<Письмо> Минфина России от 30.07.2023 N 02-06-07/71391 "О формировании входящих показателей бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности 2023 года организациями бюджетной сферы"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 30 июля 2023 г. N 02-06-07/71391
ВХОДЯЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНОГО (БУХГАЛТЕРСКОГО) УЧЕТА
И ОТЧЕТНОСТИ 2023 ГОДА ОРГАНИЗАЦИЯМИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ
По итогам анализа оперативных данных бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений на 1 июля 2023 г., представленных Федеральным казначейством, и в дополнение к письму Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 02-06-07/108267 в целях единого подхода формирования входящих показателей учета и отчетности 2023 года Министерство финансов Российской Федерации сообщает.
Начиная с 2023 года при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы учитываются положения:
Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н <1> (далее - Инструкция N 157н);
--------------------------------
<1> В редакции приказа Минфина России от 21 декабря 2022 г. N 192н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н <2> (далее - Инструкция N 162н);
--------------------------------
<2> В редакции приказа Минфина России от 29 марта 2023 г. N 35н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфин России от 16 декабря 2010 г. N 174н <3> (далее - Инструкция N 174н);
--------------------------------
<3> В редакции приказа Минфина России от 27 апреля 2023 г. N 57н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. N 183н <4> (далее - Инструкция N 183н).
--------------------------------
<4> В редакции приказа Минфина России от 5 мая 2023 г. N 64н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению".
При ведении бюджетного учета (бухгалтерского учета бюджетных (автономных) учреждений), составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составлении и исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного учреждения, государственного (муниципального) автономного учреждения применяются коды (составные части кодов) бюджетной классификации с учетом положений Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуры и принципы назначения, утвержденный приказом Минфина России от 24 мая 2022 г. N 82н (далее - Порядок N 82н), а также Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29 ноября 2017 г. N 209н в редакции приказа Минфина России от 8 сентября 2022 г. N 137н (далее - Порядок N 209н).
С учетом положений вышеуказанных приказов показатели бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений 2023 года формируются с учетом:
обособленных счетов бухгалтерского учета для учета биологических активов, расчетов по их приобретению (реализации);
обособленных счетов бухгалтерского учета для учета единого налогового платежа, единого страхового тарифа;
обособленного счета бухгалтерского учета для отражения обязанности возмещения государственным внебюджетным фондом Российской Федерации расходов страхователей, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством Российской Федерации;
с применением счета бухгалтерского учета 40160 "Резервы предстоящих расходов" при признании арендатором объектов учета операционной аренды;
изменений кодов бюджетной классификации Российской Федерации, применяемых при формировании номера счетов аналитического учета Рабочего плана счетов;
иных изменений, применяемых с 2023 года.
Принимая во внимание изложенное, показатели вступительного баланса 2023 года (данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года) раскрываются в отчетности 2023 года с учетом их изменений операциями межотчетного периода, отраженными на основании Бухгалтерских справок (ф. 0504833) с применением счета 040130000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Раскрытие информации об изменении показателей вступительного баланса осуществляется в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее - Сведения (ф. 0503173), Сведениях об изменении остатков валюты баланса консолидированного бюджета (ф. 0503373) (далее - Сведения (ф. 0503373), Сведениях об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее - Сведения (ф. 0503773), данные которых должны быть подтверждены соответствующими регистрами бухгалтерского учета - Журналами операций межотчетного периода (ф. 0504071) (в части пересчета показателей отчетности - пояснениями в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160), Пояснительной записки к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360), Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).
Обращаем внимание, что под изменением показателя вступительного баланса понимается в том числе такое изменение, значение которого равно нулю (например, при уточнении номера счета аналитических учета расчетов дебиторской (кредиторской) задолженности при изменении кодов бюджетной классификации) (письмо Минфина России от 30 декабря 2021 г. N 02-06-07/108267).
При отражении изменений показателей вступительного баланса в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373) и Сведениях (ф. 0503773) следует учитываются следующие положения.
1. Согласно пункту 6 федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Биологические активы", утвержденного приказом Минфина России от 16 декабря 2020 г. N 310н (далее - СГС "Биологические активы"), к биологическим активам относятся живые организмы (животные, растения, грибы), культивируемые для получения биологической продукции (в том числе древесины), естественный рост и восстановление которых находятся под непосредственным контролем, ответственностью и управлением субъекта учета, осуществляемых им в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), деятельности по выполнению работ, оказанию услуг.
Для бухгалтерского учета активов, классифицируемых как биологические активы, иных объектов учета, связанных с биологическими активами, результатов операций с ними, применяются обособленные счета учета (011320000, 011330000, 011490000, 010627000, 010637000, 010724000, 010734000, 011490000, 011000000, 020576000, 020636000, 020836000, 020976000, 030236000).
Перевод показателей (при наличии) осуществляется операциями межотчетного периода с раскрытием соответствующей информации в графе 9 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации".
2. В целях принятия арендатором к учету нефинансовых активов - объектов учета операционной аренды в сумме арендных обязательств пользователя (арендатора) положениями Инструкций N 157н, N 162н, N 174н и N 183н предусмотрено применение счета 40160 "Резервы предстоящих расходов".
Исходящие остатки по счетам учета 03022400X "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом", 03022900X "Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" в объеме остаточной стоимости объектов учета аренды (на 1 января 2023 г.) подлежат реклассификации операциями межотчетного периода на соответствующие счета аналитического учета счета 40160 "Резервы предстоящих расходов" (040160224, 040160229) с одновременным уточнением показателей счетов санкционирования расходов.
Раскрытие информации в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) осуществляется по графе 9 по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации".
По состоянию на 1 января 2023 г. на счетах 03022400X "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом", 03022900X "Расчеты по арендной плате за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами" подлежит отражению объем принятых и неисполненных денежных обязательств за периоды до 2022 года включительно.
Применение счета 40160 "Резервы предстоящих расходов" для объектов учета неоперационной (финансовой) аренды положениями Инструкций N 157н, N 162н, N 174н и N 183н не предусмотрено.
3. При наличии исходящих остатков по счетам бухгалтерского учета, по которым для текущего финансового года уточнены номера счетов Рабочего плана счетов вследствие изменений по бюджетной классификации (согласно Порядку N 82н, приказу Минфина России от 17 мая 2022 г. N 75н "Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов)"), положениями нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета, предусмотрен перенос операциями межотчетного периода исходящих остатков на актуальные аналитические счета, содержащие код (составные части кода) бюджетной классификации, применяемый начиная с текущего финансового года.
Учитывая, что значение показателей в группировочных строках Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) не увеличивается (не уменьшается) при указанных изменениях, но по аналитическим счетам, включенным в указанные строки, показатели изменяются межотчетным периодом (уточняются показатели графы 1 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503369), Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), в графе 9 Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773) по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" указывается значение равное нулю (в формате 0,00).
Аналогичные положения ранее Минфином России были доведены системными разъяснениями от 30 декабря 2021 г. N 02-06-07/108267, от 10 апреля 2023 г. N 02-06-07/31750.
4. Положениями Инструкции N 157н, Инструкции N 162н для учета в 2023 году дебиторской, кредиторской задолженности по межбюджетным трансфертам капитального характера предусмотрено применение счетов учета 020654001 "Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации", 030254001 "Расчеты по перечислениям капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации".
Перевод показателей в части образованной на 1 января 2023 года дебиторской, кредиторской задолженности по межбюджетным трансфертам капитального характера осуществляется операциями межотчетного периода.
Указанные изменения отражаются в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) по графе 9 по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (в формате 0,00).
5. Отражение операций по возмещению арендодателю (ссудодателю) расходов в связи арендой (безвозмездным пользованием) объектов недвижимого имущества согласно уточнениям порядка применения КОСГУ осуществляется по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" КОСГУ.
Учитывая изложенное, образованная на 1 января 2023 года задолженность арендатора по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг, услуг связи, исполнение которой осуществляется в 2023 году, подлежит переносу операциями межотчетного периода на соответствующие счета аналитического учета (в частности, на счет учета 03022400X "Расчеты по арендной плате за пользование имуществом").
Указанные изменения отражаются в Сведениях (ф. 0503173), Сведениях (ф. 0503373), Сведениях (ф. 0503773) по графе 9 по коду причины 06 "Иные причины, предусмотренные законодательством Российской Федерации" (в формате 0,00).
6. Начиная с 1 января 2023 года согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" обязанность по уплате налога исполняется налогоплательщиком посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, который учитывается на едином налоговом счете.
Для отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете исполнения организациями бюджетной сферы совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента по уплате налогов, сборов, страховых взносов, признаваемых в качестве единого налогового платежа согласно Инструкциям N 157н, N 162н, N 174н и N 183н применяется счет 30314 "Расчеты по единому налоговому платежу".
Исходя из положений выше указанных нормативных правовых актов формирование входящих остатков по счету учета 30314 "Расчеты по единому налоговому платежу" операциями межотчетного периода не осуществляется.
Положениями пункта 3 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации начиная с 2023 года установлен единый тариф страховых взносов, включающий тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, в соответствии с которым осуществляется уплата страховых взносов в качестве единого налогового платежа.
Учитывая, что применение единого страхового тарифа согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", как и уплата страховых взносов в составе единого налогового платежа, осуществляется с 1 января 2023 года, формирование входящих остатков по счету учета 30315 "Расчеты по единому страховому тарифу" операциями межотчетного периода также не осуществляется.
Соответственно, указанные выше изменения не приводят к формированию показателей Сведений (ф. 0503173), Сведений (ф. 0503373), Сведений (ф. 0503773).
Вместе с тем, в целях корректного раскрытия в бюджетной отчетности, бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений информации о расчетах по налогам (сборам), уплачиваемым посредством единого налогового платежа (о дебиторской (кредиторской) задолженности по платежам в бюджет) субъектам учета необходимо осуществить сверку данных с налоговыми органами с учетом рекомендаций, доведенных Минфином России письмом от 30 июня 2023 г. N 02-07-07/60961.
Обращаем внимание, суммы уплаченных до 1 января 2023 года налогов, страховых взносов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, которые не были учтены налоговыми органами в составе сальдо единого налогового счета, подлежат обособлению в бюджетном (бухгалтерском) учете.
7. Для учета расчетов по суммам возмещения расходов, понесенных учреждениями (страхователями) в связи с реализацией положений Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по финансовому обеспечению предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), начиная с 1 января 2023 г. предусмотрен счет учета 020939 "Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователей".
Пунктом 17 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 14 июля 2021 г. N 467н, предусмотрено перечисление до окончания текущего финансового года средств на расчетный счет страхователя на основании принятого решения о возмещении за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) расходов на оплату предупредительных мер.
Учитывая, что законодательством Российской Федерации предусмотрено завершение до окончания текущего финансового года расчетов с Фондом по возмещению расходов страхователей на оплату предупредительных мер, в текстовой части пояснительной записки необходимо дополнительно указать причины (обоснования) в случае формирования показателей по счету 020939 "Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователей" операциями межотчетного периода.
Дополнительно к положениям по формированию входящих показателей учета и отчетности 2023 года следует отметить следующие переходные положения по применению учетной политики 2023 года.
Наряду с формированием входящих показателей учета и отчетности 2023 года обороты по счетам бухгалтерского учета, сложившиеся с 1 января 2023 года до даты перехода на актуализированный Рабочий план счетов (Рабочий план счетов централизованного учета) также подлежат уточнению (при необходимости).
Бухгалтерские записи по актуализации оборотов по счетам бухгалтерского учета оформляются Бухгалтерской справки (ф. 0504833):
Вновь вводимые обороты принимаются к бюджетному учету посредством осуществления дополнительных бухгалтерских операций по соответствующим счетам актуализированного Рабочего плана счетов (Рабочего плана счетов централизованного учета) (например, уменьшение резерва предстоящих расходов на сумму принятых обязательств по оплате арендной платы при операционной аренде, обороты по расчетам при перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа с применением счета 30314, обороты по расчетам по авансам выданным, принятым обязательствам в части межбюджетных трансфертов капитального характера с применением счетов 20654, 30254, обороты по принятым арендатором обязательствам по возмещению арендодателю стоимости коммунальных услуг, услуг связи, иные обороты). При этом обороты, требующие корректировки (в связи с изменением порядка отражения объектов бухгалтерского учета) отражаются методом "Красное сторно".
При отражении операций по корректировке оборотов по счетам бухгалтерского учета внесение исправлений в первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, ранее сформированные, не требуется.
Также следует отметить, что обязательные требования к аналитическому учету по счетам бюджетного (бухгалтерского) учета определены положениями Инструкции N 157н, согласно которым начиная с 2023 года по отдельным счетам учета (по расчетам, отраженным на отдельных счетах учета) аналитический учет ведется также в разрезе даты исполнения согласно правовому основанию и дополнительного аналитического признака, идентифицирующего целевое назначение средств (при его наличии).
Рекомендации по приведению аналитического учета расчетов в соответствии с указанными требованиями были доведены до главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органах субъектов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации письмом Минфина России от 7 июня 2023 г. N 02-06-07/52435.
Актуализация в части дополнительного аналитического признака оборотов по счетам бухгалтерского учета, сложившихся с 1 января 2023 года до даты переходы на актуализированный согласно Инструкции N 157н Рабочий план счетов (Рабочий план счетов централизованного учета), осуществляется посредством дополнительной бухгалтерской записи по соответствующим счетам Рабочего плана счетов (Рабочего плана счетов централизованного учета) в сумме остатка по счету, сложившегося на дату перехода.
Обращаем внимание на необходимость корректного отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете даты исполнения задолженности согласно правовому основанию, влияющей на оценку и анализ дебиторской (кредиторской) задолженности, в том числе просроченной.
В частности, по показателям дебиторской задолженности, отраженной на нижеуказанных счетах бухгалтерского учета, при указании даты исполнения рекомендуется учитывать следующие факторы:
по счету 20600 "Расчеты по авансам выданным" - в части государственных (муниципальных) контрактов, договоров следует предусматривать срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом срока приемки товаров, работ, услуг в случаях, когда данная приемка является обязательным условием для принятия и исполнения денежного обязательства по расчетам за фактически поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги; по субсидиям и иным целевым трансфертам - срок представления отчета о достижении значений результатов предоставления (использования) субсидии (целевого трансферта) (с учетом установленного периода рассмотрения и принятия отчета);
по счету 20800 "Расчеты с подотчетными лицами" - срок представления отчета подотчетного лица с учетом периода его рассмотрения и утверждения согласно локальным актам субъекта учета;
по счету 21005 "Расчеты с прочими дебиторами" - в части предоставления обеспечений исполнения контракта (договора) - срок исполнения обязательств по контракту (договору) с учетом процедур приемки товаров, работ, услуг (при их проведении);
по счету 30300 "Расчеты по платежам в бюджет" - в части налогов, сборов и иных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, если со дня их уплаты прошло более трех лет (переплаты, образованные более чем за три года) - в качестве даты исполнения признается дата "31.12.2999";
по счету 30314 "Расчеты по единому налоговому платежу" - последний календарный день текущего финансового года, в котором была произведена уплата единого налогового платежа (для 2023 года - 31 декабря 2023 г.).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей