5. Прогнозный баланс ресурсов и использования органической продукции в Российской Федерации при базовом сценарии

5. Прогнозный баланс ресурсов и использования органической

продукции в Российской Федерации при базовом сценарии

Прогнозный баланс ресурсов и использования органической продукции (далее - прогнозный баланс) отражает ожидаемые объемы производства, внутреннего потребления, экспорта и импорта органической продукции на горизонте до 2030 года.

В прогнозном балансе рассмотрено 16 сегментов производства органической продукции, в том числе производство мясной и молочной продукции, продукции растениеводства, переработка, удобрения, биологические препараты и пищевые лесные ресурсы. В переработке представлены такие направления, как производство муки, крупы, хлопьев и хлебобулочных изделий, детского питания (каши из зерновых, овощное и фруктовое пюре), соков, консервированной продукции (включая горошек, кукурузу, томаты), высушенной продукции, включая чипсы.

В части использования органической продукции в прогнозном балансе выделяются такие направления, как потребление на пищевые цели, производственное потребление (корм для скота и семенной материал), промышленная переработка и экспорт. Внутри отрасли используется около половины производимой продукции, остальной объем экспортируется (в 2021 году объем экспорта составил 3,7 млрд. рублей) или реализуется конечному потребителю в Российской Федерации (в 2021 году выручка от реализации продукции составила 9,1 млрд. рублей).

Для сегмента растениеводства баланс ресурсов сформирован для зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур (на силос, сенаж), овощей, фруктов и ягод. Производство продукции растениеводства в Российской Федерации подвержено существенному влиянию природно-климатических условий, что периодически приводит к снижению урожая сельскохозяйственных культур. Поскольку периодичность повышения и снижения производства нестабильна и зависит от изменений природно-климатических условий, данные колебания не отражены в прогнозных балансах. Прогнозные балансы представляют собой тенденцию, сглаживающую колебания валового сбора.

Сегментом, в котором продукция полностью потребляется внутри органической отрасли, является выращивание кормовых культур (например, заготовка клевера на сенаж, кукурузы на силаж): продукция не является товарной и потребляется внутри животноводческих хозяйств, которые сертифицируют производство кормов для обеспечения собственного поголовья и производства или перехода на производство органической мясной и молочной продукции. Потребление кормовых культур и фуражного зерна будет расти в долгосрочной перспективе в связи с прогнозируемым увеличением объема производства продукции животноводства.

В потреблении органических зерновых культур помимо производственного потребления (фуражное зерно на корм) выделяется продовольственное потребление для производства муки, крупы, хлопьев, хлебобулочной продукции, детского питания.

Из сегментов растениеводства в промышленную переработку также переходит около половины производства овощей и фруктов (производство соков, консервированной продукции, пюре для детского питания, высушенной продукции).

Зернобобовые и масличные культуры преимущественно экспортируются.

Потребность в семенах зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур оценивается исходя из планируемых посевных площадей и существующих норм высева.

Прогнозный баланс предполагает рост производства органической продукции для реализации конечным потребителям в Российской Федерации (без учета потребления внутри отрасли) с 8,5 млрд. рублей в 2021 году до 108,7 млрд. рублей в 2030 году. Прогнозируется в том числе рост внутреннего производства для реализации конечным потребителям:

крупы, муки, хлопьев - с 1,8 млрд. рублей до 21 млрд. рублей;

овощей и фруктов - с 0,6 млрд. рублей до 10 млрд. рублей;

молока - с 1,3 млрд. рублей до 21,7 млрд. рублей;

молочной продукции - с 1,4 млрд. рублей до 23 млрд. рублей;

мяса - с 1 млрд. рублей до 5,4 млрд. рублей;

консервированной продукции, соков и другой продукции переработки овощей и фруктов - с 1 млрд. рублей до 11,7 млрд. рублей;

детского питания - с 1,1 млрд. рублей до 12,9 млрд. рублей;

продукции пищевых лесных ресурсов - с 0,3 млрд. рублей до 3 млрд. рублей.