Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

118.5. Пояснительная записка

118.5. Пояснительная записка.

118.5.1. Программа по родной (татарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

118.5.2. Изучение родной (татарской) литературы способствует познанию жизни и моделированию действительности, создает при помощи изобразительно-выразительных средств художественную картину мира и вызывает определенное отношение к ней, обладает высокой степенью эмоционального воздействия. С литературным образованием связано воспитание читателя, осознающего значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего личностного развития, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

118.5.3. Изучение родной (татарской) литературы на уровне основного общего образования обеспечивает постижение обучающимися произведений татарской литературы, развитие навыков интерпретации и анализа с использованием принципов единства художественной формы и содержания, создание условий для развития национального самосознания, осознания этнической принадлежности, приобретения системных знаний об истории, языке, культуре, мировоззрении, менталитете, философии народа.

118.5.4. Программа по родной (татарской) литературе обеспечивает межпредметные связи с другими учебными предметами гуманитарного цикла, особенно с учебными предметами "Родной (татарский) язык" и "Литература".

118.5.5. В содержании программы по родной (татарской) литературе выделяются следующие содержательные линии:

устное народное творчество (сказки (волшебные, бытовые, сказки о животных), мифы, предания, легенды, малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы и поговорки), татарские народные песни, дастаны, баиты; татарский фольклор представлен в 5 - 8 классах);

татарская литература по периодам (рассмотрение литературного произведения как самостоятельного произведения искусства в сложном литературном процессе; изучение татарской литературы в соответствии с этапами ее развития; наблюдение за воспроизведением исторических событий в родной литературе, расширение представлений о роли татарской литературы в историческом процессе);

теория литературы (освоение теоретико-литературных понятий в процессе изучения конкретных литературных произведений: рассмотрение проблемы рода и жанров литературы в процессе наблюдения за неразрывной связью между временем и формами искусства; в 5 классе на примере отдельных произведений изучаются особенности прозы, лирики и драмы; в 6 классе рассматриваются приемы создания образности в произведениях лирики, в жанре рассказа и повести, лиро-эпических, драматических произведениях, а также в произведениях фантастического, автобиографического характера; в 7 классе обучающиеся познают жанровые характеристики рассказа, повести, романа, драмы, лирических и лиро-эпических произведений); в 8 классе объектом изучения становятся литературные приемы (пейзаж, портрет, символ, художественная деталь и другие); в 9 классе изучается история татарской литературы.

118.5.6. Изучение родной (татарской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание ценностного отношения к родной (татарской) литературе как существенной части родной культуры;

приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям народа;

формирование грамотного читателя, способного использовать свою читательскую деятельность как средство для самообразования.

118.5.7. Достижение поставленных целей реализации программы по родной (татарской) литературе предусматривает решение следующих задач:

развитие умений анализировать и интерпретировать художественный текст;

приобщение обучающихся к родной (татарской) литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа, ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

знакомство с татарским литературным процессом и осознание его связи с историческим процессом;

развитие коммуникативных умений обучающихся (устной и письменной диалогической и монологической речи на татарском языке);

формирование читательского кругозора;

формирование нравственных и эстетических чувств обучающихся;

развитие способностей к творческой деятельности на родном (татарском) языке;

овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями.

118.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (татарской) литературы, - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).