71.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования
71.11. Планируемые результаты освоения программы по родному (хакасскому) языку на уровне основного общего образования.
71.11.1. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отраженными в литературных произведениях, написанных на родном (хакасском) языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтерство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (хакасского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (хакасского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (хакасскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины - России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (хакасском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать свое развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
71.11.2. В результате изучения родного (хакасского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.
71.11.2.1. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учетом самостоятельно выделенных критериев.
71.11.2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
71.11.2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нем информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
71.11.2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (хакасском) языке;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведенного языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
71.11.2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
71.11.2.6. У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
давать оценку учебной ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
71.11.2.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговой штурм" и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
71.11.3. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:
воспринимать на слух аудиотексты, построенные на изученном материале, и полностью понимать их содержание;
использовать контекстуальную или языковую догадку при аудировании и чтении;
вербально или невербально реагировать на услышанное;
соблюдать нормы хакасского речевого этикета;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием текста;
осознанно читать про себя, анализировать текст и находить в нем нужную информацию;
определять значение незнакомых слов по контексту и по словарю;
проводить выписки из текста с целью их использования в собственных высказываниях;
применять при письме изученные орфографические правила;
объединять слова в тематические группы;
характеризовать морфему как значимую единицу языка;
объяснять роль морфем в процессах формо- и словообразования;
применять в речевой практике основные способы словообразования;
пользоваться различными видами словарей (толковый, орфографический, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов);
соблюдать закон сингармонизма в речи;
правильно произносить звуки , , [i], , , ;
выделять слоги в слове, определять место постановки ударения в слове;
говорить с правильной интонацией;
правильно употреблять буквы ь и ъ;
уместно использовать строчную и прописную буквы при письме;
переносить слова в соответствии с правилами;
различать гласные и согласные звуки;
распознавать сонорные и шумные согласные, мягкие и твердые согласные;
различать изученные способы словообразования имен существительных, имен прилагательных и глаголов;
определять грамматические признаки имен существительных;
склонять имена существительные и правильно употреблять в речи их падежные формы;
распознавать и употреблять в речи аффиксы принадлежности (-ым, -iм, -м; , , ; -зы, -зi, -i и другие) имен существительных;
определять грамматические признаки имен прилагательных;
распознавать имя числительное по вопросу и общему грамматическому значению, выделять особенности написания и употребления чувашского имени числительного (в сравнении с русским);
изменять личные и указательные местоимения по падежам и употреблять их в речи;
образовывать и употреблять в речи временные формы глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах, в формах возможности и невозможности действия разных времен;
использовать в речи синонимы, антонимы, определять омонимы хакасского языка, пользоваться словарями синонимов и омонимов;
различать функции знаков препинания в хакасском языке;
употреблять в речи сложные слова;
устно составлять 7 - 8 предложений на заданную тему.
71.11.4. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:
понимать коммуникативную цель говорящего;
понимать основное содержание прослушанных и прочитанных несложных аутентичных текстов в рамках курса;
сообщать информацию, отвечая на вопросы разных видов, самостоятельно запрашивать информацию;
переходить из позиции спрашивающего в позицию отвечающего и наоборот;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение) с использованием ключевых слов, вопросов, плана;
зрительно воспринимать текст, узнавать изученные слова и грамматические явления, понимать основное содержание текста;
писать на хакасском языке с учетом изученных правил, создавать небольшие тексты в соответствии с изученной темой;
писать личное письмо с использованием образца, выражать пожелания;
выявлять особенности словообразования различных частей речи;
различать парные, повторяющиеся и сложные слова;
отрабатывать изученные правила орфографии, в том числе правила переноса слов;
выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов;
характеризовать морфологию как раздел лингвистики;
различать имена существительные, указывать их грамматические признаки;
склонять имена существительные;
различать формы принадлежности имен существительных;
образовывать имена существительные, применять правила написания существительных;
характеризовать имя прилагательное как часть речи, объяснять его общее грамматическое значение;
образовывать степени сравнения имен прилагательных, правильно употреблять в речи сравнительную и превосходную степени;
различать полные и краткие количественные числительные, сочетать краткие количественные числительные и существительные;
применять изученные правила написания имен числительных;
определять общее грамматическое значение местоимений и особенности их употребления в речи;
склонять местоимения по падежам;
характеризовать времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее);
оформлять письменно и воспроизводить устно различные виды диалога.
71.11.5. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
понимать содержание аутентичных текстов в рамках курса;
извлекать необходимую информацию из разного рода сообщений;
приглашать к действию, взаимодействию, соглашаться или не соглашаться на предложение собеседника, объяснять причину своего решения;
высказываться о фактах и событиях, используя основные коммуникативные типы речи (описание, повествование, рассуждение), с использованием вербальной ситуации или происходящего действия;
читать с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение) и с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
уместно употреблять в устной речи хакасские пословицы и поговорки о роли и значении родного языка;
описывать жизненный уклад, традиции, обычаи хакасского народа, употребляя изученную тематическую лексику;
распознавать постоянные эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения;
употреблять в высказываниях весь объем изученных частей речи;
определять грамматические признаки глагола;
характеризовать особенности временных форм глагола (настоящее, прошедшее, будущее времена);
корректно употреблять отрицательную и вопросительную формы глагола;
определять неспрягаемые формы глагола;
характеризовать подражательные слова как особое явление хакасского языка;
характеризовать служебные части речи (послелоги, союзы, частицы), определять их функции, находить в текстах, правильно употреблять в устной речи, правильно писать;
различать виды монолога, самостоятельно моделировать различные типы монолога на заданные темы;
составлять диалоги различных типов, используя заданные части речи, употребляя изученную лексику.
71.11.6. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
прогнозировать содержание слушаемого текста по его началу;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с речевой ситуацией, выражать эмоциональную оценку обсуждаемых событий (сомнение, восхищение, удивление, радость, огорчение);
излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, соответствие теме, связность);
находить в текстах слова, отражающие национальную культуру, духовно-этические и эстетические представления хакасского народа;
распознавать изученные части речи, определять их грамматические признаки, синтаксическую роль, склонять именные части речи;
моделировать и употреблять в речи словосочетания с разными способами связи слов;
устанавливать правильный порядок слов в предложении;
характеризовать второстепенные члены предложения, их роль, типы по значению;
различать односоставные и двусоставные предложения и их виды;
различать сложносочиненные предложения и их виды, распознавать сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени;
правильно употреблять в речи полные и неполные предложения;
характеризовать предложения с обращениями, учитывать значение интонации; правильно обособлять обращения в предложениях;
выделять разновидности обособленных членов предложения, моделировать предложения с обособленными членами;
составлять диалоги разного типа в парах и группах, оценивать диалоги других обучающихся.
71.11.7. Предметные результаты изучения родного (хакасского) языка. К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
соблюдать в практике устного и письменного общения основные произносительные, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы хакасского литературного языка;
проводить фонетический, морфемный, морфологический анализ слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений;
распознавать эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения, анализировать и характеризовать особенности их употребления в фольклорных текстах;
моделировать монологи различных видов (повествование, описание, рассуждение), составлять различные диалоги (побуждение к действию, обмен мнениями, диалог этикетного характера, диалог-расспрос, комбинированный диалог);
употреблять односоставные предложения, правильно интонировать их в устной речи и корректно расставлять в них знаки препинания при письме;
приводить элементарные социолингвистические сведения о хакасском языке;
объяснять взаимосвязь языка и национальной культуры, языки и истории народа, выделять черты национально-культурной специфики хакасского языка;
находить среди лексических единиц хакасского языка культурно-маркированные, отражающие миропонимание хакасского народа, выделять в лексическом составе хакасского языка без эквивалентные слова;
моделировать предложения с однородными членами;
употреблять вводные слова и вставные конструкции, правильно оформлять их при письме; различать члены предложения, требующие обособления, и пунктуационно выделять их при письме;
определять особенности сложного предложения, классифицировать сложные предложения, описывать роль интонации в связи частей сложного предложения, различать способы связи частей сложного предложения;
оформлять прямую речь при письме в соответствии изученными правилами, переводить прямую речь в косвенную и косвенную речь - в прямую;
создавать и презентовать монологи и диалоги разных видов на заданные темы;
пользоваться лингвистическими словарями и справочной литературой;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей