Несмотря на то что российская экономика вступила в фазу структурной перестройки, вопросы, связанные с достижением национальных целей в области устойчивого развития <1> и обеспечением углеродной нейтральности российской экономики к 2060 году <2>, остаются значимыми целями национальной повестки стратегического развития Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Цели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также иными документами стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
<2> В рамках реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 года N 3052-р. Указанная стратегия была принята в том числе в целях обеспечения выполнения Российской Федерацией обязательств по Парижскому соглашению по климату от 12 декабря 2015 года, принятому постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2019 года N 1228 "О принятии Парижского соглашения", вступило в силу для Российской Федерации 6 ноября 2019 года (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 39, статья 5430) (далее - Парижское соглашение по климату).
Учитывая стратегические приоритеты по развитию российской экономики, Банк России стремится создать условия для максимального вовлечения участников финансового рынка в финансирование направлений развития и проектов, обеспечивающих наибольший вклад в достижение указанных целей, при условии обеспечения устойчивости и стабильности функционирования финансовой системы.
Банком России проводится политика по созданию условий для учета участниками финансового рынка вопросов устойчивого развития, экологических, социальных факторов и факторов корпоративного управления (далее - ESG-факторов) в корпоративном управлении и процессе выбора объектов для инвестиций <3>.
--------------------------------
<3> Информационное письмо Банка России от 15 июля 2020 года N ИН-06-28/111 "О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования" и информационное письмо Банка России от 16 декабря 2021 года N ИН-06-28/96 "О рекомендациях по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития".
В силу специфики деятельности финансовые организации концентрируют потоки капитала, непосредственно участвуют в процессе отбора проектов и активов для инвестирования и, соответственно, являются важными участниками процесса трансформации экономики. Изменение климата и связанные с этим энергопереход <4> и изменение наднационального и национального регулирования, а также социальные последствия несут в себе реальные риски для деятельности субъектов экономики, как являющихся клиентами финансовых организаций, так и тех, ценные бумаги которых составляют инвестиционные портфели финансовых организаций, увеличивают системные риски, характерные для финансовых рынков.
--------------------------------
<4> Под энергопереходом в рамках настоящих Рекомендаций понимается структурное изменение экономики и технологических процессов с целью достижения целей Парижского соглашения по климату, в основе которого лежит переход на менее углеродоемкие источники и более энергоэффективные технологии производства энергии.
В связи с этим раскрытие информации финансовыми организациями способствует информированию всех заинтересованных лиц о вовлеченности финансовых организаций в повестку устойчивого развития, масштабах направления ими капитала на финансирование проектов, связанных с достижением национальных целей развития и реализацией стратегии развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов, а также способствует получению заинтересованными лицами информации о степени учета новых рисков как самими финансовыми организациями, так и иными субъектами экономики, являющимися их клиентами и контрагентами.
Настоящие Рекомендации в первую очередь разработаны для использования в качестве методических материалов для системно значимых кредитных организаций, крупнейших и крупных брокеров, акционерных инвестиционных фондов, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих <5>, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, имеющих развитые системы корпоративного управления и стратегического планирования, но могут использоваться и иными финансовыми организациями.
--------------------------------
<5> Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами (абзац второй статьи 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Они призваны обеспечить учет в деятельности финансовых организаций рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, создать образец информирования заинтересованных лиц о вовлеченности финансовых организаций в вопросы устойчивого развития, в том числе в финансирование проектов устойчивого развития, и предоставить заинтересованным лицам для принятия информированных решений сведения о том, каким образом и в какой степени риски и возможности, связанные с устойчивым развитием, учитываются в деятельности финансовых организаций.
Задачей настоящих Рекомендаций является предоставление финансовым организациям, а также всем заинтересованным лицам сведений о лучших практиках раскрытия финансовыми организациями информации в области устойчивого развития: структуре и составе раскрываемой информации, порядке и сроках раскрытия, принципах структурирования информации, наиболее значимых для заинтересованных лиц количественных и качественных характеристиках деятельности финансовых организаций, связанных с устойчивым развитием.
При подготовке настоящих Рекомендаций были приняты во внимание подходы, используемые в стандартах и рекомендательных документах иностранных регулирующих органов и международных организаций, посвященных предоставлению и раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития. Список таких международных стандартов и рекомендаций представлен в приложении 1 к настоящим Рекомендациям.
Настоящие Рекомендации важно применять с учетом характера и масштаба деятельности финансовой организации, осуществляемых ею видов деятельности <6>, уровня и сочетания принимаемых финансовой организацией рисков, а также с учетом действующего в отношении финансовой организации специального регулирования в части, не противоречащей требованиям такого регулирования.
--------------------------------
<6> Под видами деятельности для целей настоящих Рекомендаций понимаются виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", а также банковская деятельность.
При принятии решения о следовании настоящим Рекомендациям, объеме и составе раскрываемой информации финансовым организациям целесообразно оценивать соотношение потенциальных издержек и положительного эффекта от применения настоящих Рекомендаций, доступность данных об устойчивом развитии, раскрываемых контрагентами, а также учитывать степень развития систем стратегического планирования, корпоративного управления, в том числе систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита, стремиться к их организации и развитию таким образом, чтобы обеспечить следование настоящим Рекомендациям.
В случае если финансовая организация является публичным акционерным обществом, в дополнение к настоящим Рекомендациям рекомендуется также руководствоваться подходами, изложенными в информационном письме Банка России от 12 июля 2021 года N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ".
С учетом санкционных рисков для российских компаний финансовым организациям рекомендуется самостоятельно определять объем раскрытия информации в области устойчивого развития, который, с одной стороны, будет обеспечивать предоставление заинтересованным лицам существенной информации в области устойчивого развития для привлечения инвестиций и адекватной оценки рисков, с другой - будет способствовать минимизации рисков санкционного давления. Кроме того, финансовым организациям рекомендуется также обратить особое внимание на учет требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Настоящими Рекомендациями предусмотрено раскрытие финансовой организацией информации, относящейся как к деятельности самой финансовой организации, так и к деятельности иных лиц, например организаций, которым предоставлены кредиты или ценные бумаги которых входят в инвестиционные портфели финансовой организации <7>. Учет финансовой организацией рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, в части кредитного, страхового, инвестиционного портфелей во многом зависит от качества раскрытия информации об активах и обязательствах, входящих в состав таких портфелей. В связи с этим ожидается, что настоящие Рекомендации будут не только создавать основу для раскрытия информации об устойчивом развитии финансовыми организациями, но и способствовать повышению качества раскрытия информации клиентами и контрагентами финансовых организаций, что в целом будет способствовать повышению прозрачности деятельности субъектов российской экономики.
--------------------------------
<7> Как правило, такая информация раскрывается в виде агрегированных показателей с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей