III. Цели, задачи и основные целевые индикаторы развития производства органической продукции
Развитию производства органической продукции уделяется приоритетное внимание в 190 государствах. Это объясняется тем, что его принципы соответствуют долгосрочным целям устойчивого развития, которые включены в Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. (далее - цели устойчивого развития).
Одной из 17 целей устойчивого развития является обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства. В рамках достижения этой цели предполагается добиться экологически рационального использования химических веществ и всех отходов на протяжении всего их жизненного цикла, сократить их попадание в воздух, воду и почву и свести к минимуму их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.
В соответствии с целями устойчивого развития к 2030 году люди во всем мире должны располагать информацией и сведениями об устойчивом развитии и образе жизни в гармонии с природой.
Развитие органического сельского хозяйства способствует не только повышению экологичности производства продуктов питания, но и улучшению качества питания людей. В связи с тем, что 2 млрд. человек по всему миру имеют избыточный вес или страдают ожирением, решение этой проблемы также становится актуальным.
Развитие органического сельского хозяйства напрямую влияет на достижение 15-й цели устойчивого развития, в рамках которой предполагаются защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия. Степень достижения рассматриваемой цели может измеряться индикатором "Доля земель, на которых применяется технология органического земледелия, в общей площади сельскохозяйственных угодий, процентов".
Несмотря на все усилия международного сообщества, по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), проведенным в 2020 году, человечество не успевает достичь показателя нулевого голода к 2030 году. Если тенденция последних лет не изменится, к 2030 году число голодающих на планете может превысить 840 млн. человек.
Таким образом, вопрос обеспечения населения продовольствием остается одним из наиболее приоритетных. При этом важным является также вопрос обеспечения доступа к здоровому питанию.
Во всех регионах мира множество людей, в первую очередь с низким уровнем располагаемых доходов, не имеет средств, чтобы обеспечить себе здоровое питание (по оценкам, таких людей в мире более 3 миллиардов). Считается, что здоровое питание обходится в среднем в 5 раз дороже, чем пищевой рацион, просто обеспечивающий получение с пищей необходимого количества энергии за счет основных продуктов питания с высоким содержанием крахмала. В связи с этим одним из ключевых приоритетов в мировом контексте становится расширение доступности здорового питания для всех категорий населения, в том числе с низкими доходами.
По расчетам экспертов, при сохранении существующих моделей потребления продовольствия к 2030 году уровень обусловленных рационом питания ежегодных затрат в сфере здравоохранения, связанных со смертностью и неинфекционными заболеваниями, достигнет 1,3 трлн. долларов США, или 13 процентов глобальных расходов на здравоохранение. С другой стороны, исходя из расчетов связанные с пищевым рационом ежегодные социальные издержки в виде выбросов парниковых газов, обусловленных актуальными моделями потребления продовольствия, превысят к 2030 году 1,7 трлн. долларов США.
Переход на здоровое питание будет способствовать снижению к 2030 году затрат, связанных с охраной здоровья и преодолением последствий изменения климата, поскольку скрытые издержки здоровых рационов ниже тех, которые характерны для сложившихся сегодня моделей потребления продовольствия. Кроме того, к 2030 году переход на здоровое питание позволит снизить прямые и косвенные издержки на охрану здоровья, социальные издержки, обусловленные выбросом парниковых газов, на 40 - 75 процентов.
Согласно докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) для сокращения потерь пищевой продукции на всех звеньях продовольственной товаропроводящей цепочки и повышения их эффективности странам придется пересмотреть сельскохозяйственную политику и механизмы стимулирования таким образом, чтобы они содействовали привлечению инвестиций и принятию политических решений, в большей степени ориентированных на потребности питания.
Приоритетом стран становятся политические меры, затрагивающие все звенья продовольственной товаропроводящей цепочки и ориентированные на рост ее эффективности и доступности пищевых продуктов, составляющих основу здорового питания, на сокращение потерь пищевой продукции, создание возможностей для уязвимых мелких производителей и других игроков, занятых в системе производства, логистики и реализации продовольствия.
Не менее важными являются политические меры, обеспечивающие учет проблематики питания в системе социальной защиты. Указанные меры позволят поднять покупательную способность и обеспечат финансовую доступность здорового питания для наиболее уязвимых слоев населения. Необходимо будет реализовать и политические меры более общего порядка, способствующие изменению привычных моделей поведения с переориентацией на здоровые пищевые рационы.
Перед ведущими производителями сельскохозяйственной продукции, в том числе перед Российской Федерацией, стоит задача преобразовать существующие продовольственные системы, обеспечив доступ населения к здоровому питанию без ограничения высокими ценами на пищевые продукты. Необходимо создать условия, чтобы производство и потребление продовольствия вносили вклад в обеспечение экологической устойчивости. Развитие органического сельского хозяйства позволяет решить указанные задачи одним из самых эффективных методов, именно поэтому органическое сельское хозяйство и получает такое интенсивное развитие во многих странах мира.
Переход к высокопродуктивному и экологически чистому сельскому хозяйству входит в число приоритетов и перспектив, обозначенных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. N 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации".
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 21.10.2024 N 2963-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Целями и основными направлениями устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1912-р, сельское хозяйство отнесено к основным направлениям устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации.
Производство пищевой продукции нового поколения с заданными характеристиками качества, в том числе специализированных и обогащенных, органических пищевых продуктов, является одним из стратегических направлений повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации.
В Стратегии учитывается необходимость обеспечения комплексного подхода к достижению национальных целей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года": комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
Целью реализации Стратегии является опережающее развитие производства и потребления органической продукции в Российской Федерации, предполагающее темпы роста выше, чем темпы роста сельского хозяйства в целом, и основанное на принципах устойчивого развития сельских территорий и кооперации, сбалансированного развития внутреннего рынка потребления отечественных органических продуктов и их экспорта за рубеж, внедрения и использования передовых научно-технических разработок в области органического сельского хозяйства и стимулирования предпринимательства в сфере производства органической продукции.
Задачами реализации Стратегии являются:
развитие внутреннего потребительского рынка - расширение потребления органической продукции, повышение информированности и доверия населения к органической продукции;
расширение экспортных направлений поставок органической продукции, выход на новые перспективные рынки;
развитие горизонтальных производственных связей и каналов сбыта органической продукции;
расширение производственной базы для производства органической продукции и развитие технологий - увеличение площади земель, на которых применяется технология органического земледелия, рост продуктивности производства.
Целевыми показателями реализации Стратегии к 2025 году являются:
объем производства конечной органической продукции для внутреннего рынка - 32,6 млрд. рублей (по сравнению с 9,1 млрд. рублей) (базовый сценарий Стратегии, в ценах 2021 года);
динамика производства конечной органической продукции для внутреннего рынка - 142,4 процента (113,3 процента в 2021 году);
объем потребления органической продукции - 40,5 млрд. рублей (24,4 млрд. рублей в 2021 году);
экспорт органической продукции - 6,5 млрд. рублей (3,7 млрд. рублей в 2021 году);
площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, - 1352 тыс. гектаров (656 тыс. гектаров в 2021 году).
Целевыми показателями реализации Стратегии к 2030 году являются:
объем производства конечной органической продукции для внутреннего рынка - 114,5 млрд. рублей (по сравнению с 9,1 млрд. рублей в 2021 году) (базовый сценарий Стратегии, в ценах 2021 года);
динамика производства конечной органической продукции для внутреннего рынка - 120,7 процента (113,3 процента в 2021 году);
объем потребления органической продукции - 149,8 млрд. рублей в 2030 году (24,4 млрд. рублей в 2021 году);
экспорт органической продукции - 27,8 млрд. рублей (3,7 млрд. рублей в 2021 году);
площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, - 4292 тыс. гектаров (656 тыс. гектаров в 2021 году).
В качестве года для установления базового уровня показателей и параметров определен 2021 год.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей