32.6. Содержание обучения в 5 классе
32.6.1. Коммуникативные умения.
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Дружба (). Мои друзья (Минии ).
Учеба (hуралсал). Школа (hургуули).
Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Распорядок дня (Минин ).
Здоровый образ жизни ( энхэ байдал). Свободное время, здоровье ( саг, энхэ).
Путешествие по Бурятии (Буряад ороноор аяншалга).
Моя семья, родословная (Минин , уг гарбал).
Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Сагаалган в моей семье (Сагаалган манай ).
Одежда (Хубсаhан). Спортивная одежда (Тамирай хубсаhан). Школьная форма (hургуулиин хубсаhан).
Диалогическая речь. В 5 классе продолжается развитие таких речевых умений, как ведение диалога этикетного характера, диалога - побуждения к действию, при этом по сравнению с уровнем начального общего образования усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых обучающимися в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
вежливо переспросить, выразить согласие, отказ.
Объем диалогов - до 2 реплик со стороны каждого участника.
При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность, отказ ее выполнить;
дать совет и принять или не принять его;
пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие.
Объем диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого участника.
Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, сообщение, а также эмоциональные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста.
Объем монологического высказывания - до 7 - 8 фраз.
Аудирование. Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использованием языковой догадки, контекста.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.
Чтение. Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - до 400 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе.
Формируются и отрабатываются умения:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря).
Объем текстов для чтения до 150 - 200 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 25 слов, включая адрес), выражать пожелания;
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес).
32.6.2. Языковые знания и навыки.
32.6.2.1. Графика и орфография.
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
32.6.2.2. Фонетическая сторона речи.
Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
32.6.2.3. Лексическая сторона речи.
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным на уровне начального общего образования, добавляется около 100 - 130 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования.
существительные с суффиксами -шан (-шэн, -шон) - эмшэн;
наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) - hайнаар;
числительные с суффиксами -дахи (-дэхи, -дохи).
32.6.2.4. Грамматическая сторона речи.
Расширение объема значений грамматических средств, изученных на уровне начального общего образования, и овладение новыми грамматическими явлениями.
Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Местоимение. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах. Модальное слово хэрэгтэй. Частицы в бурятском языке.
Местоимения: личные местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения.
Числительные: количественные числительные (100 - 100000), выражение времени, порядковые числительные.
Послелоги, отражающие отношения по месту.
Простые распространенные предложения.
Типы вопросительных предложений. Общий вопрос и специальный вопрос ( сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо гуш?).
Побудительные предложения в утвердительной форме (Уншыш даа).
Восклицательные предложения для выражения эмоций (Ямар hайн гээшэб!).
Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи изученных грамматических явлений.
32.6.3. Социокультурные знания и умения.
Традиционная бурятская кухня. Восточный календарь. Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). Традиции самопрезентации бурят. Выдающиеся люди Бурятии и России. Традиции и праздники народов России.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей