Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

79.8. Содержание обучения в 7 классе

79.8. Содержание обучения в 7 классе.

79.8.1. Сведения о языке. Язык и этнокультура.

Язык как государственный язык. Язык как язык межнационального общения. Литературный эвенкийский язык. Многообразие языков народов России как достояние страны. Народы - соседи и их язык.

Предлагаемая тематика по этнокультуре.

Традиционное природопользование местности, места кочевий семейно-родовых общин, их трудовая деятельность. Родовая структура эвенков. Хозяйственно-годовой цикл жизни эвенков и календарь эвенков (с учетом региональных природно-климатических особенностей).

79.8.2. Систематический курс.

79.8.2.1. Лексика и фразеология.

Синонимы, синонимический ряд. Заимствованные слова. Заимствования и диалектизмы, их роль в расширении синонимического ряда.

Подбор слов по тематическому принципу по изучаемой этнокультуроведческой тематике, их группировка.

Речевая тематика повседневной жизни.

Моя семья и обязанности членов семьи. Занятия членов семьи. Отдых с семьей: знакомство с природными достопримечательностями малой родины и страны, жителями региона и страны.

79.8.2.2. Морфемика. Словообразование.

Словообразование глаголов. Формообразующие и словообразующие суффиксы глаголов. Словообразовательный анализ глаголов.

79.8.2.3. Морфология. Орфография.

Глагол. Понятие о глаголе как части речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Глагольные основы, выступающие в роли неопределенной формы, с суффиксом -ми. Грамматические категории вида, наклонения, времени, лица и числа.

Виды глагола. Несовершенный и совершенный вид: формообразовательный суффикс несовершенного вида -дя (-де, -де). Вид обычного действия, формообразующий суффикс 00005397.png (э, о). Начинательный вид, формообразующий суффикс -л. Вид быстроты действия, формообразующий суффикс -малчи (э, о). Вид многократного действия, формообразующий суффикс -кта (-о, э).

Наклонение: изъявительное, повелительное, сослагательное. Изъявительное наклонение: настоящее, 1 прошедшее, 2 прошедшее, прошедше-многократное, будущее. Настоящее время. Формообразующие суффиксы настоящего времени: -дяра, -дерэ, -деро. Спряжение глагола в настоящем времени. Прошедшее время: 1 прошедшее время, суффикс -ра (э, о); 2 прошедшее время, суффикс -ча (э, о); 3 прошедшее, или прошедше-многократное время, суффикс 00005398.png. Спряжение глагола в прошедшем времени. Будущее время: 1 будущее время, суффиксы -дя (е, е); 2 будущее время, суффикс 00005399.png (е, е), 00005400.png (о, э), 3 будущее время, суффикс -делим. Спряжение глагола в будущем времени.

Повелительное наклонение. 1 повелительное наклонение, суффиксы 1 лица -кта (э, о), -гат (о, э); суффиксы 2 лица -кал (о, э), -каллу (о, э), суффикс 3 лица -гин. Сослагательное наклонение. Формообразовательный суффикс -мча. Наклонение вероятности: эми, албами, бами. Образование отрицательных форм глагола.

Отрицательные вспомогательные глаголы. Образование отрицательных форм глагола. Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

79.8.2.4. Синтаксис. Пунктуация.

Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с прямой речью и диалогически неполные предложения.

79.8.3. Культура речи.

Построение оправданного и грамматически оформленного текста устной и письменной речи с учетом норм эвенкийского литературного языка и речевого этикета в пределах учебной программы.

79.8.4. Речевая деятельность и текст.

Чтение и аудирование (слушание) текстов, как фольклорных, так и учебно-научных, художественных, в рамках заданной тематики по этнокультуре. Построение диалога - обмена информацией в устной речи, написание текстов монологов повествовательно-описательного характера (изложение, сочинение) с целью углубления и расширения навыков работы с подборкой материалов, их систематизации и построения связных текстов с правильным подбором слов, словосочетаний.