Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования

54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования.

54.11.1. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (нанайском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (нанайского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (нанайского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (нанайскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

54.11.2. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

54.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

54.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

54.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

54.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (нанайском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

54.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

54.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

54.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

54.11.3. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

распознавать признаки нанайского литературного языка;

характеризовать основные разделы науки о языке;

различать на слух и правильно произносить краткие и долгие, чистые и носовые гласные звуки, дифтонги, согласные звуки [д], [00003409.png], [т] перед гласными, увулярные согласные [г], [к], [х], [00003410.png];

классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, классифицировать серию гласных в слове;

осуществлять устно и письменно фонетический разбор слова, записывать транскрипцию слова;

актуализировать знание нанайского алфавита, пользоваться нанайско-русским и русско-нанайским словарями;

правильно обозначать при письме фонемы;

правильно переносить слова с одной строки на другую;

правильно делить слова на слоги;

выделять морфемы в словах;

определять значение слова по словообразовательным суффиксам;

выделять и подбирать однокоренные слова;

производить анализ слова по составу;

различать словообразовательные и формообразующие суффиксы;

определять основные способы словообразования;

образовывать слова суффиксальным и способом словосложения;

определять основные значения наиболее употребительных суффиксов;

осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ;

определять лексическое значение слова, употреблять в речи однозначные и многозначные слова, различать слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, омографы;

употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;

толковать значения нанайских слов в сопоставлении со значениями слов русского языка;

различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления, употреблять в речи слова с учетом сферы и ситуации общения;

использовать двуязычные словари для определения или уточнения значений слова;

толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и свободными словосочетаниями, употреблять в речи фразеологические обороты с учетом сферы и ситуации общения, подбирать фразеологические эквиваленты в русском языке, сопоставляя их лексическое наполнение;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка;

воспринимать на слух тексты на родном языке;

задавать вопрос и отвечать на него;

строить монологическую и диалогическую речь;

описывать внешний вид человека, давать его краткую характеристику, рассказывать о своей семье, каждом ее члене, обмениваться мнениями о семье;

правильно употреблять в устной и письменной речи повествовательную и звательную формы слов, называющих членов семьи;

называть предметы традиционного использования;

грамотно переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.4. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

владеть основными понятиями морфологии;

иметь представление о существенных признаках частей речи;

распознавать самостоятельные и служебные части речи;

распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях;

правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных;

различать и правильно употреблять в речи одушевленные и неодушевленные существительные;

различать и правильно употреблять существительные простого, лично-притяжательного и возвратно-притяжательного склонения;

правильно употреблять существительные в разных падежных формах в словосочетаниях, предложениях, связной речи;

правильно использовать в речи существительные с оценочными, количественными и пространственными значениями;

соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;

осознавать особенности имени существительного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;

распознавать глагол как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;

определять времена глаголов по их значению и суффиксам;

соотносить временные формы глагола с инфинитивом, определяя отношение глагольной основы к тому или иному типу;

правильно выбирать ту или иную временную форму глагола при изложении событий, происшедших, происходящих или предполагающихся в будущем;

правильно согласовывать глагол с существительным в предложении;

правильно строить диалог с употреблением глаголов изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени в положительной и отрицательной форме;

осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор глагола;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать технологию приготовления трех-четырех традиционных национальных блюд и составлять на родном языке рецепт их приготовления, называть особенности традиционной нанайской одежды, объяснять назначение отдельных предметов (составляющих компоненты комплекта одежды), описывать устройство традиционных нанайских средств передвижения и их детали, перечислять виды лодок (оморочек, нарт, лыж) и описывать их;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.5. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

находить и различать глаголы по наклонениям по их значениям и морфологическим признакам;

употреблять глаголы в устной и письменной речи с учетом их наклонения, времени и других морфологических признаков;

правильно подбирать и употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

строить предложения с глаголами пригласительного наклонения, вводя обращение;

строить диалог, используя глаголы повелительного, пригласительного и условного наклонений в положительной и отрицательной форме;

осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор глагола;

распознавать имя прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;

различать имена прилагательные по разрядам по значению и грамматическим свойствам;

связывать прилагательные с существительными в словосочетаниях и предложениях, правильно располагая по отношению друг к другу, в зависимости от синтаксической роли прилагательного в предложении;

характеризовать предмет с помощью имен прилагательных;

правильно употреблять в речи прилагательные сравнительной и превосходной степени, выделительной и притяжательной, уменьшительной форм;

правильно подбирать к прилагательным синонимы и антонимы;

отличать значение суффиксов относительных прилагательных;

осознавать особенности имени прилагательного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;

использовать несклоняемые прилагательные в прямом (необособленном) употреблении в определительных словосочетаниях;

распознавать количественные, порядковые, распределительные, собирательные имена числительные, приводить соответствующие примеры;

определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую роль имени числительного;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

правильно употреблять имена числительные в косвенных падежах;

сочетать имена числительные с именами существительными в предложениях;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи;

осознавать особенности имени числительного в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать местность (пейзаж), давать родовое и видовое определение животного (птицы, рыбы, насекомого);

называть не менее трех сказок о животных, излагать их устно и письменно;

рассказывать о традиционном отношении нанайцев к природе;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.6. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

отличать по значению имена отрицания аба и ана в речи и текстах, правильно (согласно их значению) употреблять в устной и письменной речи имена отрицания, осознавать особенности имени отрицания в родном языке;

производить устный и письменный морфологический разбор имени отрицания;

распознавать наречия разных разрядов, определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую функцию;

разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наречия и существительные;

правильно употреблять в речи наречия, согласно лексическим и грамматическим значениям;

подбирать синонимы и антонимы к наречиям, составлять с ними словосочетания и употреблять их в речи;

осознавать особенности наречия в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор наречия;

распознавать образные слова как часть речи по общему значению и интонации, определять его синтаксическую роль;

распознавать и правильно употреблять в речи образные слова разных разрядов;

осознавать особенности образных слов в родном языке;

производить устный и письменный морфологический разбор образных слов;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;

определять морфологические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;

правильно образовывать формы местоимений и употреблять их в устной и письменной речи;

осознавать особенности местоимения в родном языке по сравнению с русским языком;

производить устный и письменный морфологический разбор местоимения;

различать послелог, союз, частицу, распознавать послелоги разных разрядов, отличать послелоги от слов самостоятельных частей речи;

выделять послелог в предложении по значению, производить морфологический разбор;

правильно употреблять послелоги в речи, осознавать особенности послелога в родном языке и предлога в русском языке;

отличать сочинительные и подчинительные союзы по их синтаксической функции;

определять смысловые отношения, устанавливаемые союзами (сочинение, подчинение), правильно употреблять союзы в речи;

отличать частицы-слова и частицы-суффиксы в предложениях и речи по их значению и правописанию;

распознавать частицы разных разрядов по значению;

правильно писать частицы (раздельно, через дефис);

выразительно читать предложения с частицами;

интонационно правильно произносить междометие в речи;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: рассказывать об орудиях охоты (приспособлениях и сооружениях, традиционных и современных), описывать охотника в охотничьем снаряжении, объяснять традиционное значении охотничьего промысла (рыболовства и собирательства) в жизни нанайцев, рассказывать о процессе рыбной ловли традиционным способом;

рассказывать о поездке за грибами (ягодами, орехами), описывать традиционную технологию переработки и заготовки дикоросов впрок;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.

54.11.7. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

распознавать причастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;

отличать причастия по их лексико-грамматическим признакам от прилагательных и глаголов;

правильно образовывать и употреблять в устной и письменной речи активные, пассивные и притяжательные причастия в определенном времени, в положительной и отрицательной формах;

связывать причастия с существительными, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;

характеризовать предмет, животное, явления с помощью причастий;

правильно подбирать синонимы и антонимы, выраженные причастиями, по словарю и без него;

выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного;

осознавать особенности причастия в родном языке по сравнению с русским языком;

устно и письменно морфологически разбирать причастия;

распознавать деепричастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;

отличать деепричастие от глаголов по их лексико-грамматическим признакам;

правильно образовывать деепричастия и, согласно их грамматическим значениям, употреблять в устной и письменной речи;

правильно связывать деепричастие с зависимыми словами и главный глагол, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;

устно и письменно морфологически разбирать деепричастия;

понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения;

выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов;

выделять грамматическую основу предложения;

разбирать предложения по членам предложения;

определять синтаксическую связь между членами предложения;

строить предложение, соблюдая порядок расположения в нем членов предложения;

различать односоставные и двусоставные, полные и неполные предложения;

видеть в предложении однородные члены, правильно определять их ряды и расставлять знаки препинания;

строить предложения с однородными членами;

интонационно выделять в речи обращение, вводное слово и вводное предложение, при письме - расставлять соответствующие знаки препинания;

отличать простое и сложное предложения;

строить сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение в устной и письменной речи, соблюдать необходимую интонацию при их произношении, а при письме правильно расставлять знаки препинания;

правильно интонировать предложение с прямой и косвенной речью;

строить и использовать в устной и письменной речи предложениями с прямой и косвенной речью;

воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;

использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать правила не менее двух нанайских игр, объяснять значение традиционных нанайских игр в воспитании детей;

переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот;

объяснять значение традиционной нанайской и современной педагогики.