Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

78(1).6. Содержание обучения в 5 классе

78(1).6. Содержание обучения в 5 классе.

78(1).6.1. Язык. Общие сведения о языке. Разделы науки о языке.

Язык как средство общения. Родной язык - основа существования народа. Язык и речь. Устная и письменная речь. Общие понятия о родном (чукотском) языке.

78(1).6.2. Синтаксис. Пунктуация.

Синтаксис - раздел грамматики. Пунктуация - раздел правописания. Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание и его признаки. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение, его признаки. Простое предложение. Виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения.

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения. Распространенные, нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания в предложении с однородными членами и обобщающим словом перед и после однородных членов.

Предложения с обращением. Интонация, пунктуация предложений с обращением.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Простое и сложное предложение.

Монолог. Диалог. Оформление диалога при письме.

78(1).6.3. Текст.

Понятие о тексте.

Структура текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Практическая работа по формированию умений делить тексты на абзацы.

Формирование умений составления плана текста.

Тема текста.

Формирование умений различать тексты в разговорном, научном и художественном стилях.

78(1).6.4. Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Образование звуков. Классификация гласных и согласных звуков. Деление звуков чукотского языка на гласные и согласные.

Гласные звуки. Таблица гласных звуков. Гласные в начале слова. Удвоенные гласные. Обозначение их при письме.

Гармония гласных. Гласные сильной серии: [а], [о], [э], гласные слабой серии: [э], [и], [у]. Закономерность перехода гласных слабой серии в гласные сильной серии. Таблица гармонии гласных. Гласный звук [ы] как нейтральный, как краткий звук, как сильный звук в корне слова; [ы] - соединительный звук между частями слова.

Согласные звуки. Таблица согласных звуков. Звуки: звонкие [в], [г], 00005386.png; глухие [к], [л], [ч']. Гортанно-смычный звук. Различение слов с данным звуком и без него.

Удвоенные согласные. Общие понятия об ассимиляции, диссимиляции, чередовании согласных.

Слог. Ударение в слове. Правила переноса слов.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков. Особенности произношения слов, заимствованных из русского языка. Слог. Открытые и закрытые слоги. Орфоэпический тренинг. Орфоэпические словари.

Графика - раздел науки о языке.

Соотношение звука и буквы. Звуки, обозначаемые одним, двумя знаками. Значение букв я, ю, е, е. Буквы (ь, ъ), не обозначенные звуками. Алфавит чукотского литературного языка.

Орфография - раздел правописания. Правописание разделительных ъ и ы.

78(1).6.5. Лексика.

Лексикология как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Исконно (чукотские) и заимствованные слова. Профессиональные слова. Интернациональные слова. Неологизмы и устаревшие слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Особенности лексики чукотского языка. Терминология родства и взаимоотношений. Названия частей тела, лица, головы. Названия предметов личной гигиены. Названия национальной одежды. Названия предметов и явлений окружающей природы. Названия месяцев. Топонимическая терминология. Названия транспорта. Терминология, связанная с темой о Родине, населенном пункте. Названия промысловых животных и съедобных растений. Терминология, связанная с оленеводством, охотой, рыболовством, предметами домашнего обихода и быта. Названия различных действий и качеств.

Речевой этикет. Знакомство с чукотско-русским и русско-чукотским словарями, с топонимическим словарем.

78(1).6.6. Морфемика. Орфография.

Морфемика - раздел лингвистики. Морфема - минимальная значимая единица языка, часть слова. Словообразующие и формообразующие морфемы. Состав слова.

Корень слова. Основа слова. Приставки, суффиксы. Падежные окончания. Словоизменительные суффиксы: со значением множественного числа, со значением времени. Словообразовательные суффиксы. Однокоренные слова. Морфемный разбор слов.

Словообразование в чукотском языке. Суффиксы: -ль (ын), -ечг-, 00005387.png (э) 00005388.png (а), -рэт -рат, -тэгын -тагын, -чурм -чорм, 00005389.png, 00005390.png, 00005391.png 00005392.png, -кыку -чыко, -йикви -еквэ, -ткын, -тку -тко-.

Приставки: лыг (и)- лыг (э)-, мэл- мал-.

Повторение. Имена существительные. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Склонение по пяти основным падежам. Глагол. Значение глагола, его роль в предложении. Лицо и число глагола. Времена глагола: прошедшее 1-е, настоящее 1-е, будущее 1-е, будущее 2-е, прошедшее 2-е, настоящее 2-е. Спряжение. Таблицы спряжения непереходных глаголов.

Имя существительное. Исходная форма имен существительных. Число имен существительных. Образование существительных во множественном числе. Значение девяти падежей. Склонение существительных, кроме существительных, обозначающих названия старших родственников и собственных имен людей. Женские и мужские имена, их образование. Звательная форма имен существительных (обращение).

Качественные имена прилагательные.

Инкорпоративные комплексы: качественные прилагательные + существительные: илгиръын - белая кухлянка, от 00005393.png - белый, иръын - кухлянка.

Спряжение непереходных глаголов в побудительно-повелительном 1-ми 2-м наклонениях. Спряжение непереходных глаголов в сослагательном 1-м и 2-м наклонениях. Таблицы спряжения непереходных глаголов в побудительно-повелительном 1-м и 2-м, в сослагательном 1-м и 2-м наклонениях.

Словообразование непереходных глаголов от существительных суффиксами:

-тку -тко-: рыпэткук - стучать, работать молотком (00005394.png - молоток), валяткок - резать ножом (валят - ножи);

-льэт -льат- (со значением постоянного передвижения); ы'твыльэтык - ехать на байдаре (ы'твъэт - байдара), 00005395.png - ездить на оленьей упряжке (00005396.png - оленья упряжка);

-йп-, -эп- (со значением надевать данный предмет): лелейпык - надевать рукавицы (лилит - рукавицы), эръэпык - надевать кухлянку (иръын - кухлянка);

-тв- (со значением снимать данный предмет): къэлитвык - снимать шапку (къэли - шапка);

00005397.png (со значением проводить данное время): 00005398.png - проводить лето (элен - лето), 00005399.png - провести день (ы'лен - день).

Словообразование непереходных глаголов от существительных сочетанием приставок и суффиксов:

Тэ - 00005400.png (со значением изготовить данный предмет): 00005401.png - изготовить торбаса (плекыт - обувь), 00005402.png - проложить дорогу (ръэт - дорога).

Лексико-семантические группы непереходных глаголов, образованные от существительных суффиксом -у/о-:

со значением употребления в пищу: лиглигук (лигук) - есть яйца (лиглиг - яйцо), кавкавок - есть хлеб (кавкав - хлеб);

со значением добыть зверя: ръэвук - добыть кита (ръэв - кит), кытэпок - добыть горного барана (кытэп - горный баран).

Отрицательная форма глагола. Полная и сокращенная отрицательные формы.

Наречия. Понятие о наречии как части речи. Основные группы наречий. Качественные наречия. Количественные наречия. Наречия образа действия. Наречия места. Наречия времени.

Инкорпоративные комплексы: наречие + глагол. 00005403.png - быстро выйти наружу (от слов: 00005404.png - быстро, 00005405.png - выйти); тэнчичевык - хорошо понять (00005406.png - хорошо, чичевык - понять).

78(1).6.7. Развитие речи.

Составление ответов на вопросы учителя и на вопросы, данные в учебнике по прочитанному тексту, картине.

Деление рассказа на части. Определение основной мысли рассказа в целом и каждой части в отдельности, умение назвать действующих лиц. Озаглавливание частей текста. Коллективное составление плана.

Пересказ содержания, прочитанного с опорными словами, выражениями. Пересказ, близкий к тексту.

Составление рассказа по картине.

Составление рассказов о своих занятиях в семье, в школе и об играх.

Сочинение-описание (об отдельных предметах, животных).