Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

94.5. Пояснительная записка

94.5. Пояснительная записка.

94.5.1. Программа по родной (бурятской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

94.5.2. Освоение родной (бурятской) литературы занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания, способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров обучающихся.

94.5.3. Основу содержания программы по родной (бурятской) литературе составляют чтение и изучение художественных произведений, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей обучающихся, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта. Воспитательное воздействие литературы тесно связано с эстетическим совершенством художественного слова, оно также зависит от возраста и уровня подготовленности обучающихся, что последовательно учитывается в программе по родной (бурятской) литературе.

94.5.4. Программа по родной (бурятской) литературе составлена с учетом преемственности с программой для уровня начального общего образования, закладывающей основы литературного образования. На уровне основного общего образования продолжается работа по совершенствованию навыка осознанного, правильного, выразительного и беглого чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

94.5.5. Программа по родной (бурятской) литературе тесно связана с такими учебными предметами, как "Родной (бурятский) язык", "История", "География", "Обществознание", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Мировая художественная культура".

Программа по родной (бурятской) литературе формирует эстетическое отношение к окружающему миру, наряду с историей и обществознанием обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, способствует освоению знаний по гуманитарным учебным предметам и формирует у обучающихся умение разбираться в отношениях между людьми, активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

94.5.6. Программа по родной (бурятской) литературе включает последовательный перечень тем и разделов для изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики образовательной деятельности и возрастных особенностей обучающихся. Программа по родной (бурятской) литературе распределяет учебный материал в соответствии с четкой последовательностью этапов (от фольклора до современной родной (бурятской) литературы). Каждый этап литературного образования обогащает обучающегося как читателя, учит воспринимать и активно использовать искусство слова. Этому способствует овладение техникой диалога и различные формы обращения к художественному тексту: планирование, формулирование своих ответов, пересказы, работа над сочинениями, рефератами, творческими заданиями, подбор цитат из текста, использование литературных игр и другие.

94.5.7. Содержание программы по родной (бурятской) литературе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе. В 9 классе активизируется связь учебного предмета с историей, культурой, активнее привлекается критическая, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность.

94.5.8. Содержание программы по родной (бурятской) литературе для каждого класса включает перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений каждого писателя предшествует краткий обзор его жизни и творчества, который имеет развернутый характер в зависимости от роли и места изучаемого писателя в истории бурятской литературы.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы по родной (бурятской) литературе. Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

94.5.9. В содержании программы по родной (бурятской) литературе выделяются следующие содержательные линии: устное народное творчество, духовная литература, родная (бурятская) литература XVIII - XIX веков, родная (бурятская) литература I половины XX века, родная (бурятская) литература II половины XX века, современная родная (бурятская) литература.

94.5.10. Изучение родной (бурятской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к родной литературе и культуре;

приобщение обучающихся к литературному наследию бурятского народа, формирование у них потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и навыков создания собственных устных и письменных высказываний;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.

94.5.11. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (бурятской) литературы, - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родной (бурятской) литературы.