54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования
54.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (нанайскому) языку на уровне основного общего образования.
54.11.1. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (нанайском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (нанайского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (нанайского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (нанайскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков, активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (нанайском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
54.11.2. В результате изучения родного (нанайского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
54.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
54.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой, оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
54.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
54.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения, выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (нанайском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
54.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
54.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности, понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения, оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций, понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
54.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
54.11.3. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
распознавать признаки нанайского литературного языка;
характеризовать основные разделы науки о языке;
различать на слух и правильно произносить краткие и долгие, чистые и носовые гласные звуки, дифтонги, согласные звуки [д], [], [т] перед гласными, увулярные согласные [г], [к], [х], [];
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, классифицировать серию гласных в слове;
осуществлять устно и письменно фонетический разбор слова, записывать транскрипцию слова;
актуализировать знание нанайского алфавита, пользоваться нанайско-русским и русско-нанайским словарями;
правильно обозначать при письме фонемы;
правильно переносить слова с одной строки на другую;
правильно делить слова на слоги;
определять значение слова по словообразовательным суффиксам;
выделять и подбирать однокоренные слова;
производить анализ слова по составу;
различать словообразовательные и формообразующие суффиксы;
определять основные способы словообразования;
образовывать слова суффиксальным и способом словосложения;
определять основные значения наиболее употребительных суффиксов;
осуществлять устный и письменный морфемный и словообразовательный анализ;
определять лексическое значение слова, употреблять в речи однозначные и многозначные слова, различать слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы, омонимы, омографы;
употреблять в речи слова с учетом их лексической сочетаемости;
толковать значения нанайских слов в сопоставлении со значениями слов русского языка;
различать общеупотребительную лексику и лексику ограниченного употребления, употреблять в речи слова с учетом сферы и ситуации общения;
использовать двуязычные словари для определения или уточнения значений слова;
толковать значения фразеологизмов, заменять их синонимами и свободными словосочетаниями, употреблять в речи фразеологические обороты с учетом сферы и ситуации общения, подбирать фразеологические эквиваленты в русском языке, сопоставляя их лексическое наполнение;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка;
воспринимать на слух тексты на родном языке;
задавать вопрос и отвечать на него;
строить монологическую и диалогическую речь;
описывать внешний вид человека, давать его краткую характеристику, рассказывать о своей семье, каждом ее члене, обмениваться мнениями о семье;
правильно употреблять в устной и письменной речи повествовательную и звательную формы слов, называющих членов семьи;
называть предметы традиционного использования;
грамотно переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.
54.11.4. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
владеть основными понятиями морфологии;
иметь представление о существенных признаках частей речи;
распознавать самостоятельные и служебные части речи;
распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;
правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях;
правильно образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных;
различать и правильно употреблять в речи одушевленные и неодушевленные существительные;
различать и правильно употреблять существительные простого, лично-притяжательного и возвратно-притяжательного склонения;
правильно употреблять существительные в разных падежных формах в словосочетаниях, предложениях, связной речи;
правильно использовать в речи существительные с оценочными, количественными и пространственными значениями;
соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;
осознавать особенности имени существительного в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор имени существительного;
распознавать глагол как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;
определять времена глаголов по их значению и суффиксам;
соотносить временные формы глагола с инфинитивом, определяя отношение глагольной основы к тому или иному типу;
правильно выбирать ту или иную временную форму глагола при изложении событий, происшедших, происходящих или предполагающихся в будущем;
правильно согласовывать глагол с существительным в предложении;
правильно строить диалог с употреблением глаголов изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего времени в положительной и отрицательной форме;
осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор глагола;
воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать технологию приготовления трех-четырех традиционных национальных блюд и составлять на родном языке рецепт их приготовления, называть особенности традиционной нанайской одежды, объяснять назначение отдельных предметов (составляющих компоненты комплекта одежды), описывать устройство традиционных нанайских средств передвижения и их детали, перечислять виды лодок (оморочек, нарт, лыж) и описывать их;
переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.
54.11.5. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
находить и различать глаголы по наклонениям по их значениям и морфологическим признакам;
употреблять глаголы в устной и письменной речи с учетом их наклонения, времени и других морфологических признаков;
правильно подбирать и употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
строить предложения с глаголами пригласительного наклонения, вводя обращение;
строить диалог, используя глаголы повелительного, пригласительного и условного наклонений в положительной и отрицательной форме;
осознавать особенности глагола в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор глагола;
распознавать имя прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, устанавливать синтаксическую роль;
различать имена прилагательные по разрядам по значению и грамматическим свойствам;
связывать прилагательные с существительными в словосочетаниях и предложениях, правильно располагая по отношению друг к другу, в зависимости от синтаксической роли прилагательного в предложении;
характеризовать предмет с помощью имен прилагательных;
правильно употреблять в речи прилагательные сравнительной и превосходной степени, выделительной и притяжательной, уменьшительной форм;
правильно подбирать к прилагательным синонимы и антонимы;
отличать значение суффиксов относительных прилагательных;
осознавать особенности имени прилагательного в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор имени прилагательного;
использовать несклоняемые прилагательные в прямом (необособленном) употреблении в определительных словосочетаниях;
распознавать количественные, порядковые, распределительные, собирательные имена числительные, приводить соответствующие примеры;
определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую роль имени числительного;
отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
правильно употреблять имена числительные в косвенных падежах;
сочетать имена числительные с именами существительными в предложениях;
правильно оформлять числительные в деловой письменной речи;
осознавать особенности имени числительного в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор имени числительного;
воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать местность (пейзаж), давать родовое и видовое определение животного (птицы, рыбы, насекомого);
называть не менее трех сказок о животных, излагать их устно и письменно;
рассказывать о традиционном отношении нанайцев к природе;
переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.
54.11.6. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
отличать по значению имена отрицания аба и ана в речи и текстах, правильно (согласно их значению) употреблять в устной и письменной речи имена отрицания, осознавать особенности имени отрицания в родном языке;
производить устный и письменный морфологический разбор имени отрицания;
распознавать наречия разных разрядов, определять морфологические признаки, устанавливать синтаксическую функцию;
разграничивать одинаковые по звучанию и написанию наречия и существительные;
правильно употреблять в речи наречия, согласно лексическим и грамматическим значениям;
подбирать синонимы и антонимы к наречиям, составлять с ними словосочетания и употреблять их в речи;
осознавать особенности наречия в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор наречия;
распознавать образные слова как часть речи по общему значению и интонации, определять его синтаксическую роль;
распознавать и правильно употреблять в речи образные слова разных разрядов;
осознавать особенности образных слов в родном языке;
производить устный и письменный морфологический разбор образных слов;
распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;
определять морфологические признаки, синтаксическую роль, сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи;
правильно образовывать формы местоимений и употреблять их в устной и письменной речи;
осознавать особенности местоимения в родном языке по сравнению с русским языком;
производить устный и письменный морфологический разбор местоимения;
различать послелог, союз, частицу, распознавать послелоги разных разрядов, отличать послелоги от слов самостоятельных частей речи;
выделять послелог в предложении по значению, производить морфологический разбор;
правильно употреблять послелоги в речи, осознавать особенности послелога в родном языке и предлога в русском языке;
отличать сочинительные и подчинительные союзы по их синтаксической функции;
определять смысловые отношения, устанавливаемые союзами (сочинение, подчинение), правильно употреблять союзы в речи;
отличать частицы-слова и частицы-суффиксы в предложениях и речи по их значению и правописанию;
распознавать частицы разных разрядов по значению;
правильно писать частицы (раздельно, через дефис);
выразительно читать предложения с частицами;
интонационно правильно произносить междометие в речи;
воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: рассказывать об орудиях охоты (приспособлениях и сооружениях, традиционных и современных), описывать охотника в охотничьем снаряжении, объяснять традиционное значении охотничьего промысла (рыболовства и собирательства) в жизни нанайцев, рассказывать о процессе рыбной ловли традиционным способом;
рассказывать о поездке за грибами (ягодами, орехами), описывать традиционную технологию переработки и заготовки дикоросов впрок;
переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот.
54.11.7. Предметные результаты изучения родного (нанайского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
распознавать причастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;
отличать причастия по их лексико-грамматическим признакам от прилагательных и глаголов;
правильно образовывать и употреблять в устной и письменной речи активные, пассивные и притяжательные причастия в определенном времени, в положительной и отрицательной формах;
связывать причастия с существительными, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;
характеризовать предмет, животное, явления с помощью причастий;
правильно подбирать синонимы и антонимы, выраженные причастиями, по словарю и без него;
выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого существительного;
осознавать особенности причастия в родном языке по сравнению с русским языком;
устно и письменно морфологически разбирать причастия;
распознавать деепричастие как часть речи по вопросу и общему значению, определять морфологические признаки, синтаксическую роль;
отличать деепричастие от глаголов по их лексико-грамматическим признакам;
правильно образовывать деепричастия и, согласно их грамматическим значениям, употреблять в устной и письменной речи;
правильно связывать деепричастие с зависимыми словами и главный глагол, соблюдая порядок слов в нанайском предложении;
устно и письменно морфологически разбирать деепричастия;
понимать и доказывать отличие словосочетания от предложения;
выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов;
выделять грамматическую основу предложения;
разбирать предложения по членам предложения;
определять синтаксическую связь между членами предложения;
строить предложение, соблюдая порядок расположения в нем членов предложения;
различать односоставные и двусоставные, полные и неполные предложения;
видеть в предложении однородные члены, правильно определять их ряды и расставлять знаки препинания;
строить предложения с однородными членами;
интонационно выделять в речи обращение, вводное слово и вводное предложение, при письме - расставлять соответствующие знаки препинания;
отличать простое и сложное предложения;
строить сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное предложение в устной и письменной речи, соблюдать необходимую интонацию при их произношении, а при письме правильно расставлять знаки препинания;
правильно интонировать предложение с прямой и косвенной речью;
строить и использовать в устной и письменной речи предложениями с прямой и косвенной речью;
воспринимать на слух тексты на родном языке, задавать вопрос и отвечать на него, строить монологическую и диалогическую речь;
использовать в устной и письменной речи тематические группы лексики нанайского языка: описывать правила не менее двух нанайских игр, объяснять значение традиционных нанайских игр в воспитании детей;
переводить тексты по теме с русского на нанайский язык и наоборот;
объяснять значение традиционной нанайской и современной педагогики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей