично-притяжательных формах (в пределах изученного);

распознавать местоимения, определять общее грамматическое значение;

иметь представление о разрядах местоимений; различать указательные местоимения, характеризовать роль местоимения в предложении;

различать разряды имен числительных: количественные и порядковые, способы образования порядковых числительных и способы образования количественных числительных от 11 до 19, круглых десятков и сотен; различать простые и сложные количественные числительные;

распознавать послелоги; характеризовать роль послелога в предложении;

распознавать глаголы, определять общее грамматическое значение, различать формы глагола (в пределах изученного); различать изъявительное и повелительное наклонение глагола; проводить морфологический разбор глагола;

распознавать наречия; иметь представление о наречиях места, наречиях времени, наречиях образа действия;

проводить синтаксический разбор простого предложения;

восстанавливать деформированный текст (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста (в пределах изученного);

определять заголовок, соответствующий содержанию текста;

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

находить в тексте изучаемый языковой материал; находить в тексте указательные местоимения как средства связи предложений;

находить в тексте-повествовании развитие событий во времени, устанавливать последовательность развития событий, владеть умением информационной переработки текста: составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения (краткий пересказ).

56.11.5. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

иметь представление о разнообразии форм функционирования современного ненецкого языка: литературно-письменный язык, территориальные говоры (колгуевский, канинский, малоземельский, большеземельский, таймырский, ямальский) (в пределах изученного);

иметь представление о развитии письменности на ненецком языке, о персоналиях ученых, работающих над составлением словарей ненецкого языка и учебников на ненецком языке (в пределах изученного);

владеть различными видами диалога (в пределах изученного);

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников (на лексическом материале изучаемых тем);

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных адаптированных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова, в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (на основе изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

применять знания о фонетических закономерностях ненецкого языка, чередовании гласных и согласных звуков при выполнении различных видов упражнений (в пределах изученного);

иметь представление о склонении имен существительных в именительном и винительном падежах единственного и множественного числа (в пределах изученного);

различать разряды местоимений: отрицательные местоимения, неопределенные местоимения; иметь представление о склонении местоимений;

различать разряды имен числительных, иметь представление о способах образования имен числительных, словообразовательных формах имен числительных;

распознавать наклонения глагола: предположительное, предположительно-долженствовательное, желательное (в пределах изученного);

распознавать причастия; иметь представление о формах причастий: причастия неопределенного времени, причастия прошедшего времени, причастия будущего времени;

иметь представление о деепричастии, различать неопределенную форму деепричастия, условную форму деепричастия (в пределах изученного);

распознавать наречия; определять разряды наречий: времени, образа действия;

использовать грамматические статьи словарей, справочников в практике;

иметь представление об основных признаках предложений, находить главные и второстепенные члены предложения, определять виды предложений по цели высказывания, проводить синтаксический разбор простого предложения;

понимать основное содержание прочитанного текста (в пределах изученного материала), делить текст на смысловые части (абзацы);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

находить в тексте изучаемый языковой материал, распознавать средства связи предложений и частей текста (формы слова, местоимения, повтор слова);

владеть умением информационной переработки текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения (краткий пересказ).

56.11.6. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

иметь представление о территории расселения ненецкого народа и его этническом окружении, о ненецком языке среди других самодийских языков;

иметь представление о вкладе первого ненецкого ученого А.П. Пырерки в создание и развитие письменности, составлении словарей ненецкого языка, учебников, записи фольклора;

владеть различными видами диалога;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников;

воспринимать на слух и понимать содержание несложных адаптированных текстов в зависимости от поставленной учебной задачи (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

иметь представление о фонетических закономерностях ненецкого языка, выпадение звуков, добавлении звуков, стяжении слогов;

применять знания о фонетических закономерностях ненецкого языка при выполнении учебно-практических задач (в пределах изученного);

различать лично-притяжательные формы имен существительных единственного числа предмета во всех падежах;

различать разряды местоимений: определительные местоимения, вопросительные местоимения, иметь представление о склонении местоимений (в пределах изученного);

различать разряды имен числительных, способы образования имен числительных, иметь представление о склонении имен числительных (в пределах изученного);

иметь представление о глагольных именах; употреблять глагольные имена (в пределах изученного);

иметь представление об отрицательных глаголах; различать самостоятельные отрицательные глаголы и вспомогательные отрицательные глаголы, иметь представление о спряжении отрицательных глаголов (в пределах изученного);

иметь представление о причастиях, различать формы причастий, об образовании причастий неопределенного времени, причастий прошедшего времени, причастий будущего времени (в пределах изученного);

иметь представление о деепричастии, о формах деепричастий, иметь представление о спряжении условного деепричастия в лично-притяжательной форме (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, делить текст на смысловые части (абзацы);

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности;

владеть умением информационной переработки текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения;

находить в тексте изучаемый языковой материал; распознавать средства связи предложений в тексте (формы слова, местоимения, повтор слова);

представлять сообщение на тему "Моя родина - Россия" с использованием презентации.

56.11.7. Предметные результаты изучения родного (ненецкого) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

осознавать и понимать роль родного языка в жизни человека;

иметь представление о роли ученых и писателей, создающих произведения на ненецком языке, в развитии ненецкого языка и культуры;

владеть различными видами диалога;

воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников;

воспринимать на слух и понимать содержание несложных адаптированных текстов в зависимости от поставленной учебной задачи (в пределах изученного);

читать и понимать несложные адаптированные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной учебно-практической задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (в пределах изученного);

понимать основное содержание прочитанного текста, игнорируя незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания прочитанного;

находить в прочитанном тексте запрашиваемую информацию, отвечать на вопросы;

владеть видами чтения: ознакомительным, просмотровым, поисковым, изучающим;

осуществлять выбор языковых средств для создания устного или письменного высказывания в соответствии с учебной задачей, с темой высказывания (в пределах изученного);

соблюдать при письме нормы литературно-письменного ненецкого языка (в пределах изученного);

создавать устное или письменное монологическое высказывание в соответствии с учебной задачей (в пределах изученного);

применять знания о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в ненецком языке для решения учебных практических задач;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, глаголы;

характеризовать ненецкий алфавит, соотношение звуков и букв, употребление йотированных букв, твердого и мягкого знаков;

проводить фонетический разбор слова;

иметь представление о лично-предназначительных формах имен существительных (в пределах изученного);

распознавать лично-определительные местоимения, иметь представление о склонении лично-определительных местоимений (в пределах изученного);

иметь представление о глаголах совершенного вида;

распознавать отрицательные формы деепричастий;

иметь представление о служебных частях речи, союзах;

иметь представление о междометиях;

распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение);

распознавать словосочетания;

иметь представление о видах связи слов в словосочетании (в пределах изученного);

иметь представление о порядке слов в ненецком предложении;

определять главные члены предложения (подлежащее, сказуемое);

определять второстепенные члены предложения;

применять знания по синтаксису при выполнении упражнений;

извлекать запрашиваемую информацию из текста и использовать ее в учебной деятельности; находить в тексте изучаемый языковой материал;

оценивать утверждения, сделанные в тексте, факты, исходя из своих знаний и представлений и своего жизненного опыта, выражать собственное мнение о прочитанном, составлять текст-рассуждение в форме синквейна или мини-эссе.