Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

32.6. Содержание обучения в 5 классе

32.6. Содержание обучения в 5 классе.

32.6.1. Коммуникативные умения.

Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.

Дружба (00000009.wmz). Мои друзья (Минии 00000010.wmz).

Учеба (hуралсал). Школа (hургуули).

Мой день, отдых (Минии ажабайдал). Распорядок дня (Минин 00000011.wmz).

Здоровый образ жизни (00000012.wmz энхэ байдал). Свободное время, здоровье (00000013.wmz саг, 00000014.wmz энхэ).

Путешествие по Бурятии (Буряад ороноор аяншалга).

Моя семья, родословная (Минин 00000015.wmz, уг гарбал).

Культура, традиции (Соел, еhо заншал). Сагаалган в моей семье (Сагаалган манай 00000016.wmz).

Профессия (Мэргэжэл).

Одежда (Хубсаhан). Спортивная одежда (Тамирай хубсаhан). Школьная форма (hургуулиин хубсаhан).

Говорение.

Диалогическая речь. В 5 классе продолжается развитие таких речевых умений, как ведение диалога этикетного характера, диалога - побуждения к действию, при этом по сравнению с уровнем начального общего образования усложняется предметное содержание речи, увеличивается количество реплик, произносимых обучающимися в ходе диалога, становится более разнообразным языковое оформление речи.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить согласие, отказ.

Объем диалогов - до 2 реплик со стороны каждого участника.

При обучении ведению диалога - побуждения к действию отрабатываются умения:

обратиться с просьбой и выразить готовность, отказ ее выполнить;

дать совет и принять или не принять его;

пригласить к действию или взаимодействию и согласиться или не согласиться принять в нем участие.

Объем диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого участника.

Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, сообщение, а также эмоциональные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с использованием текста.

Объем монологического высказывания - до 7 - 8 фраз.

Аудирование. Владение умениями воспринимать на слух бурятский текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с использованием языковой догадки, контекста.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 минут.

Чтение. Обучающиеся учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам обучающихся 5 класса, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, выделяемое в 5 классе, включающих факты, отражающие особенности быта, жизни, культуры региона. Объем текстов для чтения - до 400 слов.

Умения чтения, подлежащие формированию:

определять тему, содержание текста по заголовку;

выделять основную мысль;

выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе.

Формируются и отрабатываются умения:

полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря).

Объем текстов для чтения до 150 - 200 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для обучающихся.

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

проводить выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 25 слов, включая адрес), выражать пожелания;

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, адрес).

32.6.2. Языковые знания и навыки.

32.6.2.1. Графика и орфография.

Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

32.6.2.2. Фонетическая сторона речи.

Навыки произношения и различения на слух всех звуков бурятского языка. Закон гармонии гласных. Акцентуация слова в бурятском языке. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.

Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.

32.6.2.3. Лексическая сторона речи.

Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным на уровне начального общего образования, добавляется около 100 - 130 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, отражающие бурятскую культуру.

Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.

Знание основных способов словообразования.

аффиксация:

существительные с суффиксами -шан (-шэн, -шон) - эмшэн;

наречия с суффиксом -аар (-ээр, -оор) - hайнаар;

числительные с суффиксами -дахи (-дэхи, -дохи).

32.6.2.4. Грамматическая сторона речи.

Расширение объема значений грамматических средств, изученных на уровне начального общего образования, и овладение новыми грамматическими явлениями.

Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Послеложно-падежная система бурятского языка. Единственное и множественное число. Личное и безличное (возвратное) притяжание. Местоимение. Глагол. Наклонение. Формы обращения. Глаголы в страдательном, взаимно-совместном залогах. Модальное слово хэрэгтэй. Частицы в бурятском языке.

Местоимения: личные местоимения, указательные местоимения, вопросительные местоимения.

Числительные: количественные числительные (100 - 100000), выражение времени, порядковые числительные.

Междометия: 00000017.wmz!

Послелоги, отражающие отношения по месту.

Простые распространенные предложения.

Типы вопросительных предложений. Общий вопрос и специальный вопрос (00000018.wmz сагтаа ши юу хэхэ дуратайбши? Ши кинодо ошохо гуш?).

Побудительные предложения в утвердительной форме (Уншыш даа).

Восклицательные предложения для выражения эмоций (Ямар hайн гээшэб!).

Овладение грамматической стороной речи предполагает знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи изученных грамматических явлений.

32.6.3. Социокультурные знания и умения.

Традиционная бурятская кухня. Восточный календарь. Этические нормы бурят (арадай алтан hургаалhаа). Традиции самопрезентации бурят. Выдающиеся люди Бурятии и России. Традиции и праздники народов России.