135.9. Содержание обучения в 8 классе
135.9.1. Мудрость народа. Заветное слово.
135.9.1.1. Тойук (Народная песня).
С.А. Зверев-Кыыл Уола "Улуу Москуба туhунан тойук" ("Песнь о великой Москве"). Эпическая песня знаменитого якутского певца-импровизатора С.А. Зверева-Кыыл Уола о великой Москве, созданная к 800-летнему юбилею столицы. Идея единения народов, тема приобщения к русской культуре. Сюжетная песня, в которой угадывается судьба простого человека. Ироничность и философское содержание.
Мифология как форма общественного сознания, как источник фольклорных текстов. Образное осмысление мифологического сюжета о наступлении зимы. Художественные средства текста. Широко известная версия сотворения мира. Праматерь всего живого на земле - природа. Углубленное понимание ценности человеческой жизни.
135.9.1.3. Героический эпос-олонхо.
Поэтапное изучение олонхо (несколько периодов).
П.П. Ядрихинский "Кыыс Дэбилийэ" ("Дева-богатырь Кыыс Дэбилийэ"). Олонхо о богатырках - защитницах племени. Схожесть с образами древних воительниц-амазонок. Занимательность сюжета и своеобразие художественного слова.
И.Г. Теплоухов-Тимофеев "Кулун Куллустуур" ("Строптивый Кулун Куллустур").
Алтайский эпос "Шокшыл Мерген".
135.9.1.4. Памятники древнетюркской эпохи.
Отрывок из Большой надписи древнетюркского памятника Кюль-Тегина. Письмо на камне как источник изучения зарождения художественного стиля. Основное идейное содержание надписи.
135.9.2. Художественная литература.
Творчество основоположников якутской литературы А.Е. Кулаковского-Ексекюлях, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева. Развитие жанровой системы якутской литературы. Тема вечного обновления жизни на земле. Народный идеал красивой девушки, социальное звучание изображенных типов. Спор добра и зла в жизни человека. Свобода человека, величие человеческого духа. Судьбы жертв репрессии. Сатира на представителей тойонатства в дореволюционной Якутии. Будущее родного края.
А.Е. Кулаковский-Ексекюлях "Сайын кэлиитэ" ("Наступление лета"), "Кырасыабай кыыс" ("Красивая девушка"), "Саха дьахталларын мэтириэттэрэ" ("Портреты якутских женщин").
А.И. Софронов-Алампа "Дьол уонна сор" ("Счастье и несчастье"), "Таптал" ("Любовь"), "Сылбах тиит" ("Упавшее дерево").
135.9.2.2. Невзгоды и чаяния народа.
Нравственная сила народа. 1920-е годы - время надежды на светлое будущее. Годы установления советской власти, Гражданская война.
Художественные произведения якутских писателей времен Гражданской войны и коллективизации. Восхваление эпохи, надежда на новую жизнь. Гражданская война, разруха и раскол народа.
П.А. Степанов-Ламутский "Сир иччитэ" ("Дух земли").
135.9.2.3. Время. Человек. Народ.
Исторический путь якутского народа. Образное понимание окружающей действительности, взаимосвязь между человеком и материальным миром. Освоение тем, характеров, конфликтов, выдвигаемых жизнью. Новаторство в литературе - новые герои, представители трудового народа. Идеал нового человека.
Степан Ефремов "Ини-бии" ("Братья").
Любовь к природе, отражение ее красоты, совершенства в произведениях о родном крае. Природа Якутии в стихотворениях. Воспитание любви и бережного отношения к Родине, как источнику сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи.
Г.Г.-Баал Хабырыс Вешников "Ньургуhуннар" ("Подснежники").
И.Е.-Доосо Федосеев. "Сардаана" ("Сардана").
М.Д. Ефимов "Таптаа" ("Сила слова").
Г.Н. Курилов (Улуро Адо) "Ийэм суруктарыттан" ("Мамины письма").
Признание человеческой жизни величайшей ценностью. Раздумья Г.С. Угарова о смысле жизни, чести, добросовестности, трудолюбии. Реальность и фантастика в повести, мастерство писателя. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу. Атмосфера тайны и символика долголетия.
135.9.2.6. Противостояние добра и зла.
Сострадание и жестокость, авторская позиция и способы ее проявления. Приемы создания характеров и ситуаций в произведениях. Справедливость, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Жанровое своеобразие произведений.
И.А. Сысолятин "Сарсыарда" ("Утро").
135.9.2.7. Край ты мой, родимый край - Якутия.
Любовь к родине, уважение к предкам. Выразительные средства создания образов. Воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, привитие любви к своей малой родине, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Своеобразие раскрытия темы родины в стихах якутских поэтов.
И.М.-Кындыл Гоголев "Сахам сирэ барахсан" ("Якутия родная"), "Хомус" ("Хомус").
В.Н. Потапова "Ураты киhи буолуохпун" ("Захотелось быть особенным").
Н.И. Харлампьева "Саха бэлэхтиир чороону" ("Когда саха дарит чорон").
Н.В.-Сайа Михалева "Саха сирэ" ("Якутия").
Сочетание реалистического и аллегоричной формы в народных песнях. Миф. Олонхо - вершина устного народного творчества якутов. Аллитерация, ассонанс. Комедия. Легенда. Понятие о романе. Социально-психологический рассказ. Повесть. Фантастика. Детектив. Стихосложение.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей