3. Развитие экспорта органической продукции

Наиболее важный для Российской Федерации экспортный рынок - зерновые культуры. В мире самые большие площади (36 процентов всех посевных площадей, имеющих органическую сертификацию) отведены под посевы пшеницы. Таким образом, даже в отношении такой традиционной российской экспортной культуры, как пшеница, есть потенциал дальнейшего роста экспорта за счет использования органических технологий. В настоящее время под экспорт зерновых, масличных и кормовых культур в Российской Федерации сертифицировано более 60 тыс. гектаров земли. В данной сфере работают 10 компаний, обладающих иностранными сертификатами соответствия. Большая часть из них объединена в Ассоциацию производителей и экспортеров органической продукции. Поставки осуществлялись лидерами этого сегмента рынка в страны Европейского союза и Соединенные Штаты Америки. Восстановление экспорта, возможно, будет обеспечено начиная с 2024 года.

Значительный по сравнению с другими направлениями экспортный потенциал для Российской Федерации представляют дикорастущие грибы, ягоды, орехи, травы, в том числе лекарственные. С учетом того, что в настоящее время в мире сертифицировано более 40 млн. гектаров для сбора пищевых лесных ресурсов, Российская Федерация, обладающая самыми большими в мире площадями земель лесного фонда (1184 млн. гектаров), может стать лидером по этим видам продукции.

Приоритетным рынком является Китайская Народная Республика, которая официально стала крупнейшим в мире импортером сельскохозяйственной продукции после того, как по итогам 2019 года обогнала страны Европейского Союза и Соединенные Штаты Америки. Китайская Народная Республика импортировала сельскохозяйственной продукции на сумму 133,1 млрд. долларов США. При этом меняется структура китайского импорта (растет спрос на мясо, молочные продукты, фрукты и ягоды). Там, где раньше доминировали оптовые товары, сейчас стремительно набирают обороты более дорогостоящие и ориентированные на потребителя продукты. Китайская Народная Республика также является крупнейшим в мире рынком для импорта молочных продуктов, объем которого в 2019 году составил 12 млрд. долларов США. Кроме того, растущий спрос на здоровую пищу способствует увеличению продаж фруктов и орехов.

В числе приоритетных направлений экспорта в Китайскую Народную Республику по видам сельскохозяйственной продукции следует выделить кукурузу, соевые бобы и кедровый орех. Экспортным потенциалом также обладают ячмень, замороженные ягоды, мед и орехи.

Приоритетными рынками являются развивающиеся страны с динамично растущим рынком органической продукции.

В числе перспективных рынков для развития российского экспорта органической продукции можно выделить рынки стран Персидского залива, Юго-Восточной Азии, а также стран ближнего зарубежья.

Рынки стран ближнего зарубежья уже освоены российскими компаниями, понятны условия сертификации органической пищевой продукции на этих рынках, а также сформированы базы закупщиков и клиентов. Это поможет в короткие сроки наладить продажи органической продукции в Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Республике Узбекистан и других странах ближнего зарубежья. Все больше потребителей в Республике Казахстан заинтересовано в потреблении органической продукции. Более того, географическая близость данного рынка может послужить преимуществом при выходе российских экспортеров на рынок. При этом повышенным спросом на данном зарубежном рынке пользуются мясная продукция, а также продукция переработки.

Регион Персидского залива наряду с Китайской Народной Республикой являются одними из основных с точки зрения возможностей для наращивания экспорта органической продукции из Российской Федерации. Крупнейшими покупателями российской продукции могут стать Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Ограниченность земель, пригодных для ведения органического сельского хозяйства, наряду со сравнительно высокими финансовыми возможностями населения стран региона и растущей популярностью органической продукции позволяют рассматривать этот рынок в числе приоритетных для развития российского экспорта. Объем расходов на органическую продукцию в Королевстве Саудовская Аравия, самой крупной по численности населения стране региона (34 млн. человек), составляет, по данным Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL), 8,8 евро на человека, что сопоставимо с аналогичными показателями в Республике Польша и Китайской Народной Республике. В Объединенных Арабских Эмиратах каждый житель расходует 3,5 доллара США в год на органическую продукцию, в Государстве Катар - 6,5 доллара США в год, в Государстве Кувейт - 6,8 доллара США в год.

Учитывая растущую осведомленность потребителей об органических продуктах, крупные супермаркеты в этих странах постепенно расширяют ассортимент органической продукции, однако большинство предлагаемых продуктов переработки, представленных в основном полуфабрикатами (например, сухие завтраки, пищевые добавки, печенье, соки), импортируется.

В товарной структуре российского экспорта в странах Персидского залива будут востребованы органическая продукция, произведенная из пищевых лесных ресурсов (преимущественно ягоды), кондитерские изделия (включая печенье, батончики), мед, переработанные овощи, фрукты и злаки. Импорт этих продуктов в арабских странах растет, что связано как с невысоким уровнем собственного производства, так и со стабильно растущим уровнем качества жизни. Важной экспортной категорией могут стать органические удобрения и биологические препараты для сельского хозяйства.

Увеличение поставок органической продукции будет зависеть от установления российскими компаниями долгосрочных отношений с покупателями и реализации маркетинговых стратегий по продвижению своей продукции.