Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

106.10. Содержание обучения в 9 классе

106.10. Содержание обучения в 9 классе.

106.10.1. Введение.

Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе.

106.10.2. Литература древнего периода, литература периода Золотой орды.

Махмуд Кашгари "Диван-и лугъат-ит-тюрк". Словарь тюркского языка - жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.

"Кодекс Куманикус" ("Книга кипчаков" - рукописный словарь, созданный в Солхате).

Махмуд Кырымлы "Юсуф ве Зулейха" ("Юсуф и Зулейха"). Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).

106.10.3. Литература периода Крымского ханства.

Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, представляющие основные направления:

Газайи "Долап" ("Колесо"). Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни.

Ашык Умер. Семаи. Къошма. Тарих тюшюрме санаты. "Багъчасарай чешмеси китабеси".

106.10.4. Литература периода "пробуждения".

И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман "Френкистан мектюплери ("Французские письма") (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романа-эпопеи.

А.С. Айвазов "Аннеджигим, нердесин? Кель!" ("Где ты, мамочка? Приди!"). Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа.

Джафер Сейдамет. Жизнь и творчество. "Унутылмаз козьяшлар" ("Не забываемые слезы").

Теория литературы. Роман. Роман-эпопея.

106.10.5. Литература XX века.

Ш. Бекторе, стихотворения "Айт, Чатыртав!" ("Говори, Чатырдаг!"), "Къырым акъкъында" ("О Крыме"), "Татарлыгъым", "Миллетнинъ кябеси" ("Святилище народа"). Жизнь и творчество. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

А. Ильмий "Ачлыкъ хатирелери" ("Воспоминания о голоде"). Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей. Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

А. Лятиф-заде, стихотворения "Хаял" ("Мечта"), "Омюр" ("Жизнь"), "Мужде" ("Награда"), "Шаирнинъ уйкъусы" ("Сон поэта"). Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизнь, счастье, бытие, смерть). Тема поэта и поэзии в лирике.

У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказ "Расткелиш" ("Встреча").

Ю. Болат. Жизнь и творчество. "Дубаралы той" ("Свадьба с приключениями"). Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.

Энвер Селямет. Жизнь и творчество. "Санъа" ("Тебе"), "Эр шейинъдем, Ватан", "Не де дюльбер орьнеги" ("До чего красив узор"). Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта.

Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть "Теселли" ("Успокоение"). Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, ее влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин - выразитель сущности народного характера.

Теория литературы. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.