Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

75.6. Содержание обучения в 5 классе

75.6. Содержание обучения в 5 классе.

75.6.1. Общие сведения о языке.

Богатство и выразительность чеченского языка (обширный словарный состав, наличие многозначных слов, развитая система переносных значений слова, синонимы и антонимы, пословицы и поговорки).

Словообразовательные возможности чеченского языка (в пределах изученного на уровне начального общего образования). Основные разделы лингвистики (фонетика, орфоэпия, графика, орфография, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация). Язык как знаковая система. Язык как средство человеческого общения. Основные единицы языка и речи: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение.

75.6.2. Язык и речь.

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста (объем - не менее 90 слов), в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Сочинения различных видов с использованием жизненного и читательского опыта, сюжетной картины (в том числе сочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Понимание содержания прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов.

Формулирование темы и главной мысли текста, составление вопросов по содержанию текста и ответ на них.

Подробная и сжатая передача в письменной форме содержания исходного текста.

Осуществление выбора языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдение при письме норм современного чеченского литературного языка.

Использование разных видов лексических словарей.

75.6.3. Текст.

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.

Работа с текстом: простой и сложный план текста.

75.6.4. Функциональные разновидности языка.

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

75.6.5. Система языка.

75.6.5.1. Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Фонетика и графика как разделы лингвистики.

Звук как единица языка. Смыслоразличительная роль звука. Система гласных звуков чеченского языка.

Система согласных звуков чеченского языка.

Соотношение звуков и букв. Состав чеченского алфавита.

Гласные звуки: долгие и краткие.

Согласные звуки: глухие и звонкие.

Сонорные согласные.

Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции.

Слог в чеченском языке. Слог как единица слова. Ударение.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия как раздел лингвистики.

Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.

Орфография как раздел лингвистики.

Правописание буквы й.

Правописание разделительных ъ и ь.

75.6.5.2. Лексикология и фразеология.

Лексикология как раздел лингвистики.

Слово - основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Разные виды лексических словарей (толковый, синонимов, антонимов, омонимов) и их роль в овладении словарным богатством чеченского языка.

Исконно чеченские и заимствованные слова.

Фразеологизмы, их значение, употребление. Фразеологические эквиваленты в русском языке. Объяснение значения фразеологизмов, замена их синонимами и нейтральными словосочетаниями.

Фразеологические словари.

75.6.5.3. Состав слова и словообразование.

Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем.

Основа слова и окончание. Корень, приставка, суффикс.

Однокоренные слова.

Словообразование и словоизменение.

Основные способы образования слов в чеченском языке. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах при образовании слов и изменении.

Морфемный способ образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Образование слов путем сложения основ. Сложные слова. Сложносокращенные слова.

Морфемный анализ слова.

75.6.5.4. Морфология. Культура речи. Орфография.

Морфология как раздел лингвистики. Части речи как лексико-грамматические разделы слов. Система частей речи в чеченском языке.

Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного. Роль имени существительного в речи.

Собственные и нарицательные имена существительные. Грамматические классы существительных. Число имен существительных. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение имен существительных. Четыре склонения. Значение падежей. Правописание падежных окончаний имен существительных. Способы образования имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание собственных имен существительных.

Правописание ца (не) с именами существительными.

Правописание некоторых имен существительных, заимствованных из русского языка.

75.6.5.5. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.

Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса чеченского языка. Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные).

Предложение и его признаки. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных; восклицательных и невосклицательных предложений.

Главные члены предложения (грамматическая основа). Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.

Типы предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные.

Предложения распространенные и нераспространенные. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Определение и типичные средства его выражения. Дополнение (прямое и косвенное) и типичные средства его выражения. Обстоятельство, типичные средства его выражения, виды обстоятельств по значению (времени, места, образа действия, цели, причины, меры и степени).

Однородные члены предложения, их роль в речи. Особенности интонации предложений с однородными членами. Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Предложения с обращением, особенности интонации. Обращение и средства его выражения.

Синтаксический разбор простого предложения.

Предложения с прямой речью.

Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Диалог.

Пунктуационное оформление диалога при письме.

Пунктуация как раздел лингвистики.