Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

99.5. Пояснительная записка

99.5. Пояснительная записка.

99.5.1. Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе концентрически расширяет содержание, уже усвоенное на уровне начального общего образования, систематизирует представления по кабардино-черкесской литературе и углубляет знания обучающихся об историческом и жанрово-родовом развитии кабардино-черкесской литературы. В процессе текстуального изучения литературных произведений на уровне основного общего образования продолжается развитие устной и письменной речи, познавательной активности, логического мышления, умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Специфика учебного предмета "Родная (кабардино-черкесская) литература" определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Воздействуя на обучающихся на эмоциональном и интеллектуальном уровнях, она приобщает их к нравственно-эстетическим ценностям народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное самосознание.

Программа по родной (кабардино-черкесской) литературе определяет список разножанровых произведений разных эпох, авторов, тем.

Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений, используются межпредметные связи с курсом русской литературы.

99.5.2. В содержании программы по родной (кабардино-черкесской) литературе выделяются следующие содержательные линии:

Содержательная линия "Литература как сфера творческой деятельности и как учебный предмет" направлена на формирование навыков определения художественных и научных текстов, литературных жанров, усвоение литературоведческих понятий для анализа художественного произведения.

Содержательная линия "Устное народное творчество" направлена на изучение основных жанров адыгского фольклора, определение его нравственного идеала.

Содержательная линия "Исторические истоки современной кабардино-черкесской литературы" посвящена изучению творчества кабардинских и черкесских писателей и определению его значения для современной литературы.

Содержательная линия "Становление кабардино-черкесской литературы в первые десятилетия XX века" предполагает изучение кабардино-черкесской литературы начала XX века.

Содержательная линия "Кабардино-черкесская литература о героях труда" направлена на изучение произведений литературы, посвященных трудящимся разных сфер деятельности.

Содержательная линия "Патриотические чувства и любовь к Родине в мирное и военное время" предполагает изучение литературы адыгского народа, посвященной героям Великой Отечественной войны, патриотизму и любви к Родине в мирное время, нравственному совершенству и внутренней красоте человека, красоте и щедрости природы родного края.

Содержательная линия "Кабардино-черкесская литература о внутреннем мире человека" направлена на изучение современной кабардино-черкесской литературы, отражающей внутренние переживания человека в условиях информационного общества.

99.5.3. Изучение родной (кабардино-черкесской) литературы направлено на достижение следующих целей:

приобщение обучающихся к литературному наследию кабардинского народа, развитие устной и письменной речи на родном языке, обучение основным теоретико-литературным понятиям, воспитание ценностного отношения к родной кабардино-черкесской литературе как к хранителю культурного наследия кабардинского народа;

формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа и особому способу познания жизни;

осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения лучших произведений литературы своего народа;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на эмоциональном и интеллектуальном уровнях;

воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

воспитание культуры понимания "чужой" позиции, а также уважительного отношения к языкам, к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов;

осознание значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития, формирование стремления сознательно планировать и реализовывать свое чтение.

99.5.4. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (кабардино-черкесской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).