Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

91.5. Пояснительная записка

91.5. Пояснительная записка.

91.5.1. Программа по родной (балкарской) литературе разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

91.5.2. Специфика учебного предмета "Родная (балкарская) литература" определяется сущностью литературы как феномена национальной культуры. Изучение родной (балкарской) литературы приобщает обучающихся к нравственно-эстетическим ценностям балкарского народа, формирует духовный облик, нравственные ориентиры, общее миропонимание и национальное сознание.

91.5.3. Программа по родной (балкарской) литературе строится на основе сочетания жанрово-родового и проблемно-тематического принципов. Тематический подход отражает содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы обучающихся на уровне основного общего образования.

В программе по родной (балкарской) литературе представлены произведения разных жанров на основе историко-хронологической последовательности их создания. Круг изучаемых произведений знакомит обучающихся с историей появления, развития и смены литературных направлений, а также с основными периодами истории балкарской литературы; начинается монографическое изучение творчества балкарских писателей.

Теоретико-литературные понятия рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений, при этом используются межпредметные связи с учебным предметом "Литература".

91.5.4. В содержании программы по родной (балкарской) литературе выделяются следующие проблемно-тематические блоки:

5 класс: "Открытие мира ребенком" ("Мир человека в фольклоре", "Человек между добром и злом", "Дороги, связующие мир природы и человека", "Дети в окружении взрослых");

6 класс: "Образ человека в литературе" ("Мир человека в мифах", "Мужество и трудолюбие - два крыла для счастья", "Отчий дом - гнездо моей родины", "Человек. Природа. Цивилизация").

7 класс: "Герой эпический, лирический" ("Мир человека в нартском эпосе", "Истоки мудрости", "Самое ценное в жизни - человек!", "То, что возвышает человека").

8 класс: "Вечные темы в искусстве" ("Песня - душа народа", "Оставаться человеком в любых ситуациях", "Дороги, которые возвышают человека", "Дороги, которые ломают человека", "Истоки любви").

9 класс: балкарская литература XVII - первой половины XIX века.

91.5.5. Изучение родной (балкарской) литературы направлено на достижение следующих целей:

осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного (балкарского) языка на основе изучения лучших произведений балкарской литературы, осознание значимости чтения и изучения родной (балкарской) литературы для своего дальнейшего развития, формирование умения сознательно планировать и реализовывать чтение;

приобщение обучающихся к литературному наследию балкарского народа, формирование национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, умений анализировать и интерпретировать прочитанное;

воспитание культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера.

91.5.6. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (балкарской) литературы - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в неделю).