V. Анализ основных рисков и вызовов развития производства органической продукции в Российской Федерации

V. Анализ основных рисков и вызовов развития производства

органической продукции в Российской Федерации

Реализации высокого потенциала Российской Федерации в органическом сельском хозяйстве препятствуют фактическое отсутствие инфраструктуры органического сельского хозяйства по сравнению, например, с европейскими странами, низкий уровень информированности населения о свойствах и преимуществах органических продуктов, недостаточная культура производства органической продукции.

В средне- и долгосрочной перспективе наиболее существенными являются следующие проблемы и потенциальные риски развития производства органической продукции в Российской Федерации:

отсутствие статистического инструментария учета органической продукции;

неразвитый внутренний спрос, обусловленный низкой покупательной способностью значительной доли населения Российской Федерации и низкой узнаваемостью сертифицированной органической продукции потребителями;

значительное количество фальсификата и продукции, мимикрирующей под органическую, на внутреннем рынке;

неопределенность перспектив взаимного признания российского сертификата соответствия и сертификатов соответствия ведущих стран - импортеров органической продукции;

отсутствие специализированных банковских продуктов, учитывающих технологии производства органической продукции;

недостаток квалифицированных кадров и специальных знаний в области эффективного ведения производства органической продукции;

недостаточное развитие внутриотраслевых экономических связей (слабое развитие или отсутствие кооперации по большинству направлений органического сельского хозяйства);

недостаточный опыт ведения органического сельского хозяйства у отечественных фермеров и компаний (недостаток информации об эффективных технологиях и возможностях повышения производительности труда);

ухудшение конкурентных позиций российской органической продукции (появление на российском рынке "серого" импорта, например из Китайской Народной Республики, Республики Белоруссия, с более низкой себестоимостью по сравнению с российской продукцией);

ограничение на использование (закупку) импортных технологий, оборудования, племенного скота и др.;

введение санкций на поставку семян, удобрений, кормов и другого специализированного сырья, нехватка семян и посадочных материалов (в Российской Федерации доля импортных семян для производства органической продукции составляет 30 - 90 процентов);

рост цен на сырье (в том числе удобрения, топливо, корма, семена и др.) и, как следствие, снижение маржинальности производства при ограниченных возможностях повышения цен для конечных потребителей.

Проблемы и потенциальные риски развития экспорта органической продукции из Российской Федерации:

относительно низкая по сравнению с зарубежными производителями производительность (урожайность, надои) и, соответственно, недостаточная конкурентоспособность российской продукции на экспортных рынках;

внешнеэкономические санкции по отношению к экспорту из Российской Федерации;

высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную продукцию;

высокий уровень финансовых и временных затрат на прохождение зарубежной сертификации при отсутствии системы взаимного признания сертификатов соответствия;

риски роста транспортно-логистических расходов.

В рамках Стратегии выделяются следующие ключевые виды рисков:

агроклиматические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, состоянием агроклиматических ресурсов страны, последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

технологические риски, вызванные отставанием отечественной производственной базы от развитых стран по уровню технологического развития;

социальные риски (изменение показателей предпочтений, информированности и социально-экономического положения населения страны), оказывающие влияние на структуру потребления органической продукции, а также на доступность такой продукции для населения;

внешнеэкономические риски, обусловленные ужесточением требований стран-импортеров к поставляемой продукции, изменением политической и товарной конъюнктуры в зарубежных странах, в том числе способные привести к недостатку на внутреннем рынке Российской Федерации современной зарубежной техники и технологий, необходимых для ведения конкурентоспособного органического сельского хозяйства.