59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования
59.11. Планируемые результаты освоения программы по государственному (осетинскому) языку на уровне основного общего образования.
59.11.1. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на осетинском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на осетинском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли государственного (осетинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию осетинского языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к осетинскому языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на осетинском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
59.11.2. В результате изучения государственного (осетинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
59.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
59.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
59.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
59.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на осетинском языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
59.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
59.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
59.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
59.11.3. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
понимать в целом речь учителя и одноклассников;
использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них;
высказывать свое мнение о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с использованием текста;
читать про себя и находить в тексте нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
делать выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
писать правильно в рамках изученных орфографических правил;
объединять слова в тематические группы;
понимать морфему как значимую единицу языка;
распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;
понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования;
выполнять морфемный разбор слова;
пользоваться основными способами словообразования в балкарском языке;
пользоваться различными видами словарей (толковый, орфоэпический, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);
пользоваться в речи правилами осетинского речевого этикета;
распознавать гласные и согласные звуки;
правильно произносить специфические звуки [къ], [гъ], [нг], [ж], [у] балкарского языка;
распознавать звонкие, глухие согласные, мягкие, твердые согласные;
распознавать словообразующие и словоизменительные аффиксы;
образовывать новые слова при помощи словообразовательных аффиксов -лы, -ли, -лу, -лю; сыз, -сиз, -суз, -сюз;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов;
распознавать однокоренные слова;
образовывать новые слова из заданного слова;
распознавать имя существительное как часть речи по вопросу и общему значению;
определять грамматические признаки имен существительных;
определять синтаксическую роль имен существительных;
образовывать имена существительные разными способами;
склонять имена существительные и правильно употреблять в речи падежные формы имен существительных;
распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности имен существительных;
производить морфологический разбор имени существительного;
распознавать лексико-семантические группы прилагательных;
определять грамматические признаки и синтаксическую роль прилагательных;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
понимать особенности имени числительного в осетинском языке по сравнению с русским;
распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;
осознавать особенности местоимения в осетинском языке по сравнению с русским языком;
изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи;
распознавать наречия как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать разряды наречий (общее представление);
распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению, определять его грамматические признаки, синтаксическую роль;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен;
распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их в речи;
употреблять союзы в простых и сложных предложениях;
понимать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;
распознавать послелоги и союзы, использовать их в речи;
понимать особенности послелогов в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке.
59.11.4. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;
переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, плана;
зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание текстов;
писать на осетинском языке с учетом изученных правил;
создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;
понимать сходство и различие в речевом этикете осетинского и русского народов;
правильно произносить все звуки осетинского языка;
анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова;
определять гармонию гласных звуков в осетинских словах;
учитывать закон сингармонизма при словоизменении и словообразовании;
иметь представление о правилах постановки ударения в осетинских словах;
определять лексическое значение слова;
выполнять фонетический анализ слова;
различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова;
использовать в речи многозначные, парные, повторяющиеся слова;
распознавать синонимы, антонимы и омонимы, пользоваться ими в собственной речи;
распознавать фразеологизмы и понимать роль фразеологизма в оформлении мыслей и чувств;
распознавать в собственной речи фразеологизмы;
использовать необходимую информацию из фразеологического словаря;
различать изученные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, местоимение);
характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи;
определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
распознавать части речи по способу образования;
распознавать и употреблять в речи нарицательные и собственные имена существительные;
изменять имена существительные по падежам и числам;
определять падежные формы существительных и употреблять в речи;
распознавать и употреблять в речи формы принадлежности имен существительных;
понимать особенности имени прилагательного в осетинском языке по сравнению с русским языком;
образовывать степени сравнения имен прилагательных, использовать их в речи;
проводить морфологический анализ существительного и прилагательного;
применять знания и умения по морфологии в практике письма;
распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;
распознавать и называть разряды числительных (количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные);
согласовывать в речи и при письме числительные с существительными;
проводить морфологический разбор числительного;
образовывать степени сравнения наречий, использовать их в речи;
образовывать наречия разными способами;
распознавать наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели употреблять их в речи;
проводить морфологический разбор наречий;
распознавать личные, лично-возвратные, указательные, вопросительные, неопределенные местоимения;
правильно употреблять местоимения в речи без аффиксов принадлежности и с аффиксами принадлежности;
изменять местоимения по падежам и числам;
употреблять в речи падежные формы местоимений;
проводить морфологический разбор местоимений.
59.11.5. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
понимать содержание текстов в рамках программы 7 класса;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях;
давать советы, принимать или не принимать советы собеседника;
приглашать к действию, взаимодействию, соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объяснять причину своего решения;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с с использованием вербальной ситуации или зрительной наглядности;
читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
пользоваться в устной речи народными пословицами и поговорками, передающими важную роль и значение осетинского языка;
определять принадлежность слова к определенной части речи по его лексико-грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам;
распознавать семантические группы, морфологические формы частей речи, приводить соответствующие примеры;
группировать части речи по заданным морфологическим признакам;
распознавать части речи по способу образования;
распознавать лексико-семантические группы глаголов;
распознавать и употреблять полнозначные и вспомогательные глаголы, переходные и непереходные глаголы;
изменять глаголы по числам и лицам;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов изъявительного наклонения в утвердительной и отрицательной формах, в формах возможности и невозможности действия;
распознавать залоги и употреблять их в речи;
изменять глаголы изъявительного наклонения по временам: настоящее время, прошедшее время, будущее время (различать по вопросам);
образовывать утвердительную и отрицательную форму глаголов настоящего, прошедшего, будущего времен;
образовывать и употреблять в речи глаголы повелительного, сослагательного и уступительного наклонений в утвердительной и отрицательной формах;
различать и использовать в речи неспрягаемые формы глаголов: причастие, деепричастие, инфинитив, имя действия;
осознавать особенности неспрягаемых форм глагола в осетинском языке по сравнению с русским;
образовывать и употреблять в речи двучленные глагольные сочетания;
проводить морфологический разбор глагола;
распознавать собственно послелоги и соотносительные послелоги использовать их в речи;
осознавать особенности послелогов и служебных имен в осетинском языке по сравнению с предлогами в русском языке;
распознавать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;
осознавать особенности союзов в осетинском языке по сравнению с русским языком;
употреблять союзы и послелоги в простых и сложных предложениях;
правильно ставить знаки препинания в предложениях с союзами;
распознавать вопросительные, указательные, утвердительные, отрицательные, усилительные, определительные (уточнительные), ограничительные частицы и использовать их в устной и письменной речи;
образовывать и правильно писать частицы.
59.11.6. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
понимать основное содержание аутентичных текстов в рамках программы 8 класса;
прогнозировать содержание устного текста по началу;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника;
выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение);
выражать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность), тактично выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;
находить слова, отражающие в языке национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления осетинского народа в описаниях праздников, обычаев, традиций;
распознавать изученные части речи, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль;
различать падежи одинаковой формы (родительный и творительный);
определять лично-притяжательные аффиксы;
изменять глаголы по лицам, числам и временам;
различать неспрягаемые формы глагола;
различать и составлять предложения с вспомогательными частями речи;
распознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать словосочетания и предложения с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
определять основные виды словосочетаний, типы связи главного и зависимого слова в словосочетании;
выполнять синтаксический анализ словосочетаний;
различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;
составлять вопросительные, побудительные предложения;
различать простые предложения по составу;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
употреблять в речи прямое и косвенное дополнение;
различать разряды обстоятельств и использовать в речи;
употреблять в речи простое и составное определение, приложение;
иметь представление о порядке слов в предложении;
составлять односоставные и двусоставные предложения;
составлять определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные предложения и употреблять их в речи;
составлять безличные, назывные, неполные, нечленимые предложения и употреблять их в речи;
распознавать виды односоставных предложений;
составлять предложения с однородными и обособленными членами;
использовать в речи обобщающие слова при однородных членах предложения;
различать вводные слова и члены предложения;
использовать в речи вводные слова;
выделять в предложении прямую речь и слова автора, объяснять постановку знаков препинания;
выполнять синтаксический анализ простого предложения.
59.11.7. Предметные результаты изучения государственного (осетинского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
владеть всеми видами речевой деятельности на осетинском языке;
объяснять классификацию тюркских языков;
соблюдать при устном общении и при письме основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы осетинского литературного языка;
проводить фонетический, морфемный, морфологический анализы слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, этикетного характера, расспрос, комбинированный);
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
соблюдать нормы осетинского речевого этикета, в том числе при интерактивном общении;
употреблять при устном общении и при письме простые и односоставные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
иметь представление об основных типах простых предложений по цели высказывания, употреблять их в устной и письменной речи;
различать предложения простые и сложные;
находить грамматические основы сложного предложения;
определять средства связи и вид сложных предложений;
употреблять в устной и письменной речи сложносочиненные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
понимать особенности употребления сложносочиненных предложений в речи;
понимать строение бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений в балкарском языке, проводить синтаксический анализ;
употреблять в устной и письменной речи сложные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
производить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения;
определять виды сложного предложения;
определять сложноподчиненное предложение в тексте;
выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;
устанавливать средства связи между главным и придаточным предложениями, смысловые отношения;
определять тип и место придаточного предложения;
определять вид сложноподчиненного предложения и средства связи его частей;
употреблять в устной и письменной речи подлежащные, сказуемостные, дополнительные, определительные придаточные предложения, правильно интонировать и расставлять знаки препинания;
употреблять в речи обстоятельственные придаточные предложения;
определять смысловые отношения между частями обстоятельственных придаточных предложений;
производить синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненных предложений;
выявлять единицы с национально-культурным компонентом в фольклоре, художественной литературе, объяснять их значение с помощью словарей;
вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;
различать стили, создавать тексты в разных стилях (разговорный, книжный, официально-деловой, научный, художественный);
составлять тезисы и передавать в устной и письменной форме основную мысль произведения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей