3. Расширение потребления органической продукции на внутреннем рынке и повышение доверия потребителей к органическим продуктам
3. Расширение потребления органической продукции
на внутреннем рынке и повышение доверия потребителей
к органическим продуктам
Расширение внутреннего спроса и повышение доверия потребителей к органической продукции становятся одними из самых важных приоритетов и для государства, и для отрасли органической продукции. Недоверие потребителей, в том числе к централизованной рекламе общефедеральных средств массовой информации, и их невысокая информированность о пользе органических продуктов, об их отличиях от продукции с обозначениями "био" и "натуральная" становятся барьерами для роста потребления таких продуктов. По значимости эти барьеры сопоставимы с относительно высоким уровнем цен на органическую продукцию и недостаточным уровнем доходов населения.
Повышать уровень доверия можно посредством постепенного информирования потребителей о качествах органической продукции, за счет которых она выигрывает у своих аналогов, не прошедших сертификацию, а также информирования об ассортименте органической продукции и местах, где можно ее приобрести. Потребитель не готов предпринимать существенные шаги для того, чтобы искать возможности приобретения органических товаров. Каналы сбыта должны быть доступны для покупателей, в том числе с точки зрения информационного поля, в котором находятся покупатели.
Еще одним направлением стимулирования внутреннего спроса может стать постепенная интеграция органической продукции в систему закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части обеспечения питания в социальных и образовательных организациях. Вводя соответствующие требования к закупаемой продукции, государство не только обеспечивает себя более качественной продукцией, но также стимулирует других производителей повышать качество своей продукции и переходить на производство органической продукции.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., определяют в качестве одного из механизмов охраны окружающей среды обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки учитываются в закупках. Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" также предусмотрена возможность проведения закупок с дополнительными экологическими требованиями.
Требования к качеству закупаемой продукции не сформулированы и не имеют официального статуса, покупатели слабо ориентируются в экологической маркировке товаров, имеют место случаи использования неоправданных заявлений экологического характера в целях маркетинга продукции (так называемый гринвошинг, или "зеленое отмывание" брендов, продуктов).
В связи с этим предлагается принять следующие меры:
проработка и реализация механизмов интеграции органической продукции в систему закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в части обеспечения питания в социальных и образовательных организациях, принятие российского сертификата соответствия в качестве подтверждения соответствия критериям органической продукции;
включение критериев органической продукции на первоначальном этапе (до 2025 года) в условия контрактов, по мере роста доли сертифицированных поставщиков - в техническую спецификацию;
реализация коммуникационной стратегии, включающей информирование различных целевых аудиторий и охватывающей различные целевые аудитории;
тренинги для представителей государственных закупщиков для обучения их методам и инструментам закупок органической продукции (анализ рынка, правового поля, инструментов, маркировок, определение критериев качества продукции и их включение в закупочный цикл, проведение мониторинга и оценки результатов);
мониторинг результатов закупок, включающий отслеживание соответствия поставок критериям органической продукции, и в конечном итоге достижения целей закупок.
Запуск приоритетных централизованных закупок сертифицированной отечественной органической продукции для социально значимых федеральных, региональных и муниципальных учреждений (общеобразовательных организаций, санаториев, больниц) будет реализован совместно с отраслевыми объединениями. Пилотными регионами могут стать регионы, в которых производство органической продукции получило наибольшее развитие (в частности, Вологодская, Воронежская, Московская, Томская и Ярославская области).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей