32.8. Содержание обучения в 7 классе
32.8.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Дружба (). Переписка с друзьями ( бэшэг бэшэе).
Учеба (hуралсал). Известные учебные заведения (Мэдээжэ hургуулинууд).
Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Летние каникулы (Зунай амаралта).
Здоровый образ жизни ( энхэ байдал). Человек и природа ( ба байгаали).
Путешествие (Аяншалга). Экскурсия по городу. (Хотын ).
Моя семья, родословная (Минии , уг гарбал). История моей семьи, моего рода (Манай , угай ).
Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Бурятский календарь (Буряад литэ).
Профессия журналиста. ( мэргэжэл).
Одежда (Хубсаhан). Мода разных эпох (Ye сагай хубсаhан).
Диалогическая речь. В 7 классе осуществляется развитие таких речевых умений, как ведение диалога этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
вежливо переспросить, выразить согласие, отказ.
Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию ("хэн?" ("кто?"), "юун?" ("что?"), "хайшан гээд?" ("как?"), "хаана?" ("где?"), "хайшаа?" ("куда?"), "хэзээ?" ("когда?"), "хэнтэй?" ("с кем?"), "юундэ?" ("почему?"), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить;
дать совет и принять или не принять его;
пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться, принять в нем участие.
Объем диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога - обмена мнениями отрабатываются умения:
выражать согласие или несогласие с точкой зрения партнера;
выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов - до 3-х реплик со стороны каждого участника.
Монологическая речь. Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста;
проводить сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания - до 8 - 9 фраз.
Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использования языковой догадки, контекста.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 - 2 минут.
Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 7 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 7 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - 450 - 500 слов.
Формируемые умения в области чтения:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 7 классе.
Формируются и отрабатываются умения:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения до 250 - 300 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес);
писать личное письмо с использованием образца (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - 50 - 60 слов, включая адрес).
32.8.2. Языковые знания и навыки.
32.8.2.1. Графика и орфография.
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
32.8.2.2. Фонетическая сторона речи.
Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
32.8.2.3. Лексическая сторона речи.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 700 - 750 лексическим единицам, усвоенным на уровне начального общего образования, добавляется около 100 - 150 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру. Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
аффиксация (прилагательные с суффиксами -та(й) (-тэ(й), -то(й) - бэлигтэй);
лексико-синтаксический способ (уг гарбал).
32.8.2.4. Грамматическая сторона речи.
Расширение объема значений грамматических средств, изученных в предыдущих классах, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Выражение степени качества имен прилагательных. Местоимение. Собирательные числительные. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Причастие. Деепричастие. Наречия времени, места, образа действия. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах, модальные слова (хэрэгтэй, аргатай, еhотой). Частицы в бурятском языке.
Имена существительные личные и неличные.
Многократные, однократные, временные причастия.
Местоимения: личные, возвратные, указательные, вопросительные.
Наречия времени, места, образа действия, место наречия в предложении.
Числительные: количественные (100 - 100000000), обозначение даты, времени, порядковые числительные, собирательные (табуулан), приблизительное количество (гушаад).
Союзы: ба, болон, харин, аад, теэд, , гэжэ, (хэрбээ) haa. Союзные слова: юундэб гэхэдэ, тиимэhээ, хаана-тэндэ, хадаа, гэhэн, гэдэг.
Послелоги, отражающие отношения по месту, времени, направлению.
Простые распространенные предложения.
Все типы вопросительных предложений ( сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо ? Ши гэртээ ошохо , али hургуулидаа байха ?).
Побудительные предложения в утвердительной (Уншыш даа) и отрицательной формах ( мартаарай).
Восклицательные предложения для выражения эмоций (Яагаа hайн гээшэб!).
Некоторые формы безличных предложений (Дулаарба. Ерэхэ еhотой).
Причастный и деепричастный обороты: простой оборот, самостоятельный оборот. Предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами.
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи изученных грамматических явлений.
32.8.3. Социокультурные знания и умения.
Традиции семейных праздников (милаан, наадан). Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). История старомонгольской письменности. Диалекты бурятского языка. Топонимика Бурятии. Выдающиеся люди Бурятии и России. Традиции и праздники народов России. 10 самых известных мест в России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей