Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

81.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянского) языку на уровне основного общего образования

81.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (эрзянского) языку на уровне основного общего образования.

81.11.1. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (эрзянском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (эрзянском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (эрзянского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (эрзянского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (эрзянскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других людей, не осуждая;

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (эрзянском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, населенного пункта, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

81.11.2. В результате изучения родного (эрзянского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

81.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.

81.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

81.11.2.3. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

81.11.2.4. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (эрзянском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других людей, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

81.11.2.5. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

81.11.2.6. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать свое и чужое право на ошибку;

принимать себя и других людей, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать все вокруг.

81.11.2.7. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.

81.11.3. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать, что эрзянский национальный язык является богатством народа;

различать литературный и диалектный языки и их особенности;

различать понятия: устная и письменная речь;

понимать структуру текста: оглавление, тема, основная мысль, абзац и другое;

определять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;

различать и определять основные единицы языка (характеристика гласных и согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова; части слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки;

основным правилам эрзянской орфографии;

основным нормам эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормам речевого этикета;

писать план, конспект и аннотацию текста;

определять средства связи предложений в тексте и частей текста;

распознавать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые гласные и согласные звуки, сонорные и глухие гласные звуки;

пользоваться орфографическими словарями;

различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов;

распознавать синонимы, антонимы и омонимы;

наблюдать за использованием слов в переносном значении, синонимов, антонимов, устаревших слов, неологизмов, диалектизмов в художественной и разговорной речи;

уместно использовать фразеологические обороты в речи;

пользоваться лингвистическими словарями разных типов (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологических словарем);

распознавать морфемы и делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа;

осуществлять морфемный и словообразовательный анализы слова;

определять основные единицы языка (звук; отличия звука и буквы; характеристика гласных и согласных звуков; лексическое значение, происхождение, использование слова; части слова; средства образования слов; словосочетание; предложение) и их признаки; узнавать их признаки; проводить разбор: фонетический, лексический, по составу слова; использовать их в речи;

правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему, основную, дополнительную мысль текста);

выделять микротемы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);

создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);

владеть различными видами монолога и диалога;

создавать письменные монологические и диалогические высказывания; правильно передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;

использовать при письме основные орфографические правила;

использовать нормы эрзянского речевого этикета (приветствие, прощание, поздравление).

81.11.4. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

различать виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

определять тему текста, основную мысль, структуру, особенности функционально-смысловых типов;

определять разряды местоимений по значению: личные, усилительно-личные, возвратно-личные, притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные;

соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии;

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

находить в тексте фразеологизмы и объяснять их значение;

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;

распознавать существительное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль имени существительного;

правильно употреблять в письменной речи прописную букву и кавычки в собственных наименованиях;

правильно употреблять падежные формы существительных для выражения субъектных, объектных, определительных, обстоятельственных отношений;

определять особенности имени существительного в эрзянском языке по сравнению с русским;

различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа; имеющие форму только множественного числа;

определять склонение имен существительных: основное, указательное, притяжательное;

определять способы образования имен существительных;

осуществлять морфологический разбор имени существительного;

распознавать прилагательное как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль имени прилагательного;

правильно образовывать степени сравнения имен прилагательных;

различать качественные и относительные прилагательные;

определять способы образования прилагательных, образовывать прилагательные;

осуществлять морфологический разбор имени прилагательного;

сопоставлять имена прилагательные в эрзянском и в русском языках;

распознавать числительное как часть речи по вопросу и общему значению;

распознавать количественные, порядковые, разделительные, собирательные, дробные числительные;

различать простые, сложные и составные числительные;

осуществлять морфологический разбор имени числительного;

распознавать местоимение как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений;

определять особенности местоимений в эрзянском и русском языках;

правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов и употреблять их в речи;

осуществлять морфологический разбор местоимений;

адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; адекватно выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации.

81.11.5. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

понимать особенности функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) текста; взаимосвязь между текстом и рассказчиком;

понимать основные признаки и жанровые особенности публицистического, учебно-научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы, разговорной речи;

определять части речи (глагол, наречие, послелог, союз, частица, междометие), называть их признаки;

соблюдать при письме основные правила эрзянской орфографии (в рамках изученного);

определять начальную форму глагола, основу глагола, виды глагола (обозначающие многократное действие, однократное действие);

определять объектное спряжение глагола;

различать переходные и непереходные глаголы;

определять наклонения глагола: изъявительное, повелительное, сослагательное, условное, условно-сослагательное, желательное;

различать и образовывать причастия настоящего и прошедшего времени;

различать наречия образа действия, времени, места, меры и степени, причины и цели;

различать способы образования наречий в эрзянском языке;

соблюдать правила орфографии при написании наречий;

определять особенности наречия в эрзянском языке по сравнению с русским;

определять послелог, частицу (модальные частицы) и союз как служебные части речи;

определять междометие как особый разряд слов;

определять характерные черты финно-угорских языков;

распознавать глаголы как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки, синтаксическую роль глаголов;

образовывать отрицательную форму глагола;

правильно спрягать глаголы по лицам и числам в настоящем, будущем, и прошедшем времени;

осуществлять морфологический разбор глагола;

распознавать причастие как часть речи;

определять значение и основные грамматические признаки причастий;

определять синтаксическую роль причастия в предложении;

образовывать отрицательные формы причастий;

сопоставлять причастия в эрзянском и русском языках;

осуществлять морфологический разбор причастий;

распознавать деепричастие как часть речи;

определять синтаксическую роль деепричастия в предложении;

правильно образовывать утвердительную и отрицательную форму деепричастий;

сопоставлять деепричастия в эрзянском и русском языках;

осуществлять морфологический разбор деепричастия;

распознавать наречие как часть речи по вопросу и общему значению;

определять грамматические признаки и синтаксическую роль наречий;

распознавать наречия образа действия, времени, места, меры, причины;

правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени;

распознавать послелоги и использовать их в речи;

определять морфологические признаки послелогов;

распознавать группы послелогов по значению и употреблению: послелоги, указывающие место, время, причину, цель, меру и степень, притяжательность, сравнение, дополнение, комитативные послелоги;

образовывать послелоги;

осуществлять морфологический разбор послелогов;

определять значение и роль союзов в предложении;

распознавать простые и составные союзы, сочинительные и подчинительные союзы;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с союзами;

сопоставлять союзы в эрзянском и русском языках;

определять разряды частиц по значению и употреблению: усилительные, выделительные, указательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные;

сопоставлять частицы в эрзянском и русском языках;

распознавать междометия и использовать их в речи;

правильно употреблять знаки препинания при междометиях в предложении;

сопоставлять междометия в эрзянском и русском языках;

воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила эрзянской орфографии;

уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

81.11.6. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

различать основные признаки и особенности разговорного, публицистического, научного, художественного стилей;

соблюдать при письме правила эрзянской орфографии (в рамках изученных правил);

различать тексты разных стилей и типов (повествование, описание, рассуждение), виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

различать главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения, предложения с обращениями, бессоюзное сложное предложение;

распознавать единицы языка (именное и глагольное, свободное и устойчивое словосочетания, связи слов в предложении (управление, примыкание), односоставное и двусоставное простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами, оборотами), проводить синтаксический разбор, использовать их в речи;

соблюдать правила пунктуации в предложениях с оборотами, однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

осуществлять перевод с русского на эрзянский язык текстов, состоящих из предложений с простой структурой;

объяснять значения национально маркированной лексики, используя словарь;

распознавать предложения распространенные и нераспространенные, двусоставные и односоставные, полные и неполные, употреблять их в устной и письменной речи;

различать однородные и неоднородные члены предложения;

распознавать предложения с обращениями;

соблюдать интонацию и правила пунктуации в предложениях с вводными конструкциями;

производить пунктуационный разбор осложненных простых предложений;

распознавать бессоюзное сложное предложение;

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между предложениями/отрывками, группировка фактов);

извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числе из средств массовой информации; свободно использовать словари, разную литературу;

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его части и/или писать изложение;

писать сочинение об одном герое на основе кинофильма (пьесы) или литературного произведения;

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое).

81.11.7. Предметные результаты изучения родного (эрзянского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:

понимать роль, историю эрзянского национального языка, как одного из государственных языков Республики Мордовия и как средство общения эрзянского народа;

различать и называть основные жанровые особенности разговорного, публицистического, делового, научного, художественного стилей;

называть и находить в тексте основные языковые единицы (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения, текст), их признаки;

соблюдать основные нормы эрзянского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

различать прямую и косвенную речь в предложениях;

распознавать и различать единицы языка (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения); проводить синтаксический разбор;

соблюдать правила пунктуации в сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных предложениях с прямой речью и смешанных сложных предложениях;

создавать текст на заданную тему;

толковать значения национально маркированных слов, используя словарь;

выделять в предложении прямую речь и слова автора;

трансформировать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью;

выделять главное и придаточное предложения в составе сложного;

определять вид сложноподчиненного предложения;

распознавать безэквивалентные слова;

производить этнолингвокультурологический анализ слов;

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и тайная информация), устанавливать связи между частями текста; группировать факты текста (текстов); определять логическую структуру текста;

понимать содержание текстов разных стилей и типов; различать и использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, сочинение, конспект);

отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферы и ситуации речевого общения;

использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

создавать краткий текст по содержанию целого произведения или его части и/или писать изложение;

писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;

писать сочинение-рассуждение на заданные темы;

подготавливать и защитить доклад, конспект, реферат на заданные темы;

подготавливать тезисы и передавать в устной и письменной формах основную мысль произведения;

рассказывать и писать свою автобиографию;

переводить с русского на эрзянский язык тексты с осложненными конструкциями;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного эрзянского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

соблюдать нормы эрзянского речевого этикета;

осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления.

(п. 81 в ред. Приказа Минпросвещения России от 19.03.2024 N 171)

(см. текст в предыдущей редакции)