С точки зрения географии наиболее перспективными центрами торговли органическими продуктами являются гг. Москва и Санкт-Петербург, на их долю в настоящий момент приходится около 65 - 70 процентов продаж органической продукции (из них около 70 - 80 процентов приходится на г. Москву). При этом в г. Москве количество магазинов органических и натуральных продуктов и экопродуктов в несколько раз превышает количество таких магазинов в г. Санкт-Петербурге. Рынок органической продукции г. Санкт-Петербурга находится только на стадии развития, что позволяет новым игрокам начинать деятельность без существенной конкуренции.
Несмотря на то, что исследования указывают на большую потребность россиян в органических продуктах, магазинов, торгующих органической продукцией, в Российской Федерации немного, а цены в них достаточно высокие для массового потребителя. В 2019 году наблюдался рост таких магазинов в крупных городах (в основном городах-миллионниках). Лидерами выступали гг. Воронеж, Ростов-на-Дону, Уфа, Краснодар и Ярославль.
Наиболее значительным каналом реализации органической продукции в Российской Федерации являются супермаркеты, доля которых составляет в общей структуре реализации такой продукции более 50 процентов. Популярны также специализированные магазины по продажам органической продукции - их доля достигает 20 - 25 процентов в общей структуре реализации органической продукции. Остальная продукция реализуется через прямые продажи - продажи на рынках (около 10 процентов), интернет-площадки (около 15 процентов) и т.д. По данному критерию Российская Федерация близка к показателям ведущих стран мира.
По прогнозам, структура продаж органических продуктов в Российской Федерации будет строиться по аналогии с мировой, где около 50 процентов подобной продукции продается через крупнейшие сети.
За последние 3 года наибольший рост в г. Москве в части продаж органических продуктов показали торговые сети в форматах магазинов здорового питания и магазинов фермерских продуктов. За последние годы число торговых точек выросло почти в 3,5 раза, до 714 магазинов. Большинство сетевых ритейлеров позиционируют свою продукцию как "фермерскую", "здоровую" или "натуральную", не обеспечивая переход своей продукции на органические стандарты.
Крупные торговые сети также больше внимания уделяют развитию зеленых товарных категорий. Выделяются отдельные стеллажи и зоны под фермерские товары в формате "магазин-в-магазине". Ассортимент отделов "Био" и "зеленой продукции" растет в ведущих розничных сетях, работающих с органическими продуктами, более чем на 100 наименований ежегодно и за счет локальных поставщиков, и за счет импорта.
Как следствие, в настоящее время из-за отсутствия четкого позиционирования сертифицированная органическая продукция отечественного производства (с российским сертификатом соответствия) не выделяется потребителем как отдельная категория товаров, пользующаяся повышенным доверием. Такая продукция ставится в один ряд с другой "органической", "натуральной", "фермерской", "здоровой" продукцией, что замедляет развитие российского рынка органической продукции.
Крупные торговые сети в большинстве случаев работают с сельскохозяйственными товаропроизводителями - представителями малого и среднего бизнеса на одинаковых условиях как и с крупными агрохолдингами, поэтому таким сельскохозяйственным товаропроизводителям выполнить требования продуктовых ритейлеров, как правило, сложно. Отдельные крупные торговые сети применяют дифференцированный подход к работе с крупными, мелкими и средними сельскохозяйственными товаропроизводителями. Так, для малого и среднего бизнеса создаются особые, облегченные условия для поставок продукции, а форма договора отличается от типового договора для крупных поставщиков.
Крупные торговые сети проявляют заинтересованность в наращивании поставок от малых (местных) производителей, поскольку их продукция пользуется спросом у населения, в первую очередь благодаря узнаваемости торговых марок и высокому доверию покупателей к качеству товара.
Для продвижения продукции местных производителей крупные торговые сети регулярно проводят региональные закупочные сессии, помогающие потенциальным поставщикам выполнить требования сетей. Также торговые сети выделяют товары местного производства на полках специальными значками, проводят промомероприятия, направленные на повышение узнаваемости и спроса на локальные бренды, выделяют на своих площадях место (киоск, стенд, прилавок и др.) для реализации продукции местных производителей.
Таким образом, сети продуктовых магазинов становятся основными драйверами развития рынка сертифицированной органической продукции, вырабатывая единую политику продаж органической продукции, создавая узнаваемые локации.
Российская органическая продукция представлена в торговых сетях в основном отдельными позициями (молоко и молочная продукция, мясо, крупы и бакалея). Это обусловлено недостаточностью объемов производства, что не позволяет средним и мелким производителям выходить на регулярные поставки в сетевые форматы. Кроме того, органическая продукция воспринимается как продукт с ценовым уровнем выше среднего. Для торговых сетей, которые работают в ценовом формате "эконом", органическая продукция потенциально неинтересна.
В такой ситуации организация продаж произведенной органической продукции практически полностью ложится на плечи самих производителей, которые вынуждены развивать свои системы сбыта (прямые продажи, создание собственных торговых точек на базе сельскохозяйственного производства и продажи через социальные сети) или участвовать в специализированных сбытовых сетях для реализации органической продукции. Помимо этого, каналами сбыта органической продукции на внутреннем рынке являются адресная доставка и интернет-магазины, ярмарки экологически чистых и органических продуктов.
На Кавказе и в Сибири зарождается тренд развития региональных рынков продаж. В обоих регионах цена органической продукции планируется быть доступной для населения. В Ставропольском крае продукция сертифицированных органических сельскохозяйственных предприятий предлагается в 58 магазинах. В г. Воронеже в сети органической и фермерской продукции продаются сертифицированные органические соки и пюре из Кабардино-Балкарской Республики, молоко из г. Калуги, а также продукция в конверсии ростовских производителей (крупы, мука, овощи, ягоды, тыквенные семечки и масло).
В Российской Федерации сформировалось несколько вертикально интегрированных производственно-сбытовых структур крупных компаний, большинство из которых имеет основной доход от других видов бизнеса.
Частные специализированные магазины и интернет-магазины являются достаточно активным каналом продаж, подходящим для мелких и средних производителей. Практически в каждом регионе есть специализированные магазины и интернет-площадки по продажам органической продукции и здорового питания. Они продают сертифицированные органические продукты, а также натуральные, фермерские, диетические продукты, так как сформировать ассортимент только из органической продукции на сегодняшний день сложно из-за недостатка производителей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей