Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

112.7. Содержание обучения в 6 классе

112.7. Содержание обучения в 6 классе.

112.7.1. Фольклор.

Мифы. Мифология как форма познания и эстетического освоения действительности. Классификация нанайских мифов. Персонажи мифов. Художественное своеобразие мифов. Нанайские мифы "Илан сиун" ("Три солнца"), "Уде соксинахани" ("Лыжня Уде").

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Обрядовый фольклор. Песня и обряд. Произведения календарного обрядового фольклора периода младенчества, детства.

Пословицы и поговорки. Многообразие тем. Пословицы нанайцев. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (первоначальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Теория литературы. Понятие о нанайском устном народном творчестве.

112.7.2. Нанайская литература.

112.7.2.1. Тээсуу (Родина).

А.Д. Самар. Краткий рассказ о поэте. "Буэ странапу" ("Наша страна").

Н.Н. Бельды. Краткий рассказ о поэте. "Эниэ тээсуу" ("Родина мать"). Тема Родины в поэзии автора.

А.А. Пассар. Краткий рассказ о поэте. "Ми боаи, нааи" ("Родному Амуру").

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Композиция произведения. Повествование от первого лица как художественный прием.

А.А. Пассар. "Эниэ" ("Мама"). Чувство любви и благодарности к матери. Поэтические образы матери и Родины в стихотворении.

Теория литературы. Пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Н.Н. Бельды. Краткий рассказ о писателе. "Нучидуи биухэмбэ дембогори" ("Воспоминания о детстве"). Значение дома, очага, семьи в произведении. Гордость автора за народ, его трудолюбие, дух коллективизма. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Характеристика персонажей (развитие представлений).

112.7.2.2. Диагосиори (Дружба).

Н.Н. Бельды. "Бумбивэ эди диагосиасо" ("Не упустите возможности с нами подружиться"). Реальная основа содержания произведения. Тема служения людям. Тема дружбы между представителями разных национальностей.

Теория литературы. Герой-рассказчик (начальные представления).

А.А. Пассар. Краткий рассказ о поэте. "Ми боаи, наи" ("Родному Амуру"). Красота родной природы в изображении писателя. Патриотическая тема в произведении.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

112.7.2.3. Балдихапу боапу (Родная природа).

П.К. Киле. Краткий рассказ о поэте. "Ненгне эринду" ("Пробуждение"). Тема любви к окружающей природе. Особенности выражения авторской позиции в произведениях автора.

Теория литературы. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

А.Д. Самар. Краткий рассказ о поэте. "Тэвэксэ" ("Туча"). Яркая, полная движения картина природы. Выражение душевных переживаний автора в стихотворении.

А.П. Ходжер. Краткий рассказ о поэтессе. "Миавамби улэсими ядааси" ("Сердце любить не устанет"). Картины природы, выражающие чувства, мироощущения лирического героя.

Теория литературы. Развитие понятия о лирическом произведении. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

112.7.3. Современная нанайская литература

Введение. Устное народное творчество - современная нанайская литература.

Фольклорная сказка как жанр. Классификация фольклорных сказок. Значение художественной условности и фантастики в создании художественного мира сказки.

Воплощение в сказке героических свойств нанайского народа. Мэргэн - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, доброта, щедрость, физическая сила). Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера мэргэна.