4. Развитие горизонтальных производственных связей и каналов сбыта органической продукции

4. Развитие горизонтальных производственных связей и каналов

сбыта органической продукции

Органическая модель наиболее перспективна в тех сегментах агропромышленного комплекса, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Таким образом, в рассматриваемых сегментах можно сочетать поставки органической продукции на внешний и внутренний рынки.

С учетом такой специфики можно сделать вывод, что потенциалом развития в сфере органического сельского хозяйства в Российской Федерации обладают зерновые, масличные, зернобобовые культуры, в производстве которых высока доля конкурентоспособных крестьянских (фермерских) хозяйств, эти культуры активно вывозятся за рубеж.

Для эффективной работы по внедрению новых технологий, отстаиванию интересов и взаимодействию с партнерами (поставщиками оборудования, удобрений, кормов, семян и т.д.), выстраиванию отношений с оптовыми и розничными продавцами органической продукции, а также выходу на международный рынок приоритетным направлением работы становится развитие производственной кооперации.

Кроме классических вариантов кооперации производителей (с внедрением соответствующих механизмов субсидирования их затрат на развитие кооперации), на территориях с высокой концентрацией мелких фермерских хозяйств целесообразно создание площадок по упаковке и хранению органических продуктов в соответствии с требованиями к такой продукции, создание или активация действующих механизмов кооперации между производителями и переработчиками, производителями и сетями, производителями и научным сообществом и т.д. Это приведет к тому, что в отдельных сегментах, находящихся еще только на первоначальной стадии развития в Российской Федерации (например, в переработке, производстве биологических препаратов и удобрений, семян), появятся новые участники.

Заслуживает внимания российский опыт по вовлечению в экспортные поставки мелких и средних производителей органической продукции. Некоторые крупные экспортные трейдеры выстраивают систему реализации органической продукции на экспорт для мелких и средних производителей, объединяя их продукцию в крупные партии для дальнейшей продажи по более выгодной цене, оказывая им также поддержку в вопросах сертификации и агротехнологий. Сертифицированные производители органической продукции организовали Ассоциацию производителей и экспортеров органической продукции, насчитывающую 13 участников. Это первый в Российской Федерации успешный альянс крупных, средних и мелких производителей, который показывает стабильный рост количества сертифицированных компаний по производству органической продукции и увеличивает объемы экспортных поставок. За период с 2017 по 2019 год объем поставок органической продукции, осуществляемой компаниями - участниками указанной ассоциации, вырос более чем на 300 процентов (в 2021 году произошел спад поставок из-за изменения внешнеэкономической конъюнктуры).

Одним из вариантов является агрегация предложения со стороны сертифицированных мелких и средних хозяйств на цифровой торговой площадке под эгидой отраслевого объединения или независимого оператора такой площадки, получающего комиссию со сделок, но не диктующего цены поставщикам. Участники цифровой торговой площадки могли бы объединять имеющиеся партии товара для выполнения цифровых запросов по объемам со стороны импортеров и дистрибьюторов и формировать цифровую заявку на выполнение указанных запросов по определенной цене и в необходимые сроки.

Создание такой электронной площадки для торговли органическими продуктами на внешних и внутреннем рынках позволит сократить путь от производителя к зарубежным и российским закупщикам, избавившись от лишних посредников и сократив издержки.

Подробно факторы внутренней и внешней среды, являющиеся как преимуществами, так и слабыми сторонами сектора производства органической продукции в Российской Федерации, приведены в приложении N 5.