Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования

59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования.

59.11.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на осетинском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на осетинском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

59.11.2. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

59.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

59.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

59.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

59.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

59.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

59.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

59.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

59.11.3. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;

понимать в целом речь учителя и одноклассников;

использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;

вербально или невербально реагировать на услышанное;

поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;

высказывать свое мнение о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с использованием текста;

читать про себя и находить в тексте нужную информацию;

определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;

делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;

писать правильно в рамках изученных орфографических правил;

объединять слова в тематические группы;

понимать морфему как значимую единицу языка;

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования;

выполнять морфемный разбор слова;

пользоваться основными способами словообразования в балкарском языке;

пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);

пользоваться в речи правилами осетинского речевого этикета;

распознавать гласные и согласные звуки;

правильно произносить специфические звуки [къ], [гъ], [нг], [ж], [у] балкарского языка;

распознавать звонкие, глухие согласные, мягкие, твердые согласные;

распознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;

образовывать новые слова при помощи словообразовательных аффиксов -лы, -ли, -лу, -лю; сыз, -сиз, -суз, -сюз;

различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;

распознавать однокоренные слова;

образовывать новые слова из заданного слова;

распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки имен существительных;

определять синтаксическую роль имен существительных;

образовывать имена существительные разными способами;

склонять имена существительные и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;

распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности имен существительных;

производить морфологический разбор имени существительного;

распознавать лексико-семантические группы прилагательных;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль прилагательных;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

понимать особенности имени числительного в осетинском языке по сравнению с русским;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

осознавать особенности местоимения в осетинском языке по сравнению с русским языком;

изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи;

распознавать наречия как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать разряды наречий (общее представление);

распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен;

распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их в речи;

употреблять союзы в простых и сложных предложениях;

понимать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;

распознавать послелоги и союзы, использовать их в речи;

понимать особенности послелогов в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке.

59.11.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

понимать коммуникативную цель говорящего;

понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;

сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;

переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, плана;

зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текстов;

писать на осетинском языке с учетом изученных правил;

создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;

писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;

понимать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;

правильно произносить все звуки осетинского языка;

анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;

определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;

учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;

иметь представление о правилах постановки ударения в осетинских словах;

определять лексическое значение слова;

выполнять фонетический анализ слова;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;

использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;

распознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;

распознавать в собственной речи фразеологизмы;

использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;

различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение);

характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

группировать части речи по заданным морфологическим признакам;

распознавать части речи по способу образования;

распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;

изменять имена существительные по падежам и числам;

определять падежные формы существительных и употреблять в речи;

распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;

понимать особенности имени прилагательного в осетинском языке по сравнению с русским языком;

образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;

проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;

применять знания и умения по морфологии в практике письма;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные);

согласовывать в речи и при письме числительные с существительными;

проводить морфологический разбор числительного;

образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;

образовывать наречия разными способами;

распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели употреблять их в речи;

проводить морфологический разбор наречий;

распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения;

правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности и с аффиксами принадлежности;

изменять местоимения по падежам и числам;

употреблять в речи падежные формы местоимений;

проводить морфологический разбор местоимений.

59.11.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать содержание текстов в рамках программы 7 класса;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях;

давать советы, принимать или не принимать советы собеседника;

приглашать к действию, взаимодействию, соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объяснять причину своего решения;

высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с с использованием вербальной ситуации или зрительной наглядности;

читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

пользоваться в устной речи народными пословицами и поговорками, передающими важную роль и значение осетинского языка;

определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;

распознавать семантические группы, морфологические формы частей речи, приводить соответствующие примеры;

группировать части речи по заданным морфологическим признакам;

распознавать части речи по способу образования;

распознавать лексико-семантические группы глаголов;

распознавать и употреблять полнозначные и вспомогательные глаголы, переходные и непереходные глаголы;

изменять глаголы по числам и лицам;

образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;

распознавать залоги и употреблять их в речи;

изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (различать по вопросам);

образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен;

образовывать и употреблять в речи глаголы повелительного, сослагательного и уступительного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;

различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив, имя действия;

осознавать особенности неспрягаемых форм глагола в осетинском языке по сравнению с русским;

образовывать и употреблять в речи двучленные глагольные сочетания;

проводить морфологический разбор глагола;

распознавать собственно послелоги и соотносительные послелоги использовать их в речи;

осознавать особенности послелогов и служебных имен в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке;

распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

осознавать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;

употреблять союзы и послелоги в простых и сложных предложениях;

правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;

распознавать вопросительные, указательные, утвердительные, отрицательные, усилительные, определительные (уточнительные), ограничительные частицы и использовать их в устной и письменной речи;

образовывать и правильно писать частицы.

59.11.6. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

понимать основное содержание аутентичных текстов в рамках программы 8 класса;

прогнозировать содержание устного текста по началу;

выражать согласие или несогласие с мнением собеседника;

выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение);

выражать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность), тактично выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления осетинского народа в описаниях праздников, обычаев, традиций;

распознавать изученные части речи, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль;

склонять именные части речи;

различать падежи одинаковой формы (родительный и творительный);

определять лично-притяжательные аффиксы;

изменять глаголы по лицам, числам и временам;

различать неспрягаемые формы глагола;

различать и составлять предложения с вспомогательными частями речи;

распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании;

выполнять синтаксический анализ словосочетаний;

различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

составлять вопросительные, побудительные предложения;

различать простые предложения по составу;

распознавать главные и второстепенные члены предложения;

употреблять в речи прямое и косвенное дополнение;

различать разряды обстоятельств и использовать в речи;

употреблять в речи простое и составное определение, приложение;

иметь представление о порядке слов в предложении;

составлять односоставные и двусоставные предложения;

составлять определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные предложения и употреблять их в речи;

составлять безличные, назывные, неполные, нечленимые предложения и употреблять их в речи;

распознавать виды односоставных предложений;

составлять предложения с однородными и обособленными членами;

использовать в речи обобщающие слова при однородных членах предложения;

различать вводные слова и члены предложения;

использовать в речи вводные слова;

выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;

выполнять синтаксический анализ простого предложения.

59.11.7. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

владеть всеми видами речевой деятельности на осетинском языке;

объяснять классификацию тюркских языков;

соблюдать при устном общении и при письме основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы осетинского литературного языка;

проводить фонетический, морфемный, морфологический анализы слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос, комбинированный);

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

соблюдать нормы осетинского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;

употреблять при устном общении и при письме простые и односоставные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

иметь представление об основных типах простых предложений по цели высказывания, употреблять их в устной и письменной речи;

различать предложения простые и сложные;

находить грамматические основы сложного предложения;

определять средства связи и вид сложных предложений;

употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;

понимать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в балкарском языке, проводить синтаксический анализ;

употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

производить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения;

определять виды сложного предложения;

определять сложноподчиненное предложение в тексте;

выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;

устанавливать средства связи между главным и придаточным предложениями, смысловые отношения;

определять тип и место придаточного предложения;

определять вид сложноподчиненного предложения и средства связи его частей;

употреблять в устной и письменной речи подлежащные, сказуемостные, дополнительные, определительные придаточные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;

употреблять в речи обстоятельственные придаточные предложения;

определять смысловые отношения между частями обстоятельственных придаточных предложений;

производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений;

выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;

вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

различать стили, создавать тексты в разных стилях (разговорный, книжный, официально-деловой, научный, художественный);

составлять тезисы и передавать в устной и письменной форме основную мысль произведения.